Кто и как начинал уничтожение суверенного образования в России

Кто только не жалуется сейчас на современное российское образование: родители, которые не уверены, что их дети получат необходимое образование, ребята, которых обучают заполнять тесты, а не познавать мир, студенты, работающие для оплаты обучения — на которое уже не остается времени и сил. Как могло произойти такое в стране, где образование было лучше европейского, не говоря об американском? Случайность??? Ответ можно найти в статье известного исследователя доц. МГИМО Ольги Четвериковой.

Широкое сетевое распространение новых педагогических методов началось в годы перестройки при Горбачёве во второй половин 80-х гг., когда в СССР в рамках новаторского движения стали создаваться частные инновационные школы «Эврика-развитие»[1].     Центральным интеллектуальным клубом реформаторов стал созданный  в 1988 г. тогдашним главой Гособразования Г.Ягодиным Временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа», во главе которого был поставлен сотрудник Академии педагогических наук Э.Д. Днепров, превративший его в главную движущую силу перестройки образования, призванную обеспечить «революцию в умах»[2]. По-настоящему реализовываться разработанная «Школой» концепция начала с 1990 г., когда ВС РФ избрал Днепрова министром образования РСФСР (затем РФ)[4], а вместо сопротивлявшейся реформированию школы Академии педагогических наук СССР в 1991 г. была создана Российская академия образования (РАО). Начинается запуск «реформ».
Однако решающим условием осуществления перемен стал внешний факторОб этом откровенно пишет сам Э.Д. Днепров в своей книге[5], объясняя, что задача реформаторов образования в начале 1990-х гг. состояла в том, чтобы превратить внешнее влияние в «активный действенный механизм внутреннего реформирования российского образования. Этот механизм предполагал организацию целенаправленного международного сотрудничества в области образования по ключевым направлениям его реформационных изменений». «Министерство, — писал Днепров, — в принципе изменило цель и характер международного сотрудничества в образовании, направив его на обеспечение стабилизации российской образовательной системы и её развитие».
Целью «сотрудничества» являлось обеспечение вхождения России в «общемировое общеобразовательное пространство» (в интересах создания «единого глобального образовательного пространства и конкурентоспособности на мировом рынке труда и технологий»). Главное внимание при этом уделялось коренному изменению содержания образования в целях, как писал Днепров, его«интеграции в глобальную цивилизацию будущего». Над этими международными проектами работали совместно Министертство, Комитет по высшей школе и фонд Сороса, создавая новые учебные курсы по истории, литературе, общественным дисциплинам, экологии, развитию мышления и др. Одновременно шла подготовка будущих разработчиков нового содержания образования из числа учёных и учителей России, что осуществлялось в рамках проекта «Глобальное образование» (Россия-США-Нидерланды-Дания).

РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ПЛАНАХ ЗАПАДА Министр образования Нидерландов Й.Ритцен[8], подписавший в  1992 г. в Москве первый европейский меморандум о многостороннем образовательном сотрудничестве, говоря о новой образовательной программе «демократической России», указывал: «Требуются титанические усилия, чтобы эта идея проникла в общество. Образование может быть движущей силой изменения общества»[9].
Однако никто не понимал тогда так хорошо эту ключевую роль образования, и в первую очередь гуманитарного образования, как Дж. Сорос. Поэтому когда Правительство России в апреле 1992 г. приняло постановление «О развитии гуманитарного образования в России», именно Сорос предоставил необходимые для этого средства, то есть подвёл под постановление финансовое основание и тем самым обеспечил его выполнение.
Реформу гуманитарного знания Сорос понимал как производство нового типа мышления, смену менталитета личности и изменение общественного сознания. Она должна была восполнить духовный вакуум и сформировать новую культурную матрицу, которая будет формировать тип личности российского гражданина ХХI века. Но одновременно она должна была решить ряд глобальных проблем, связанных с мировым кризисом образования. То есть речь шла о том, чтобы на базе нашего образования формировать «глобальную духовность».
Как признаёт сам Э. Днепров, гуманитаризация нашего образования «была связана и с общими планетарными изменениями в современной жизни мира, в характере мышления человека конца ХХ столетия».   
В проектах Запада Россия рассматривалась изначально как экспериментальная площадка для обкатки «глобального образования».

Главным двигателем кардинальной перестройки образования в целях приспособления его к рынку стала  Высшая школа экономики, созданная в  1992 г. по инициативе Всемирного банка и на его средства  и при поддержке со стороны таких членов правительства, как А. Гайдар и Л. Абалкин. Именно здесь собрались американские советники, приступившие к ломке социальной сферы и изменению общественного сознания в России на основе иностранной идеологии и иностранных учебных материалов. ВШЭ превратилась в «мозговой центр» исполнительной власти, будучи оплотом   неолиберального догматизма, распространяющим эту идеологию на все сферы интеллектуальной и  практической жизни страны[12]. Она всегда пользовалась государственной бюджетной поддержкой, находясь в ведении Минэкономразвития, а с 2008 г. сталаподчиняться непосредственно  правительству[13] (поддержка  закреплена личными связями, так как  ректор теперь уже НИУ ВШЭ  Я.И. Кузьминов является мужем Э.С. Набиуллиной, экс-министра экономразвития, а теперь – главы Центробанка и помощником президента).

В том же 1992 г. реформаторы добились принятия «Закона об образовании»,  вводившего новое понятие «государственный образовательный стандарт»,  который стал инструментом изменения и содержания, и методов обучения в соответствии с планами  РАО. Если раньше государство определяло минимум содержания, объём характер и последовательность вводимого материала, то теперь ему предлагалось лишь фиксировало, чего должен достичь школьник на каждом этапе обучения. Причём если первоначально стандарт должен был утверждать Верховный совет РФ, то после принятия Конституции 1993 г. это положение было отменено, и данная функция  была передана органам исполнительной власти, то есть Министерству образования.      В ноябре 1993 г., когда Днепров был уже советником президентаБ.Н. Ельцина по образовательной политике, он написал ему записку, в которой было указано, что   только за 1991-1993 гг. вложения «зарубежных партнёров» в российскую  систему образования составили 700 млн. долл. По проекту фонда Сороса по обновлению   гуманитарного  образования  было подготовлено более 200 новых учебников по гуманитарным  дисциплинам. 40-миллионный грант правительства США позволил увеличить обмены школьниками и преподавателями. Десятки миллионов вкладывались ежегодно в программу экономического образования Junior Achievement (США), в соответствии с которой в 11 тысячах школ были внедрены курсы экономической грамотности. [14].

ПЕРЕВОД ПОД ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ (переходный этап) После октябрьского переворота 1993 г. страна оказалась полностью открыта внешнему влиянию, и финансовые вливания становятся ещё более объёмными. Как пишет ректор Московского гуманитарного университета, профессор И.М. Ильинский,  поскольку экономика России была разгромлена и страна находилась в полной экономической и финансовой зависимости от Запада (МВФ, ВБ, ЕБРР), деньги поступали только при соблюдении определённых требований, которые касались политических условий. Уже тогда страна находилась в определённом смысле под внешним управлением со стороны США, некоторых западных стран и мирового закулисья, которое определяло правила игры. И в Правительстве, и в каждом министерстве, при каждом губернаторе и президенте в регионах легально находилось более 2000 «советников» с Запада, и наиболее важные проекты законов и постановлений Правительства РФ отсылались на экспертизу в Белый дом – в Вашингтон[15].
Доклады ВБ стали «законами прямого действия», в соответствии с ними и осуществлялась перестройка.  В 1994 и 1995 гг. Всемирный банк при поддержке Фонда Д. Сороса, правительств Великобритании, Финляндии, Франции, Японии и Нидерландов составил  два доклада под одним названием «Россия: образование в переходный период», а в 1999 г. — доклад № 18 666-RU «Обновление образования в России (региональный уровень)», содержавший материалы по Саратовской, Самарской и Новгородской областям[16].
Первый доклад (№13 638-RUS) имел гриф «Конфиденциально. Документ Всемирного банка. Только для служебного пользования» с Предупреждением: «Настоящий документ имеет ограниченное распространение и может быть использован получателем только при исполнении служебных обязанностей. Во всех других случаях его содержание не может быть раскрыто без разрешения Всемирного банка». Он был написан 29 неизвестными сотрудниками и консультантами банка (из которых только пятеро с русскими фамилиями) под руководством некоего Стивена П. Хайнемена. Главная проблема российского образования, по их мнению, заключалась в том, чтобы так «реструктуризировать эту добившуюся больших достижений в прошлом систему…, чтобы она могла удовлетворить новые потребности непланового рынка и открытого общества».
ПЕРЕВОД ПОД ВНЕШНЕЕ УПРАВЛЕНИЕ (переходный этап) Как пишет ректор Московского гуманитарного университета, профессор И.М. Ильинский,  поскольку экономика России была разгромлена и страна находилась в полной экономической и финансовой зависимости от Запада (МВФ, ВБ, ЕБРР), деньги поступали только при соблюдении определённых требований, которые касались политических условий. Уже тогда страна находилась в определённом смысле под внешним управлением со стороны США, некоторых западных стран и мирового закулисья, которое определяло правила игры. И в Правительстве, и в каждом министерстве, при каждом губернаторе и президенте в регионах легально находилось более 2000 «советников» с Запада, и наиболее важные проекты законов и постановлений Правительства РФ отсылались на экспертизу в Белый дом – в Вашингтон[15].
Доклады ВБ стали «законами прямого действия», в соответствии с ними и осуществлялась перестройка. Речь шла о кардинальной ломке нашей образовательной системы, так как рекомендовалось: 
— «закрыть педагогические институты и привлекать учителей из числа выпускников университетов», «закрыть профессиональные училища, которые не могут провести структурную перестройку»;- установить «минимальные стандарты гражданственности», которые сводились к «способностям правильного чтения карт, объяснению на иностранном языке, правильному заполнению налоговых деклараций», «любовь к российскому искусству и литературе, а также терпимость к другим социальным группам»;- «не повышать долю расходов на высшее или среднее профессионально-техническое образование в общем объёме ВВП, если они до этого не будет серьёзно реструктурированы»;- «передать ответственность за выбор учебных материалов из министерства самим школам».
     Было также выказано мнение о «несправедливости и неэффективности экзаменационной системы», что стало обоснованием для введения ЕГЭ.    Как пишет И.М.Ильинский, России предлагалась такая стратегия «реформирования» советской системы образования, на тот момент всё ещё одной из лучших в мире, которая могла быть осуществлена только через её разрушение и никак иначеВ связи с этим  показательна рекомендация ВБ ввести «минимальные стандарты гражданственности», что означало отказ от воспитания новых поколений. И в 1994 г. воспитательная функция действительнобыла изъята из школ и вузов, что продолжалось около 5 лет, пока это не признали ошибочным, но кадры воспитателей, опыт и знания в этой области были утрачены[17]

ШТАБ ИННОВАТОРОВ-РЫНОЧНИКОВ: БИТВА ЗА СТАНДАРТЫ 

СТАНДАРТЫ    Центром, через который  проходили и проходят все идеологические,  кадровые и финансовые пути перестройки образования,  стала ГУ-ВШЭ, в которой сформировалась главная группа модернизаторов во главе с их идеологом Я. Кузьминовым. Однако при всей её значимости ВШЭ – это всего лишь ретранслятор  разработанных в зарубежных центрах и озвученных ВБ идей. Ярким символом этой является Исак Фрумин, руководитель образовательных проектов в Московском представительстве Всемирного банка, а с 2007 – научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ.            Реформы готовились тихо, к этому не подпускали ни профессиональное сообщество, ни даже Министерство образования.

В том же 2001 г. утверждается  программа  «Модернизация российского образования на период до 2010 г.»,  предусматривавшая разработку новых стандартов общего среднего образования, введение новых статусов образовательных учреждений, введение ЕГЭ (начали с 2001 г.), стратификацию учреждений высшего образования и многое другое. В июле 2002 г вступило в силу соглашение о займе № 4605-RU между РФ и МБРР для финансирования проекта «Реформа системы образования» на сумму 49,85 млн. долл. (сроки реализации 2002 — 2006 гг.).   Для перестройки образования ключевую роль играл вопрос о стандартах.  Первое поколение государственных стандартов общего и среднего образования, разработанных на основе РАН, было принято в 1998-1999 г. Они-то и стали главным препятствием для введения рыночных инноваций, и их надо было кардинально изменить (согласно законодательству, стандарты должны регулярно обновляться – раз в 5 лет, теперь – в 10 лет). В нарушение  ст.7 Закона РФ «Об образовании», эти стандарты не были закреплены законом. Этим и воспользовалась созданная при кураторстве ГУ-ВШЭ и НФПК группа  разработчиков-инноваторов, приступившая к созданию нового поколения стандартов по программам внешних заимствований от МБРР. Разработка шла по программам внешних заимствования и концепцией, не просто изменявших, но и ломающих всю структуру и содержание прежних стандартов.

Программа «смены парадигм» и  модернизации изначально содержала в себе идею постоянного, бесконечного реформирования российской системы образования в качестве самоцели. В итоге это привело кнасаждению хаоса, с помощью которого начали разрушать весь учебно-воспитательный процесс. Госстандарт (затем ФГОС) становитсяинструментом не просто перестройки, но «перманентной революции» в образовании[25].

В том же 2004 г. Я.Кузьминов представил уже фундаментальный доклад о «совершенствовании структуры образования», в котором говорилось о необходимости реструктуризации всей системы образования.Полному пересмотру подверглись три важнейших принципа образования:бесплатность, всеобщность и фундаментальность.
Что касается бесплатности, то преодолеть её решили с помощью платных курсов, которые вводились за счёт сокращения обязательных предметов. Как откровенно тогда заявил А. Пинский, «социализм в школьном образовании закончился. Школа должна зарабатывать». Сокращение обязательных программ обосновывалось необходимостью разгрузить школу, поэтому главным  объектом критики стала еёзагруженность.

Если с платностью образования  вопрос решался открыто и откровенно, то отказ от фундаментальности  и всеобщности проходил в завуалированной форме и осуществлялся под лозунгами внедрения «деятельного и мотивационного образования», усиления его «социально-гуманитарной направленности», утверждения «ценностей гражданского демократического общества» и «становления и социализации личности ученика в условиях современного мира». А над этим уже работали инновационно-экспериментальные центры.

[1] Как это происходило, рассказывают сами инноваторы: http://www.svoboda.org/media/video/26515377.html

[2] http://www.hse.ru/news/life/142650826.html

[3] http://kpip.kbsu.ru/pd/did_lec_12.html#V10

[4] В августе 1991 г. днепровское министерство стало одним из центров сопротивления ГКЧП, а после ухода с поста министра Днепров стал советником президента Ельцина по вопросам образования, а затем стал профессором ВШЭ

[5] Днепров Э.Д., Международное сотрудничество как фактор реформирования российского образования, 2006 //http://old.gnpbu.ru/downloads/dneprov/dneprov_international%20cooperation.pdf

[6] Там же.

[7] Там же.

[8] Министр образования в неолиберальном правительстве Р.Любберса

[9] Днепров, указ. соч.

[10] Днепров, указ. соч.

[11] Коммерсант, № 107, 11.06.1994 //http://www.kommersant.ru/doc/80959

[12] Вышка – это приговор // http://rusrand.ru/news/vyshka-eto-prigovor

[13] Высшая мера обучения //  http://www.gazeta.ru/science/2014/04/23_a_6003933.shtml

[14] Днепров, указ. соч.

[15] См. Ильинский И.М., Западу не нужен образованный русский народ // http://kprf.ru/rus_soc/90357.html 

[16] Там же.

[17] Там же.

[18] Соколова В. Серые кардиналы образования // Совершенно секретно, № 4/263, 2 апреля 2011// http://www.sovsekretno.ru/articles/id/2758

[19] Там же.

[20] Адамский А., Заседает штаб модернизации // http://ps.1september.ru/article.php?ID=200107801

[21] http://ecsocman.hse.ru/univman/msg/144835.html

[22] http://rosro.ru/aim

[23] См. http://avkrasn.ru/article-1066.html

[24] Там же.

[25] Эвриканец Адамский. Екатеринбург, 2007. С.23.

[26] Э.Д. Днепров. Образовательный стандарт – инструмент обновления содержания общего образования

http://avkrasn.ru/article-1066.html

[27] http://avkrasn.ru/article-1066.html

[28] http://www.ruscadet.ru/znanie/min-obr/iniciator.htm

[29] Соколова В., указ. соч.

[30] Там же.

http://rusila.su/2015/03/15/olga-chetverikova-vrag-zashyol-s-tyla-chast-ii-kto-i-kak-unichtozhal-suverennoe-obrazovanie-v-rossii/

 

Комментарии запрещены.

Декабрь 2024
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031  

Архивы

Рейтинг@Mail.ru