Глобализация во
благо народов
Первая волна
глобализации связана
с эпохой великих
открытий до начала
Первой мировой
войны. Вторая волна
– от 1947 до 1991
гг. – это время
постялтинского мира
и Холодной войны.
Третья волна
началась в 90-х гг.
и продолжается до
нынешнего момента,
породив множество
эффектов, таких как
виртуализация
экономики,
реколонизация,
появление обществ
сетевого типа. Как
отмечает ряд
исследователей
обратная волна
глобализации,
исходящая из
развивающихся стран
способствует
экономическим
изменениям в этих
регионах, приводя к
дисбалансу субъектов
международной
политики, если эта
тенденция
сохранится, это
может привести к
непредсказуемым
последствиям.
Необходимо новое
идеологическое
мышление.
Человек, в отличии
от животных имеет
историческое
мышление,
рассматривая себя во
временно-пространственной
перспективе. Здесь
можно выявить связь
с обозначаемым
субъектом истории и
господствующими
идеологиями в тот
или иной период.
Если тоталитарные
идеологии видели
субъектом истории
государство, то
либерализм
рассматривает
субъектом истории
индивидуума,
оторванного от
комплекса
культурного наследия
и межсоциальных
связей. Однако,
никто не
рассматривал как
субъект истории
народы в процессе
своего чистого
бытия, со всем
богатством
межкультурных
связей, традиций,
этнических
особенностей и
мировоззренческих
установок.
После трех
политических теорий
(либерализм,
марксизм и фашизм),
которые показали
свою
несостоятельность и
трех волн
глобализации,
необходима выработка
новой политической
теории, которая
сформирует четвертую
волну, качественно
отличную от трех
предыдущих, и где
основным действующим
субъектом, как уже
было сказано, будут
народы. При этом,
важно не
формирование
оппозиции и движений
по принципу «анти»,
а выработка
конструктивного
контркредо, которое
по мнению З.
Бжезинского сможет
разрушить глобальное
доминирование США.
Архетипы, война и
экономика.
Существует связь
между коллективным
бессознательным и
экономическими
моделями. Исламская
экономика отрицает
процентный рост. В
православии
экономика – это
прежде всего
домострой. Во многом
современая
либерально-рыночная
экономика построена
на протестантской
этике, что
убедительно доказал
Макс Вебер.
Американский
исследователь Бернар
Лиэтар показал, что
нынешняя мировая
монетаристская и
финансовая система
основана на
патриархальном
архетипе, при
котором деньги
являются средством
для накопления.
Финансизм и
спекулятивные рынки
привели к созданию
экономических
симулякров,
подрывающих
жизнедеятельность
социальных систем.
Кром того,
экономическая
конкуренция,
характерная для
либерального уклада,
напрямую связана с
риском войны. Если
не происходит
своевременного
отвода энергии
посредством траты,
то она неизбежно
расходуется путем
катастров (Жорж
Батай). Однако в
истории были случаи,
когда работал другой
архетип, основанный
на матрифокальном
принципе – Древний
Египет, высокое
Средневековье и
др., где локальные
деньги действовали
по принципу
демереджа и являлись
средством обмена.
Гетеродоксальные
экономические теории
(Шумпетер, Гезель,
Сисмонди и др.)
представляют собой
альтернативу,
которая работает во
благо общины, что
было подтверждено
экспериментами с
региональными
деньгами. Денежные
системы
LETS,
Time Dollar,
WIR,
представляющие собой
деньги взаимного
кредитования и
являются
беспроцентными до
сих пор представляют
прекрасный образец
экономической
солидарности внутри
общества.
Хотя, по
предположению ряда
исследователей,
переход к модели
тесного
взаимодействия стран
и народов должен был
привести к
уменьшению
вероятности
конфликтов,
появление новых
моделей общества
привело к новым
формам войн. Они
получили название
сетевых или
сетецентричных, и по
замыслу их
архитекторов такие
войны ведутся во
время конфликта,
кризиса и мира и
влияют на поведение
врага, союзника и
нейтральных сторон
(Сибровски,
Гартска). То есть,
из чисто военного
приминения они
перешли в сферу
социально-культурную,
экономическую,
дипломатическую и
др., а время их
начала и заверешения
крайне
неопределенны, а
активным субъектом
выступают не только
государства, но и
транснациональные
корпорации, НПО,
религиозные
объединения,
преступные
группировки и
политические партии.
Другими словами,
сетевые войны
ведутся всегда и
против всех.
Bellum omnium contra
omnes Гоббса
распространилась на
весь мир, в котором
функции Левиафана
хотят исполнять США.
Ключевым моментом в
таких войнах
является информация,
точнее ее
своевременное
получение, обработка
и прокачка по
каналам
коммуникации, что
позволяет создавать
эффект своевременной
и надлежащей
осведомленности
среди своих и
перекрытие доступа к
информации для чужих
(классический
принцип пары
друг-враг по Шмитту).
Кроме того,
наделение того или
иного послания
акцентами (Почепцов)
и манипулирование
знаками (Ги Дебор),
позволяют создавать
особый дискурс,
который в качестве
инструмента
применяется в
международной
политике. С другой
стороны,
отключенность ряда
регионов из
всемирной
информационной сети
и создают
определенные риски
вследствие наличия у
ряда стран и народов
другого паттерна
мышления, чем у
центра мировой
глобализации (Т.
Барнетт).
Новое мышление
Поскольку
когнитивная сфера
является наиболее
существенным
аспектом
сетецентричных войн
и все сильнее влияет
на международные
процессы (об этом
свидетельствует
появление таких
терминов, как
глоттополитика и
ноополитика),
необходимо
качественно новое
о-сознание,
способствующее
пониманию исходящих
угроз извне, их
причин, а также
моделей мышления
(включая архетипы)
других народов.
Предыдущие
бихевиористские
подходы и ведение
информационных войн
велось в основном со
стороны
правительства США в
отношении всех
остальных народов.
При нынешнем кризисе
либеральной системы
и инициативах ряда
стран
переформатировать
международный
порядок следует
изменить подход и к
наукам, которые
влияют на
формируование
мировоззрения
будущей жлиты, и к
социо-культурным
праткикам, которые
несмотря на свою
важность, долгое
время оставались вне
внимания со стороны
большой политики.
Сдвиг мышления
должен быть
комплексным, с
задействованием
архетипических
пластов, который
позволит
безболезненно
отмереть старым
мемам и заложить
основы для нового
миропорядка, где в
цветущей сложности
будут гармонично
со-развиваться
общества устойчивого
изобилия.
Автор:
Савин Леонид
Владимирович
Глава администрации
Международного
«Евразийского
движения»,
Редактор портала
Геополитика
постмодерна
www.geopolitica.ru
Ведущий эксперт
Центра
геополитических
экспертиз,
Сотрудник Центра
Консервативных
Исследований
Социологического
факультета МГУ им.
М.В. Ломоносова.