Почему новый президент и Конгресс должны национализировать Федеральную резервную систему
Хотя данная статья, подготовленная давним соратником покойного Линдона Ларуша, была написана в ответ на одно из замечаний президента Дональда Трампа о Китае и США, в ней изложены принципы национального банковского дела — в противовес англо-венецианской модели «независимого центрального банка», — которые применимы в любых странах, сталкивающихся со всеми или некоторыми экономическими кризисами, такими как долг, инфляция, высокие процентные ставки или другие факторы, мешающие доступности инвестиционных кредитов реальному сектору экономики.
26 декабря 2024 г. — Могут ли «Китай и Соединённые Штаты … совместно решить все проблемы мира, — если подумать над этим», как предположил избранный президент Трамп 17 декабря?
Давайте подумаем об одной огромной проблеме, для решения которой они могли бы объединиться, а именно, о колоссальном долговом бремени и нехватке кредитных ресурсов на развитие, что сдерживает экономическое развитие во многих странах «Глобального Юга» в последние пять лет — ещё со времён товарной инфляции 2018-2019 г.г., пандемии COVID-19, инфляции, определяемой центральными банками, и последующим резким повышением процентной ставки ФРС.
В 2024 г. бремя расходов на обслуживание долга в бюджетах развивающихся стран было самым высоким за всю историю и составляло 42,2% совокупных государственных расходов всех развивающихся стран. Объём государственных кредитов на выполнение проектов развития намного меньше, и они выдаются по повышенным процентным ставкам. В статье «Долг ослабляет экономику развивающихся стран», опубликованной в журнале Foreign Affairs 11 июля 2024 г., отмечается, что «когда в марте 2022 г. ФРС подняла процентные ставки по казначейским бумагам США, валюты стран с низким уровнем доходов девальвировались, а правительства этих стран потеряли доступ к рынкам капитала». В 2024 г. 75 беднейших стран тратят почти 8% своего совокупного ВВП на обслуживание долга (общая сумма составляет 185 млрд долл., или 2,5 млрд долл. в каждой из этих беднейших стран).
Шиллеровский институт распространяет краткий обзор важнейших проектов развития, имеющих трансформационный эффект для разных стран мира, в брошюре «Стимулирование развития означает миллиарды рабочих мест, отсутствие беженцев, отсутствие войн» (Development Drive Means Billions of New Jobs, No Refugees, No War), выпущенной в начале декабря 2024 г. Это те проблемы мира, которые предстоит решить Соединённым Штатам в ходе совместной работы с Китаем и в сотрудничестве со странами БРИКС.
Но сначала новому американскому президенту придётся предотвратить долговой кризис в самих США и «эффект Лиз Трасс», которым грозят ему Уолл-стрит и Лондон. Если он применит значительное снижение налогов при одновременном повышении расходов на оборону, как это сделала Лиз Трасс на посту премьер-министра Британии в сентябре 2022 г., то он может столкнуться с таким же падением рынка государственных облигаций, из-за которого миссис Трасс вылетела с должности уже в следующем месяце.
Кризис реален на рынке казначейских облигаций, крупнейшем финансовом рынке мира и крупнейшей площадке спекулятивных операций с деривативами, где работают десятки тысяч спекулятивных хеджевых фондов. За пять лет национальный долг США вырос на 50% и продолжает беспрецедентно нарастать приблизительно на 2 трлн. долл. в год; по прогнозам, этот темп будет сохраняться в 2030-х гг.. Федеральные расходы взлетели на столько же за однолетние периоды — например, на 617 млрд долл. с 2023 по 2024 финансовый год, в то время как налоговые доходы федерального бюджета США выросли за десять лет — на 610 млрд долл. с 2015 по 2024 гг. В 2020-2024 финансовых годах расходы федерального бюджета составляли 25-30% ВВП по сравнению со средним за 50 лет показателем 21% ВВП.
Это происходит в отсутствие значительного роста в обрабатывающей промышленности при росте производительности труда ниже 1,5% в год при очень небольшом объёме строительства нового жилья. В течение тех же пяти лет средние цены на жильё в американских городах также выросли на 50%.
В октябре-ноябре 2024 г. (это первые два месяца 2025 финансового года) в федеральном бюджете США снова отмечался дефицит на рекордную до сих пор сумму даже по сравнению с необузданным ростом нового долга за предыдущий финансовый год. США наращивали новый долг на 65% быстрее, чем в 2024 финансовом году.
Проблема Федеральной резервной системы
Стремительный рост спекулятивных операций с долговыми ценными бумагами и деривативами в коммерческой банковской системе США, с момента краха фонда LTCM в 1998-1999 гг. до мирового финансового кризиса 2007-2008 гг., может объясняться отменой в 1990-х гг. Закона Гласса — Стиголла от 1933 г. и его защитных механизмов регулирования и поправок. Однако в течение десятилетия после кризиса 2007-2008 гг. преобладала политика количественного смягчения при нулевой процентной ставке, которую проводила ФРС США (наряду с центральными банками Европы и Японии).
Согласно свидетельским показаниям в Конгрессе, которые дала тогдашний директор Федеральной корпорации страхования банковских вкладов (FDIC) Шейла Бэйр 22 июня 2011 г., ФРС возглавила список агентств США, которые предоставили финансовому сектору страны новую поддержку объёмом примерно 14 трлн. долл. Журнал «EIR» показал (Рис. 1), что крупнейшие банки США отреагировали стагнацией кредитования ими экономики и сосредоточились на спекуляциях со своими огромными суммами новых депозитов, которые получили благодаря ФРС.
РИС. 1
Депозиты и кредиты в форме ссуд в банковской системе США
Рост ВВП США за то десятилетие (2009-2018 гг.), когда ФРС распоряжалась ситуацией, составил в среднем всего 2,2% в год. Росли лишь крупнейшие банки — их депозиты и активы увеличились примерно на 40%.
Народный банк Китая и крупнейшие китайские государственные банки влили в китайскую экономику средства в новой валюте, эквивалентные примерно такой же сумме — 14 трлн. долл. Но в отличие от США эти средства были использованы не как избыточные банковские резервы для поддержки колоссальных финансовых спекуляций, а как кредиты для обеспечения производства и производительности. По оценкам ежегодных отчётов о росте экономики Китая, подготовленных PricewaterhouseCoopers, эти средства обеспечили создание новых материальных производительных активов стоимостью около 10 трлн. долл. в промышленности и инфраструктурном секторе как в Китае, так и за его пределами в рамках инициативы «Один пояс, один путь».
Рост ВВП Китая в 2009-2018 гг. составлял в среднем 8% в год. Китай обеспечивал треть экономического роста мировой экономики в течение десяти лет после мирового финансового кризиса 2007-2008 гг. За это десятилетие Китай стал ведущей экономикой мира по ВВП (с учётом паритета покупательной способности), а также в обрабатывающей промышленности.
Когда печатание денег Федеральной резервной системой в конце концов вызвало товарную инфляцию, а затем и общую инфляцию в 2019-2023 гг., которая достигла 9% даже в американской экономике, и когда затем ФРС перешла от количественного смягчения к резкому повышению процентной ставки более чем до 5%, годовой рост ВВП в Китае, хоть и снизился по сравнению с предыдущим периодом, оставался вдвое выше, чем в США. Китай стал крупнейшей экономикой мира (по паритету покупательной способности) с самым большим объёмом производства и торговли товарами.
«Смена режима»
Долговой кризис, с которым теперь сталкивается Трамп на посту президента, был вызван совместной работой ФРС и Министерства финансов США в 2019-2024 гг. В кругах центральных банков его называли «сменой режима» в пользу ФРС; Министерство финансов, выпустив новые долговые бумаги на 7 трлн. долл., стало партнёром ФРС в выдаче избыточных банковских резервов на триллионы долларов и абсорбировании этого нового долга.
Это «партнёрство» ФРС и Министерства финансов в печатании денег на 9 трлн. долл. с конца 2019 г. фактически запустила ФРС под руководством своего тогдашнего председателя Джанет Йеллен — за несколько месяцев до того как к нему присоединилось Министерство финансов, возглавляемое Йеллен же (в 2021-2025 гг.). Во время «кризиса репо» на межбанковских рынках, который начался 15 сентября 2019 г., Федеральный резервный банк каждый вечер в течение 18 дней, до 3 октября 2019 г., выдавал сначала миллиарды, затем десятки и в конце концов сотни миллиардов долларов мегабанкам, которые, в свою очередь, выдавали кредиты своим собственным «трейдерам», а также хеджевым фондам и другим спекулятивным небанковским организациям. 4 октября 2019 г. это кредитование «овернайт» стало долгосрочным кредитованием — «QE5» (пятая программа количественного смягчения, запущенная ФРС): прямым предоставлением избыточных резервов объёмом в десятки миллиардов долларов мегабанкам, которые затем создали новые, «ликвидные», банковские депозиты. Это печатание денег.
Затем ФРС совместно с Министерством финансов провела второй этап печатания долларов в огромном объёме и международного кредитования для поддержки ликвидности, начав в марте 2020 г. после того как пандемия COVID-19 нарушила производственно-сбытовые цепочки в экономике многих стран. В США для ФРС и Министерства финансов были созданы «компании специального назначения» для финансирования или поддержки кредитов в рамках «программы защиты оплаты труда», крупных корпоративных кредитов и приобретения акций компаниями, приобретения муниципальных облигаций, государственных бюджетных кредитов, а также различных льгот и субсидий, связанных с пандемией.
С того времени десятки тысяч хеджевых фондов наводнили открытый рынок казначейских облигаций объёмом почти 30 трлн. долл., покупая краткосрочые предметы залога для спекуляций. Федеральный резервный банк предоставляет для этого ликвидность в форме «избыточных банковских резервов» и «кредитов на пополнение ликвидности».
Сами банки США не захотели держать долговые бумаги Министерства финансов, предпочитая выдавать кредиты хеджевым фондам, которые спекулируют государственными облигациями и их производными, известными под названием «базисных торгов», и др. Центральные банки и суверенные фонды благосостояния других крупных стран также сократили свои вложения в американские долговые бумаги. ФРС остаётся в центре масштабной спекулятивной операции этим быстро растущим долгом.
На конец недели, закончившейся 20 декабря 2024 г., все банки в банковской системе США в совокупности владели долговыми бумагами Министерства финансов США на сумму примерно 1,6 трлн. долл., что составляло около 6% их активов. По состоянию на ту же неделю объём вложений ФРС в эти бумаги всё ещё был почти втрое больше (4,4 трлн. долл.), что было значительно больше половины её активов. У крупнейших банков были т.н. «избыточные резервы» на триллионы долларов, полученные в результате сбрасывания долговых бумаг Минфина США и частных ипотечных ценных бумаг на счета ФРС. Крупным банкам платят проценты за эти резервы по полной процентной ставке по федеральным фондам! (Их называют «проценты по избыточным резервам», IOER).
Национализировать ФРС, применить Закон Гласса — Стиголла к банкам
Новая Администрация США может видеть, что политика ФРС со времени мирового финансового кризиса не только поддерживала десятилетие стагнации экономики и затем два года безудержной инфляции; с конца 2019 г. она поддерживала Министерство финансов США в величайшем в истории любой страны всплеске долга, дефицита и субсидирования федерального правительства. Кредитная надёжность США подвергается риску.
Конгрессу и президенту нужно действовать сообща. Федеральный резервный банк нужно национализировать — дать ему новый, радикально другой устав, который предписывает ему перестать функционировать как резервный банк для крупных банков и преобразовать его в кредитную организацию для бюджета капиталовложений страны, а также стимулировать экспорт товаров производственного назначения для экономического развития.
Основной функцией резервного банка является предоставление достаточного объёма ликвидных резервов крупнейшим банкам Уолл-стрит, Лондона и Европы, что предположительно даст этим мегабанкам возможность спасать финансовые рынки за счёт предоставления ликвидности организациям, которые занимаются спекулятивными операциями, в случае угрозы кризиса — независимо от того, насколько опасны спекулятивные операции или насколько огромными могут быть нужные избыточные банковские резервы.
(Названия других крупных центральных банков, «резервных банков», показывают, что организация этого вида является наследием британского колониализма: Резервный банк Индии, Резервный банк ЮАР, Резервный банк Австралии, Резервный банк Новой Зеландии).
С другой стороны, основной функцией национальной кредитной организации является предоставление кредита агентствам, выполняющим важные капитальные проекты страны; содействие кредитованию коммерческими банками подрядчиков по этим проектам путём дисконтирования задолженности последних; и кредитование международных банков развития, которые помогают финансировать проекты преобразования экономики в остальных странах мира. Это национальный банк наподобие национальной банковской системы, существовавшей у США при «Американской системе» на протяжении почти всего 19 века, а затем в 1930-1950-х гг. во время существования Корпорации финансирования реконструкции.
Если функция нынешнего Федерального резервного банка как основного органа регулирования безопасности и надёжности национальных коммерческих банков должна сохраниться, то эта дополнительная функция может по-прежнему выполняться через окружные банки нового Банка.
Но нынешняя практика ФРС устанавливать краткосрочные ставки для «таргетирования инфляции» или «обеспечения ликвидности» должна быть прекращена в новом уставе. Её практику создания избыточных банковских резервов для крупных банков нужно прекратить, равно как и практику выплаты им процентов за хранение этих резервов в ФРС. Нужно запретить её нынешнюю практику разрешать частным банкам устанавливать нулевой уровень своих обязательных резервов.
Национальный банк с новым уставом должен быть обязан как можно быстрее сократить свой раздутый пакет казначейских ценных бумаг объёмом 4,4 трлн. долл. до менее чем 1 трлн. долл., позволив покупателям этих бумаг конвертировать их в капитал в новом национальном банке — в акционерный капитал или облигации без специального обеспечения. Это повысит кредитные возможности нового национального банка.
В новом уставе нужно запретить имеющиеся сегодня у Федерального резервного банка крупные вложения в «активы» в виде ценных бумаг, обеспеченных ипотечными кредитами (MBS), и (или) другие формы деривативов. Они являются основой еще большего числа спекулятивных операций в системе частных банков с более рискованными деривативами ипотечных долговых бумаг. Принадлежащий ФРБ пакет MBS объёмом 2,25 трлн. долл. (он практически не сократился за последние два года предполагаемого «сокращения» его счетов) не способствовал развитию ипотечного рынка, который сейчас почти встал.
Запрет новому национальному банку приобретать казначейские облигации в качестве обеспечения «избыточных резервов», предоставляемых крупным банкам («количественное смягчение» — «quantitative easing», «QE»), не даст Банку возможности гарантировать предоставление государственной финансовой помощи при спекулятивных операциях этих банков. Возникнет необходимость в предложениях повторно принять и применять нормы Закона Гласса — Стиголла. Они отделят инвестиционные подразделения мегабанков и их спекулятивные операции с ценными бумагами от коммерческого кредитования, так что такие спекулятивные операции не смогут в случае кризиса получать финансовую поддержку за счёт денег налогоплательщиков и вкладчиков.
Инвестиции в рост производительности
Новый устав должен создать кредитный банк — кредитную организацию для агентств, выполняющих крупные проекты по развитию новой инфраструктуры, которая также будет предоставлять услуги дисконтирования частным банкам, кредитующим производство и строительство. Национальный банк с новым уставом останется банком Министерства финансов США, в который будут зачисляться налоговые, таможенные и другие доходы.
Как и предыдущие национальные банки в истории Американской системы экономики, новый национальный банк сможет, при помощи многолетних займов на развитие инфраструктуры и промышленности, выдавать кредитные ресурсы в объёме, в 4-5 раз превышающем любые федеральные доходы, зачисленные в него для целей таких займов.
Другими словами, США смогут управлять отдельным бюджетом капитальных вложений через кредитные полномочия нового национального банка, который в несколько раз увеличит, при помощи долгосрочного кредитования, те средства, которые федеральное правительство может тратить на важные программы и проекты развития новой высокотехнологичной инфраструктуры и материально-экономического роста в промышленности.
Будущие повышения производительности в экономике, которые станут результатом этих проектов, приведут к росту финансовых поступлений в большей степени, чем необходимо для погашения этих займов на производство товаров капитального назначения. Это относится к экспорту таких товаров в другие страны, особенно в развивающиеся, а также к бюджету капиталовложений США.
В частности, Конгресс законодательно разрешит образование публичной корпорации, которая будет называться Банк Соединённых Штатов; он также разрешит образование в Банке подразделения по управлению крупным бюджетом капиталовложений — Национального банка инфраструктуры и промышленности (National Bank for Infra¬structure and Manufacturing). Он будет уполномочен кредитовать крупные национальные проекты по развитию инфраструктуры, включая наземные перевозки и порты, национальную систему электрифицированного междугороднего железнодорожного сообщения, управление водными ресурсами и водоснабжение, борьбу с засухой, защиту от наводнений и ураганов, производство и распределение электроэнергии, космические исследования; выдавать займы американским агентствам, уполномоченным выполнять такие проекты; предоставлять кредиты на выполнение капитальных проектов штатов и муниципалитетов за счёт приобретения муниципальных облигаций по мере их выпуска; и дисконтировать задолженность компаний перед коммерческими банками.
Кроме того, этот Банк будет участвовать в совместных предприятиях с агентствами других стран для совместного кредитования крупных международных проектов развития новой инфраструктуры, особенно в развивающихся странах. Он будет сотрудничать с Экспортно-импортным банком США и американской Международной финансовой корпорацией развития при выдаче торговых кредитов компаниям, участвующим в выполнении международных инфраструктурных проектов.
Это необходимая глобальная политика для реализации проектов, направленных на преобразование инфраструктуры экономики, которая изложена в указаной выше брошюре Шиллеровского института. Это самый эффективный способ остановить нынешние массовые потоки неконтролируемой миграции и связанный с ними незаконный оборот наркотиков.
Страны Глобального Юга будут приветствовать это значительное дополнение к тому, чего страны-члены БРИКС смогли достичь в области кредитования развития, главным образом в рамках китайской инициативы «Один пояс, один путь».
Тогда Китай и США смогут совместно работать в одном направлении — обеспечении экономического и научного развития — для решения мировых проблем.
Перевод с английского. Оригинал опубликован в журнале “EIR” от 10 января 2025 г.
Пол Галлахер
Источник
Свежие комментарии