Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

Стратегическая нестабильность в XXI веке

(фрагмент последней главы книги выдающегося философа)

. Если мы по-прежнему станем подменять социальные доминанты «культурно-антропологическими», этноконфессиональными, то вместо единой картины челове- чества и единой всемирной истории перед нами предстанет мозаика разнородных и разнокачественных «историй», ко- торая методологически и мировоззренчески перечеркивает достижения великого «осевого времени», открывшего Чело-века в его универсальной духовной сути. Эта мозаика сегодня выгодна любителям подходить к человечеству с двойными, стандартами более или менее «доброжелательного» расизма, пытающегося обосновать и оправдать свои деструктивные комплексы и дискриминационные практики.

Главная задача современного человечества, погружение его в пучину новых расовых войн привилегированных с не-| привилегированными, — вскрыть за плюрализмом этносов, культур и религий единство судьбы, единое право всех жить' в современности, пользуясь благами модерна и Просвещения. Коренной изъян новой западной программы, предлагаемой человечеству после крушения социализма, состоит в более или менее откровенных двойных стандартах, когда перспективы развития, вместе с его ресурсной базой, остаются за избранными, прошедшими рыночный социал-дарвинистский отбор, а на долю неизбранных остается вечное прозябание в новых глобальных резервациях. Теория цивилизационного и культурного плюрализма здесь оказалась весьма кстати: она придает дискриминационным практикам «нового Запада» видимость естественно-исторической логики, которую никакие благонамеренные старания не в силах отменить.

Всем уже ясно, что осажденной «победителями» в холодной войне мировой периферии требуется новое самосо- знание, но не ясно, каким именно оно должно быть. Сегодня в стане новых отверженных самую заметную роль играют; борцы с вестернизацией. Бороться с вестернизацией как вы- ражением культурного гегемонизма Запада, отрицающего культурное достоинство не-Запада, необходимо. Но из этого вовсе не следует, что Западу надо оставить монополию на |модерн, на Просвещение и развитие. Если Запад нашел в «естественном» рыночном отборе средство утверждения}

 

этой своей монополии, то главной мишенью новейшей гуманистической критики, отстаивающей право всех людей на прогресс и развитие, должен стать именно пресловутый «отбор» и «свободный рынок». Новая экономическая наука радикал-либералов рынка прячет в себе старое расистское содержание: она означает легитимацию бесчеловечных «огораживаний», воспроизводящих известные «огораживания» в Англии, но уже в глобальном масштабе. Новые расисты занялись погромом социального государства, морали и культуры, потому что они мешают им проводить свой естественный рыночный отбор, невзирая ни на какие человеческие жертвы. Рыночное «гражданское общество», лишенное всяких сдержек и противовесов со стороны инстанций, олицетворяющих социальную коррекцию рынка, является обществом внутреннего расизма — нового апартеида. Снобистское отношение новых либералов к проявлениям «социального патернализма», мешающего «естественному отбору», есть демонстрация расистского стиля в современной западнической культуре, и об этом пора сказать прямо.

А.С.Панарин.

Выскажите свое мнение на форуме

                  Назад