Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

Программа «Будущее. Антиглобалистский проект»

Существует известная крылатая фраза (приписываемая разным знаменитым авторам), что всякое «анти-» растворяется в том, против чего оно «анти-». В этой фразе заложен глубокий смысл, состоящий в том, что объединение в голом отрицании чего-либо непродуктивно и обречно на поражение. В качестве жизнеспособной альтернативы может выступать лишь самостоятельный проект, содержащий конструктивную идею и программу её реализации.

Исходя из этого, Третий форум антиглобалистского сопротивления разворачивается от темы критики и разблачения сущности империалистической глобализации к формированию собственного содержательного проекта, собственной цивилизационной альтернативы глобализму. В рамках этой задачи, мы представляем в тезисной форме наши позиции.

Несмотря на различия в политических позициях, участники антиглобалистского сопротивления выработали общие взгляды на ряд первоочередных проблем, изложенных в Ленинградской хартии «Ответ на вызовы 21 века». Эти положения взяты нами в качестве отправной точки.

 

1.     От общества конкуренции к обществу сотрудничества

На протяжении истории человечества во взаимоотношениях людей переплетались стремление к конкуренции за обладание пищей, женщиой или мужчиной, территорией и другими ресурсами, и сотрудничество. Нынешняя западная цивилизация, максимально развив условия для сотрудничества технически (наличие технических средств общения, обеспечение понимания на разных языках) в то же время довела до предела идею конкуренции, борьбы за успех любой ценой. Это нашло экономическое отражение в идеологии и практики глобализации, когда конкуренция «на выживание» пронизывает все уровни сообщества от отдельных людей до стран.

Подобное развитие событий вызвано спецификой рыночных отношений, по законам которых происходит экспансия капитала, захватывающая не только все больше стран в систему единого рынка, но и все сферы человеческой деятельности, в том числе и те, где идея прибыли противоречит самому смыслу такой деятельности: здравоохранение. обучение и даже обеспечение безопасности.

Такой подход представляет собой форму фетишизма, культового служения обожествлённому материальному идолу. В качестве своего результата он имеет массовую нищету и фактический целенаправленный геноцид «экономически неоправданного» населения целых регионов планеты, нарастание и эскалацию социально-классовых и межнациональных конфликтов, крайне неэкономную и исторически безответственную растрату невосполнимых природных ресурсов, разрушение традиционных культур и морально-нравственных норм, навязывание потребительских стандартов мышления и поведения, ведущих к культурной и интеллектуальной деградации человечества, денатурализацию продуктов потребления, приводящую к росту числа заболеваний, в том числе генетических, к деградации человека как биологического вида.

В качестве альтернативы мы предлагаем плановую систему производства, всецело подчинённую целям и задачам жизнеобеспечения и жизневоспроизводства, удовлетворения потребностей населения той или иной конкретной страны в сельскохозяйственных, индустриально-промышленных и информационных продуктах, необходимых для стабильного поддержания достойного уровня жизни..

Это не исключает возможностей проявления инициативы, предприимчивости. конкуренции. Такие возможности всегда могут реализоваться и в рамках частной, и в рамках общественной собственности: в творческих коллективах, на экспериментальных производствах. Но речь идет о соперничестве в рамках сотрудничества, аналогичному соревнованию коллективов на одном производстве, имеющих общую цель – совершенствование производства.

Рыночные отношения вообще оказываются неприменимым инструментом в информационную эпоху, поскольку информация по своей природе не может быть товаром, и попытки превратить ее в него искусственно. натыкаются на большое сопротивление уже сейчас. Мы поддерживаем идею борцов против копирайта, считаем, что получение разового вознаграждения автору должно исключать любые возможности запрета или ограничений на использование информации.

Солидарное общество со свободным обменом информацией способно начать функционировать как единая нейросеть, коллективный разум.

Не человек для экономики – а экономика для человека!

 

 

2. Развитие науки достигло пределов, при которых она становится опасной для человека и человечества (ядерная энергия, управление климатом, генная инженерия. вмешательство в сознание). Это выдвигает на первый план задачу введение этических категорий: норма, запрет, допустимое, самоотречение – в структуру управления обществом. Здесь большую роль играют традиционные представления, как донесенные до нас в религиозных текстах наших традиционных верований, так и выработанные в человеческой практике (народные традиции, моральный кодекс коммунистов, законы товарищества у людей опасных профессий). Поэтому необходимо уважительное отношение к религиозным практикам без попыток насильственного распространения той        или иной религии (как говорят православные, «невольник – не богомольник»).

Необходимо также максимальное сохранение народного традиционного знания. Для этого нужны национальные государства, способные сохранить нации и народности. Должны прилагаться специальные усилия по сохранению как материального, так и духовного наследия – в том числе и путем создания электронных средств сохранения общих знаний.

Должны поддерживаться традиционные формы отношений: семейные и родственные. Вмешательство в семейные отношения, особенно в отношения детей и родителей, должны быть сведены к вопиющим случаям нарушения интересов незащищенной стороны. Традиционные семейные роли – родители, муж, жена – должны поддерживаться, поскольку они основаны на биологических особенностях полов и возрастов.

Приоритет нравственности предполагает обеспечение общественного контроля за соответствием нравственных нормам в системах коммуникации. Этому должно способствовать и выведение из сферы коммуникации рекламы и друих средств разжигания потребительских инстинктов, что невозможно в обществе солидарности.

 

3        При всех ограничениях нравственного плана человек должен сохранять свою свободу, для чего необходимо избавиться от всех технических средств, организующих слежение за гражданами и сбор сведений об их частной жизни (кроме задач безопасности общества). В частности, выводятся из пользования личные номера людей. вживляемые микрочипы, биометрическая информация (кроме случаев, санкционированным судом).

4. Уважение между людьми должно распространяться и на отношение к окружающей человека среде – как биологической, так и созданной искусственно. В основе такого уважения лежит опасение за будущее – природа, как известно, мстит за неуважительное отношение к ней. Общество сотрудничества позволяет снижать нагрузку на биосферу, поскольку исключает имиджевое потребление, гонку за сверхприбылью, гонку вооружений.

 

5. Что обеспечит достижение отношений сотрудничества, приоритета нравственных норм, уважения к личности и окружающей среде? Сознание, с одной стороны, смертельной угрозы для выживания отдельного индивида, социума и человечества. А с другой, перспективы достижения идеалов, выдвигаемых религиями, идеологиями и культурами и представляющими в нормальных случаях маяк для каждого человека.

 

Мы находимся вне линейной «право-левой» политической системы, которую диктует мировая капиталократия и выдвигаем свой собственный проект цивилизационного развития человечества, предполагающий, в противоположность глобалистскому, разумное самоограничение общества в материальном производстве и потреблении, но безграничную свободу в творческом, интеллектуальном и духовном саморазвитии

 

В основу положены: Ленинградская хартия, тезисы для Круглого стола С.А.Строева, Максима Калашникова, С.Некрасова, выступления на КРУГЛОМ СТОЛЕ Ф.Н.Клоцвога, И.А.Гундарова, М.Гарасько, Д.Чопорняка, Г.Должикова, Йоле Станишича, труды Самира Амина, С.Г.Кара-Мурзы, А.С.Панарина, Б.С.Хорева, выступления митрополита Кирилла и Папы Римского Иоанна Павла 2, а также авторов сайта «Антиглобализм» (Медведевой, Шишовой, К.Соколова, А.Ермакова, К.Мяло и др.)

  

Текст открыт для обсуждения, добавления и изменений.

 

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад