Краткое изложение лекции,
прочитанной в Берлине, в ходе конференции с участием Шиллеровского инеститута
(одним из руководителей которого является Х.Зепп-Ларуш).
Исследовательница приводит пример Ф.Шиллера, восторженно встретившего Французскую революцию в 1789г. Он считал, что произошло то, к чему шел мир, воспевал это событие и получил почетное гражданство. Однако казнь Людовика XVI его возмутила, он отказался от почетного гражданства и стал искать причины перерождения столь славных деяний. И он увидел ее в отсутствии эстетического воспитания участников событий – воспитания, которое должно было облагородить людей. Далее исследовательница приводит дискуссии относительно эстетической природы трагедии, ведущиеся начиная от Аристотеля, признавшего главным в трагедии катарсис – очищение чувств. Далее, через ряд средневековых риторов и философов, в частности, Николая Кузанского, Лейбница, Х.Зепп-Ларуш подводит к дискуссии, которую вели выдающиеся мыслители и писатели немецкого просвещения Мозес Мендельсон, Готхольд Лессинг, Николаи. В трагедии главным они считали сочувствие, сострадание (Mitleid). В этом они противостояли английской традиции Просвещения, идеям Локка, Гоббса и других, видевших мир ареной борьбы всех против всех. Именно мысли своих соотечественников и развивал Ф.Шиллер в своих работах об эстетическом воспитании чувств. Исследовательница находит параллель в современном мире. В частности, она приводит результаты наблюдений психологов над фанатами видеоигр (компьютерные игры с видеосопровождением). Если вообще игры приводят к перевозбуждению, то компьютерные игры превращают участников в аутистов: через несколько часов и дней просиживания за экраном игроки лишаются эмоций, начинают действовать автоматически. Завершает свою лекцию Х.Зепп-Ларуш тем, что провозглашает: без красоты мы расчеловечиваемся. Она призывает внести в подростковое воспитание те элементы, которые необходимы для формирования их душ. А это невозможно без высоких переживаний Прекрасного. Хельга Зепп-Ларуш Резюме составлено администрацией сайта по материалам публикации в журнале EIR. |