Памяти поэта Александра Косарева
Поэт Александр Косарев — один из тех, кто принимал участие в конкурсе антиглобалистской поэзии «Живи, Земля!», проводимом некогда на этом сайте (под ником Гагин — вот его стихи).
Еще 13 ноября 2014 года Косарев ушел из дома, после чего пропал без вести. И только что стало известно о его трагической судьбе.
Как сообщила друг Александра, Людмила Темчина со ссылкой на племянника поэта, его тело было найдено в Ярославле еще 17 февраля 2015 года. Теперь идентифицировано путем ДНК-экспертизы. «Тело нашли в 250 м от станции 274 км. Причины смерти установить не удалось, так как тело пролежало несколько месяцев перед тем, как его обнаружили. Повреждений на теле не было, кости целы. Вероятно, переохлаждение, или проблемы с сердцем… Видимо, до Ярославля он добирался на электричках. Ярославль находится на пути к Белозерску, где находится деревня Косаревых» — пишет она.
Публикуем статью Людмилы, посвященную Косареву, написанную в тот момент, когда о судьбе Александра еще не было известно, вместе с подборкой его стихов.
***
Вечная поэзии заря
Я хочу рассказать о моем товарище, писателе, члене ЛИТО «Гармония» Александре Косареве, к сожалению, пропавшем без вести в ноябре 2014 года.
Саша Косарев родился в 1962 году в городе Шуя Ивановской области. Отец был инженером. Мама, Антонина Леонтьевна, выросла в этом городе от простой ткачихи до депутата и члена ВЦСПС. Много ездила за границу, встречалась с интересными людьми.
Большая семья переехала в Москву. Саша был вторым сыном, старший — брат Олег, которого уже нет…
Саша интересовался стихами со школы. Он перечитал тонны книг, особенно много — классиков прозы и поэзии.
После школы — текстильный институт, из которого поэт ушел через полгода, затем завод, и вот — призыв в армию. На Дальнем востоке Александр служил в самолетных войсках. Армия пройдет сквозной темой разговоров и произведений Александра. Но жесткая дисциплина, бессонница, оторванность от дома сломили своеобразного юношу. Через год солдат был комиссован. Александр понял, что его призвание — литература. Он поступает в библиотечный техникум. Этот год был судьбоносным для него: там он встретил новых друзей.
Когда увидел я тебя,
Экзамен в техникум, в билете
Живет герой, всегда скорбя.
(А. Михайлюк)
Его друг, Александр Михайлюк, ушел в армию в 1984 году, и , успешно отслужив, вернулся через два года. А в 1987 году Геной Алехиным, Сашей Михайлюком, Олегом Столяровым была создана поэт-группа «Вертеп».
Вертеповцы выступали на Арбате, имели популярность. В 1989 году их напечатал в Юности А. Вознесенский. Среди опубликовавшихся в журнале был и член «Вертепа» Александр Косарев.
В 1989 году авторы издали книгу своих стихов «Вертеп». Это была уже вторая Сашина публикация. Поэт призывал коллег к широте кругозора.
Саша женился в 31 год, в 1993 году на коллеге по техникуму Наташе Костиковой.
У поэта были и взлеты, и кризисы. По его словам, в 1994 году, он выкинул пачку тетрадей. Впрочем, он наверстал это с лихвой. Образ жизни Саши был постоянным: годами он писал много стихов, иногда до десятка в день. Он был замкнутым человеком, хотя отзывчивым, и с ним хотели дружить.
В 1999 году «Вертеп» преобразуется в «Гармонию». Туда принимают меня и вскоре происходит мое знакомство с поэтами А. Михайлюком и А. Косаревым. Это ЛИТО было не похоже на прежние литобъединения, в нем была атмосфера дружбы и взаимопомощи. Во многом благодаря Косареву. Так, уезжая на лето в деревню, он дал мне большой список книг для чтения. Саша был очень гостеприимен. Мы собирались у него на квартире и читали стихи, и Косарев был прекрасным критиком, делал рецензии и письменно. Тихий домосед, Саша цементировал наше литобъединение.
Когда биолог Ю.А. Насимович познакомился с Сашей Косаревым, он выразил желание сделать его сборник. Поскольку стихов было много, то выбор лучших его стихов был творческим процессом. Как считает Юрий Андреевич, Косарева можно в его стихах показать любым — от тонкого лирика до эксцентричного чудака. В итоге подборка оказалась очень объемной. И она пополнялась, закончилось это, увы, в 2014 году…
Речь зашла и о книге. Когда книга готовилась, сам Саша отдыхал в деревне, но он подготовил главное — прекрасный материал для нее. Готовили ее сообща. Стихи подбирали мама Саши и его друг А. Михайлюк. А печатала их его жена, Наташа Косарева. В 2004 году первая авторская книга Косарева «Березовое Солнце» вышла в свет. Книга наполнена любовью к родному краю, деревне. Этим, да и стилем, А.Косарев напоминает Николая Рубцова. Но вот что интересно: еще в начале двухтысячных Александр пишет: «Прощай навеки, благодатный край…»
Он действительно, после смерти отца в 2011 году, перестал ездить в свою деревню и очень переживал об этом. Но и в тихой деревне идет урбанизация… В 2012 у Саши умирает брат Олег, с которым они жили под одной крышей. Олег Косарев немного не дожил до рождения внучки, Евы. А ведь это могло бы стать новым смыслом и Сашиной жизни…
Саша все время искал свое место в жизни, искал — и не мог найти. Стихи, история, религия, математика, и даже нейрофизиология — всем этим периодами занимался Саша. Была и семья, но Саша чувствовал себя не таким как все. Не стоит удивляться: и здоровые люди не могут самореализоваться, что говорить об инвалиде II группы?
Жизнь поэта часто бывает трагичной и недлинной. Это странно, ведь он — не шахтер и не солдат. Саша был домоседом, жил с родственниками, в уютной квартире в центре столицы, ездил отдыхать в деревню. Но почему-то, не заблудившись в густых Вологодских лесах, он пропал в центре Москвы — ушел из дома, и не вернулся…
Саша ушел из дома без документов, но с деньгами, у него были проблемы. Племянник разыскивал его, но ни в моргах ни в больницах его не было… А. Косарев пропал без вести, как солдат российской поэзии.
Саша, хоть и нечасто, посещал литобъединения. Кроме «Вертепа», перешедшего в «Гармонию», он был автором журнала «Темный Лес». С его редактором Ю.А. Насимовичем мы с Александром познакомились на салоне ГОК (м. Новые Черемушки). Салон просуществовал немного, но мы успели записать кассету с произведениями студийцев. (Я, А.Михайлюк, А.Соколов, А. Косарев, Ю. Насимович…) Побывал Саша и в «профессиональной» студии «Кипарисовый ларец». Там он был хорошо принят требовательной О.И. Татариновой. Ольга Ивановна, не оценив его как поэта, отметила, что он — прекрасный песенник, и ему надо искать… композитора. Также ей понравилась проза Косарева. Не ей одной. Саша регулярно публиковался в сборнике «Созвучие» Совета ЛИТО, и там же был напечатан его рассказ «кошка без хвоста» (хотя там трудно опубликовать прозу). У него были левые, коммунистические взгляды. Поэтому его стихи были «своими» для антиглобалистов, он несколько раз участвовал в их конкурсе «Живи Земля», печатался в сборниках и занял 2 место.
Саша не дождался успеха в полной мере. В сборнике поэтов-инвалидов «Канатаходец», и недавно в ЛИТО г.Троицка его стихи вошли в сборник стихов про войну. Но он об этом не знает… У Саши были и другие способности: он прекрасно играл в шахматы, интересовался историей. Но стихи были главным.
ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА КОСАРЕВА
Талант Косарева не случайно признавали столь разные люди. Попробуем разобраться в его «секретах». Александр много читал классики, и она вошла в его стихи. Сильно влияние Лермонтова:
* * *
Зачем вы мне, мечты пустые,
Лохмотья праздничных одежд?
И вы, желанья непростые,
Ростки несбывшихся надежд?
Тяжёлый труд я в ночь подъемлю,
И над тетрадями не сплю.
Всего сильней люблю я Землю,
Сильней Земли тебя люблю.
Мне голос твой в ночи не слышен,
Он с тишиной неразличим,
Так в уголке скребутся мыши,
Но голос твой неповторим.
И в каждом слове скрыта песня.
Она неявно в нём дана.
А в каждой песне всё чудесней
Звенит грядущая весна.
А здесь есть что-то Есенинское:
* * *
Я один. Со мною нету
Ни друзей и ни подруг.
Я брожу по белу свету,
Обостряя свой недуг.
И однажды, на дороге,
С полным книгами мешком,
Протяну навечно ноги,
Не увидев отчий дом.
Пусть с доверчивостью пьяной
Я кричу стихи во тьму, —
До моей особы странной
Нету дела никому!
Но и здесь его личность: от корпенья над тетрадями до «особы странной», что звучит просто гениально!
Не забыт и Блок.
* * *
Опять всю ночь собака воет,
И звук летит в моё окно.
Я ей кричу, что выть не стоит, —
Собака воет всё равно.
Тогда поспешно одеваюсь
И выхожу в ночную тьму,
И вижу, тихо озираясь, —
Стоят Герасим и Муму.
Стоит бездомная собака,
И слёзы катятся на снег.
А рядом с ней, в пучине мрака,
Стоит бездомный человек.
20.03.2001
В стихах А.Косарева налицо дневниковость. Александр не вел дневника — писателю он не так уж нужен. Он не боялся показать свои «теневые» стороны.
шаг мысли неуверенный и шаткий.
И если б у меня нашёлся враг,
он напечатал бы мои тетрадки…
Подобная смелость дана не всем. Думаю, отсюда и бешеная популярность Высоцкого: «Но и утром все не так. Нет того веселья…»
Реализм его, однако, не переходил в натурализм, что — не редкость сейчас в литературе.
Александру мало довелось поработать — по состоянию здоровья. Для него работой стали стихи. Часто он листал словарь, находил там слово — и писал стихи:
АНАБИОЗ
Разумней слёз
И веселей могильных роз.
В анабиозе насекомых,
Медведей, ящериц и змей
Природа допустила промах,
Не сделав то же для людей.
Много у него афоризмов. Саша обладал остротой ума и чуткостью. Афоризмы его очень самобытны и выражают его личность и своеобразие в форме рифмы.
Маленький крест,
То читать надо повести —
Не Манифест!
Я сама писала повести, и можно подумать, что они ему не нравились. Но он написал: не писать, а читать. Тем более мы познакомились в 2000 г., а написал он на год раньше… Вообще, советская школа очень чувствовалась в его творчестве. Он говорил, что тогда «все было проще и яснее».
С чувством юмора у поэта было все в порядке.
ДИВАН
Без дивана жизнь не мыслю.
Я лежу на нём и мыслю,
То есть мысль произвожу
Лишь тогда, когда лежу.
Враг далёких расстояний,
Ем и пью лишь на диване
И работаю на нём,
Тлея творческим огнём.
Голос птиц заслышав ранний,
Просыпаюсь на диване,
Но с дивана не схожу,
А лежу, лежу, лежу.
На диване на работу
Еду-еду сквозь дремоту,
Чтобы деньги получить
И второй диван купить.
Ключевое слово здесь — «тлея творческим огнем».
А вот эпиграмма… о самой эпиграмме:
* * *
Не злись, поставь досаду в рамки
И откажи себе в броске
Пустой и глупой эпиграмки,
Зажатой камешком в руке.
5.04.2000
В период «Вертепа» в группе был популярен футуризм. Косарев овладел этим методом. У него есть прием; одно слово в разных значениях: прямом — и переносном.
* * *
Я помню: наряды, наряды…
Отрывки дневного сна.
И я не заметил, как рядом
Уже наступила весна.
Гудели весенние ветры
В натянутых проводах,
И пройденные километры
Гудели в натёртых ногах.
Мой срок наступил — свобода!
Прощай, неродная земля.
Оттрубили тяжёлых два года.
Дембеля, дембеля, дембеля…
Или пример олицетворения:
* * *
Город шатает
Южным ветром.
Весна шагает
Метр за метром.
Особенно любил Косарев метафоры и гиперболы:
Разве мало чернил?
Разве это не магия,
Что поэт сочинил?Напишите полезное,
Чтоб искусство не стыло,
Чтобы Солнце Поэзии
Ярче солнца светило.Не ищите ответа
на дурацкий вопрос.
Оседлайте планету
И скачите до звёзд!
Вообще, тема космизма была сквозной у поэта. У него была серия научно-фантастических рассказов — про космос и инопланетян. Кто-то сказал, что «космистам» тесно в этой жизни. Это — и про Сашу. Есть у него и религиозные мотивы.
Особое место занимали стихи о поэте и поэзии — это визитная карточка любого поэта. Саша также много писал на эту тему. Но он не боготворил сочинительство как самоцель, понимая, что жизнь сложна:
* * *
К чему чужие знать заботы?
У вас хватает и своих.
А отдыхая от работы,
Зачем читать нелепый стих?
К чему нелепые надежды
На публикацию тоски?
Стихи читают лишь невежды,
А публикуют дураки!
Он не любил ходить на литобъединения, куда его мы звали. Саша порой мечтал о славе: «издать многотомник, как Есенин», но на деле не очень-то хотел публиковаться, предпочитая вариться в собственном соку.
КРАТЕР
Жизнь похожа на кратер вулкана,
Где работа подспудно идёт.
Кто-то тянет вино из стакана,
Кто-то воду холодную пьёт.
Но наступит пора уравненья,
После смерти оценят дела.
Не просите себе вдохновенья,
Коль природа его не дала.
Вы поверьте, что плохо поэтам,
Недостатком страдая ума,
Сочинять с оптимизмом куплеты,
Если рядом сгущается тьма.
Это пепел летит из вулкана,
Это город под ним погребён.
Продолжайте глушить из стакана,
Продолжайте любить, кто влюблён!
Любовная лирика заняла большое место у Саши. Да, многое ему не нравилось, но он хотел любви и верил в нее. Вопреки современным пресыщенным циникам.
* * *
Как хотелось бы в судьбе
Женщины остаться мудрой,
Но ее густые кудри
Добываются в борьбе!
От любви спасает трусость
Или женщин неприязнь,
Но не подлость и не гнусность,
И тем более, не грязь.
Вот не самое сильное по форме стихотворение, но в нем привлекает сказочная игра красок и образов, но волшебство переходит в чёткий реализм. Саше тогда было 37 лет.
* * *
Затихла песня. Смолк приемник мой.
Глаза витрин погасли на проспектах.
Но ты приехала ко мне домой
Живая, невредимая, из пепла.
Из пыли фиолетовых витрин
и фейерверков, парков и бульваров.
А я сижу себе один —
Не молодой, но и пока не старый.
Хочу смотреть, чтоб не погасла та звезда
Хочу я пить, чтобы не кончилась вода
Хочу я жить, чтоб жизнь прожить недаром!
(на мотив песни «Колокола»)
* * *
Образ девы юной
В памяти храня,
Без любви безумной
Не живу и дня.
Но приобретает
Дева женский вид.
И в котел бросает,
Где металл кипит!
Хотя в моде Домострой, Саша не стремился никого переделывать, ценя личность в человеке любого пола.
* * *
Я дорожу твоей судьбой.
Всё, что ни делаешь ты — свято.
Останься лишь сама собой
До неизбежного заката.
Мне счастье дорого далось,
Не эфемерное — живое:
Тебя мне встретить довелось,
И нас уж двое.
26.02.2000
Саша писал посвящения своим друзьям. Он не был лидером, но хорошо понимал людей. Все отмечали его доброту и дружелюбие.
Саша бывал дома у Нади Рыжковой. Он посвятил ей такие стихи.
* * *
Когда гнетут обиды,
Когда душа болит,
Я вижу образ Лиды,
А Лида — инвалид.
Она лежит в постели,
Не в силах встать, пройти.
И у неё нет цели,
Поскольку нет пути.
Когда чужие беды
Заходят в душу к нам,
То близок день победы
С печалью пополам.
Страдать с другими легче,
Чем одному плясать,
Когда в запасе вечность,
А на других — плевать.
Александр Косарев приветствовал создание Ансамбля «РУССКИЙ БИТЛС». В ансамбле были его друзья. Кроме А. Михайлюка, он общался с О. Федосеевой, Геннадием Алехиным. Там пели одну его песню («В океане высоты»). И сам дух превращения стиха в песню радовал. Когда Саша увидел выступление ансамбля по телевизору, в программе «Знак качества», Саша, по его словам, «стал плясать от радости».
АНСАМБЛЬ
Мы все шагали вместе,
Шли по одной дороге,
И пели наши песни,
И не жалели ноги.
И мир нам открывался
Таинственный, волшебный,
Он песней наполнялся,
Он слышал гимн победный.
Нам подпевало эхо,
Дробились звуки в скалах;
Предчувствие успеха
Идти нам помогало.
И время наступило,
Когда, достигнув цели,
Мы поняли: вся сила
В той песне, что мы пели.
В ансамбле преобладала эстрада, но была и гражданская лирика.
* * *
Это было в апреле.
Солнце нам улыбалось,
Соловьиные трели
Прогоняли усталость.
А когда свежий ветер
Очищал наши души.
Нам казалось: на свете
Больше счастья не нужно.
Хватит счастья с лихвою
Нам и нашим потомкам.
И Мы сидели в потемках.
Но, узнав жизнь поближе,
О несчастных узнали,
И под белой луною
о тех, кто обижен,
И о тех, что страдали.
Мы узнали про зло,
Но с пути не свернули.
Чтобы было светло,
Мы шагнули под пули.
18.01.2000
В 1998 году ансамбль «Русский Битлс» распался. Его песни витали в воздухе.
* * *
Когда в тебе созреет песня,
Тогда пропой её тому,
Кто для тебя всех интересней
И выше мнений потому.
Но если он твои вокалы
Вдруг в смех и шутку превратит —
Меж вами вырастут вокзалы
И будет рваться динамит.
Не раз он вспомнит эту песню,
Твои печальные глаза,
И тот дождливый день воскресный,
Когда везде была гроза!
Александр Косарев писал скорее просто, чем сложно. Но это скрашивала оригинальность. Рифмы у него были порой банальны: души — тиши, т.е. классическая школа. И, кажется, он изобрел свой метр: в строфе не 4 а 5 строк.
Золотые горы
Обещая ей,
Понял я нескоро
Красоту идей
В наших разговорах
Быть хочу с тобой.
Время припекает.
Только город твой
Дремлет и зевает
Под любви горой.
Он в любовь играет,
И разоблачает
Все мечты с лихвой.
Он как будто знает:
Счастья не бывает.
Он и называет
Все мечты игрой.
Автор хотел любви… но не верил в счастье, во всех отношениях. Добро не всегда, как в сказке побеждает зло. Были и основания для того, но пессимизм затягивал в заколдованный круг.
Никто не знает, что будет завтра. Саша заранее представил смысл своей жизни. Это поэзия.
* * *
Мир исчезнет вместе с нами
Так, что не поймём,
Для чего дана нам память
И зачем живём?
Но останутся на свете
Средь добра и зла
Наши внуки, наши дети,
Добрые дела.
За стихи нас не осудят.
Пусть они плохи,
Но ведь помнить будут люди
Лучшие стихи.
Время доброе и злое,
И не пощадит
Ни поэта, ни героя,
Ни гранитных плит.
Но останется навеки,
Хоть и коротка,
В мировой библиотеке
Мудрая строка.
27.10.2001
Стихи были не так уж плохи. Они были талантливы.
СУДЬБА НАСЛЕДИЯ АЛЕКСАНДРА КОСАРЕВА
Саша мечтал о славе, но не стремился печататься. В 2004 году он издал книгу «Березовое солнце». Мы предлагали издать вторую книгу но до этого дело не дошло. Отдельный разговор о тетрадях, куда Александр записывал свои произведения. Стихов к концу 2013 года накопилось порядка 40000. Они, вместе с письмами друзей и фотографиями, составляли архив поэта. Саша давно беспокоился о его судьбе. Сейчас архив передан в Вологду Николаю — родственнику и другу Косарева. Стихи вернулись на родину его семьи. Мы же создаем Музей Поэзии, в котором широко представлен поэт, стоявший еще у истоков «Вертепа».
* * *
Жаль мне слов, потраченных напрасно.
Лучше бы писал, не говоря.
Время над поэзией не властно,
И пылает над землёй прекрасной
Вечная Поэзии заря.
Л.Темчина, 14.09.2016
Источник
Добавить комментарий