Антиглобализм как новый фактор политических отношений в XXI в.

То, что было смутным предчувствием кучки энтузиастов, стало предметом исследований и мейнстримом политики

1. Конец XX в. ознаменовался разрушением многих политических шаблонов, сформировавшихся в ходе Нового времени. Политическая карта Западной Европы в течение практически всего века определялась равновесным противостоянием двух-трех политических основных политических партий, отражавших интересы наемных работников, промышленного и финансового капитала, иногда — землевладельцев. В США такая ситуация была заменена на противостояние определенных кланов, каждый из которых в той или иной степени предлагал определенные блага практически всем классам общества. К концу XX в. произошел разрыв с традицией, согласно которой либеральная политика проводится Правыми, либерально ориентированными партиями при противодействии социал-демократов. Однако в 90-ые годы либеральные реформы в странах Европы были проведены как раз партиями, чьими целями была защита наемных работников: социалистами во Франции, лейбористами в Великобритании. В то же время экономические процессы глобализации, получившие и своё теоретическое оформление [Аттали 1993], вышли на передний план и вызвали противодействие как в Западном полушарии (США, Канада, ряд стран Латинской Америки), так и в Европе, в Азии, а позднее и в России [Агитон 2004], [Зиновьев 2002].

2. Ситуация с антиглобалистским движением в России представляет значительный интерес, поскольку позволяет отследить заинтересованные силы и их роль в развитии типологически нового противостояния. Можно отметить следующие организационно оформленные или самодеятельные группы:

— так называемые «альтерглобалисты», которые представлены левой интеллигенцией еврокоммунистической ориентации (А.В. Бузгалин, Ю.Б. Кагарлицкий, Д. Митина и ряд других); эта группа активно участвует в мероприятиях, организуемых западными противниками «глобализации по-капиталистически», считая глобализацию в целом неизбежным процессом, которому надо придать социальную направленность;

— «православные антиглобалисты», выступившие против введения средств электронной идентификации граждан (универсальная электронная карта, единый личный номер, вживляемые микрочипы); поскольку активисты и возглавивший движение ученый и писатель В.П. Филимонов апеллировали к христианским догмам, для большинства это движение представлялось «кучкой ретроградов»;

— «антиглобалистское сопротивление», объединившее усилия как левых, так и православных (хотя, сотрудничая с православными антиглобалистами, активисты «АГС» апеллировали не церковным догматам, а к идеалам свободы воли, предостерегали от использования электронных идентификаторов как инструмента слежки).

3. «Антиглобалистское сопротивление», возникшее в 2001-2002 годах и представленное в Санкт-Петербурге, Москве и ряде крупных городов (Екатеринбург, Ярославль, Нижний Новгород, Ижевск, Саратов и др.) позиционировало себя как объединение различных общественных и общественно-политических организаций, включая партии (КПРФ, «Народная воля») и занималось преимущественно распространением идеологии «сопротивления новому мировому порядку». Своей задачей активисты считали донесение до сознания граждан представления о современном политическом процессе как о результатах развития тенденции экономической глобализации, сопровождаемой ликвидацией суверенитета стран, культурной деградацией («новые кочевники»), торжеством потребительской идеологии и постепенным превращением большинства населения Земли в обслугу «золотого миллиарда». С этим связывали процессы в российской политике, вызывавшие возмущение большинства населения в 2000-2012 годах.

Основные принципы данного движения были отражены уже в установочном документе «Декларация сопротивления новому мировому порядку», принятом на первой публичной встрече противников глобализации в г. Москве «Векторы антиглобализма» (20 апреля 2002 г.) (http://www.anti-glob.ru/old/doc/decl.htm). В частности, там отмечены экономические корни глобализации («Нам готовят “дивный новый мир”, в котором миллиарды человеческих жизней приносятся в жертву максимальной прибыли), отмечена духовная деградация, причем западная культура представлена не врагом разрушаемой отечественной (что встречалось в ряде патриотических изданий), а такой же жертвой и объектом защиты: «Чтобы подчинить народы, вытесняется культура – и национальная, и ставшая достоянием всех классическая. Новому мировому порядку не нужны ни Толстой и Омар Хайям, ни Диккенс с Хемингуэем».

Заметим, что там же провозглашается и важность суверенитета государства для противостояния разрушительным тенденциям: «ликвидируется суверенитет государств, разрываются узы национальных и даже семейных связей». Эта установка вступает в противоречие с некоторыми устремлениями альтерглобалистов, что проявилось и в дальнейшей деятельности этого направления. Так, в ходе протестов в связи с саммитом «Большой восьмерки» в С-Петербурге (2006 год) антиглобалисты вопреки традиции не протестовали против самой встречи, считая контакты глав государств одним из способов реализации национального суверенитета в отличие от закулисных встреч типа Бильдербергского клуба. Лозунгом протестов было «Восьмерка, не будь шестеркой финансовых олигархов» (http://www.anti-glob.ru/old/conf.mp3).

Присоединение к созданному на первом же форуме «Антиглобалистскому сопротивлению» осуществлялось путем подписания этой декларации, а также «Семи программ сопротивления новому мировому порядку» [Громова, Широкова 2005], которые предусматривали протестную, информационную и аналитическую активность в политической, экономической и культурной сферах. В дальнейшем эта деятельность вылилась в организацию уличных акций, конференций и форумов, публикации на сайте, издание газеты «Планета Антиглоб», проведение поэтических конкурсов и т.п. Возник даже «спойлер», человек, объявивший себя Президентом Антиглобалистского движения и действующий под этим «лейблом» иногда вопреки основным принципам антиглобализма (http://anti-global.ru/?p=19038).

4. Появление антиглобалистской идеологии соответствует развитию мирового процесса и, соответственно, глобализма как идеологии. С самого начала существования антиглобализма в мире и в России делались заявки на принципиальную новизну идеологических и организационных оснований. Можно отметить следующие политологические новации, соответствующие антиглобалистским установкам. Во-первых, это отказ от традиционного противопоставления «левые vs правые политические силы». На сайте www.anti-glob.ru неоднократно встречается лозунг «На левых и правых не делимся». Действительно, в рядах «Антиглобалистского сопротивления», а также в ряде зарубежных движений (в частности, тех, которые приняли участие в конференции «Живи, Земля!») оказываются и коммунистически (или социалистически) ориентированные силы, и традиционалисты: клерикалы, «патриоты», националисты (естественно, не ксенофобской ориентации). В этом смысле «лево-правое» противопоставление, действительно, оказывается признаком уже завершающегося исторического этапа – Модерна. Снятие этого противопоставления (в диалектическом смысле) можно связать с изменением противоречий заинтересованных групп и сил: от противоречий внутри страны совершен переход к противостоянию «глобализаторы (условно — «золотой миллиард») — население стран». И хотя классовые противоречия при этом отнюдь не снимаются, в целом интересы наиболее значимых финансовых и промышленных «хозяев» отдельных стран всё больше перемещаются к полюсу глобализации, ТНК.

5. Еще одним аспектом современных политических отношении, привнесенным глобализацией и антиглобалистскими движениями, можно считать вынос в поле зрения политики проблем духовного плана: сохранения национальных ценностей («духовные скрепы» в современном российском политическом контексте), вопросы воспитания, управления культурным пространством. Это вызвано ролью культурного перформатирования в продвижении глобалистских идей («новые кочевники» [Аттали 1993]).

6. Одним из важнейших аспектов изменений, вызванных глобализацией, оказывается изменение статуса государственного суверенитета, который снижается вследствие экономических проблем: увеличения объемов рынка, обеспечивающего рентабельность инноваций, роль специализации в повышении рентабельности, перетекание капиталов. Происходит смена управления через государственные и официальные международные структуры на управление через неофициальные объединения, связанные с финансовыми и промышленными корпорациями. В этом смысле антиглобалистская активность открывает новые возможности для мобилизации общественных сил различных государств, в том числе и конкурирующих на мировой политической сцене.

Другим следствием указанных процессов является перенос антиглобалистской активности с уровня общественных организаций на государственный. В отдельных своих проявлениях это имело место и раньше. Можно вспомнить деятельность Мухаммада Мухатхира (Малайзия), Уго Чавеса (Венесуэла) и ряда других. (http://anti-glob.ru/old/index.html). В настоящее время в действиях многих государственных и политических лидеров все больше просматриваются признаки противодействия именно глобализационным трендам.

Это относится не только к внешней, но и ко внутренней политике. В частности, хотя и в многократно смягченной форме, идеологемы антиглобализма, особенно в современных условиях, могут быть эффективно использованы и используются представителями государственной власти и политической сферы в России для рекрутирования массовой общественной поддержки идее особого российского пути и укрепления позиций России на мировой арене.

7. Антиглобализм на сегодняшний день стал очевидным фактором и внутренней политики по всему миру, причем уже не только по чисто экономическим соображениям, но и в едва ли не большей мере в связи с иммиграционными процессами (утеря политической поддержки канцлером ФРГ Ангелой Меркель, постановка вопроса о выходе Великобритании из ЕС, президентские выборы в США). Таким образом, речь действительно идет о некоей демаргинализации антиглобализма и превращении его в новый фактор политики в XXI в.

Ссылки

Агитон К. Альтернативный глобализм. Новые мировые движения протеста/ пер. с французского под общей редакцией Ю. Марковой, науч. ред. К. Клеман. — М.: Гилея, 2004. — 208 с.

Альтерглобализм: теория и практика антиглобалистского движения (под ред. А.В. Бузгалина) Москва: Эдиториал УРСС, 2003.

Антиглобализм; новые повороты/ сост. Е.А. Громова, Е.Г. Широкова.- М.: ЛО «Московия». — 2005. — с. 5-7

Аттали Жак На пороге нового тысячелетия/ пер с английского. — М.: Международные отношения. — 1993.

Зиновьев А.А. Глобализация есть новая мировая война// Антиглобализм М.: 2002. — с.11-23.

В.П. Филимонов Человек должен оставаться человеком. — СПб, Сатис — 2009, 211с.

Henry Kissinger. Henry Kissinger on the Assembly of a New World Order/ The Wall Street Journal, 29.08.2014. — [Электронный ресурс]. – URL: http://www.wsj.com/articles/henry-kissinger-on-the-assembly-of-a-new-world-order-1409328075. (Дата обращения: 13 июня 2016 г.)

Henry Kissinger. Globalization and its discontents. The International New York Times, 29.05.2008/ — [Электронный ресурс]. – URL: http://www.nytimes.com/2008/05/29/opinion/29iht-edkissinger.1.13311978.html?_r=0 (Дата обращения: 13 июня 2016 г.)

Борисова Е.Г.

Жеглова Ю.Г.

Московский государственный лингвистический университет

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Рейтинг@Mail.ru