Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

Будут ли действенны экономические санкции против Эстонии?

Евгений Примаков, академик

Почему мы в полную меру не осуществляем экономические санкции в ответ на кощунственное поведение эстонских властей, которые демонстративно накануне Дня Победы удалили из центра города памятник Воину-освободителю и, ликвидировав братскую могилу советских солдат, отправили гробы на военное кладбище? Почему после того, как эстонская полиция беспощадно расправлялась с нашими молодыми соотечественниками, протестовавшими против этого кощунства, не заблокируем эстонские порты, живущие за счет экспорта российских грузов и импорта товаров в Россию?

Недавно я ознакомился со статьей старшего научного сотрудника Российского института стратегических исследований К.Е. Коростаевой: статья опубликована в институтском «Аналитическом альманахе» (№7, 2007 год). На основе данных, почерпнутых из этой статьи, хотел бы поделиться с читателями некоторыми выводами, которые, надеюсь, помогут лучше разобраться в ситуации.

Первый вывод. Это факт, что мощный современный транспортный комплекс в Прибалтике, включая самый большой по грузообороту Таллинский порт был создан в советское время, в основном в 80-е годы прошлого столетия.

Второй вывод. После распада СССР, повлекшего за собой снижение грузооборота этого порта, уже в середине 90-х годов был значительно превышен «советский уровень». При использовании рыночных механизмов путем привлечения иностранного капитала и передачи ему в собственность или в долгосрочную аренду сооружений в Таллинском порту были построены новые и реконструированы старые причалы — нефтяные, для разгрузки минеральных удобрений, контейнерные терминалы.
Третий вывод. Введение в эксплуатацию российского комплекса по перегрузке минеральных удобрений в Санкт-Петербурге, перевалочного терминала и первой очереди порта в Приморске, угольного терминала в Усть-Луге, несколько отразилось, но только на структуре грузов, не остановив увеличения грузопотоков через Таллинский порт. Даже после того как перестал расти нефтяной транзит, Таллин сохранил статус одного из крупнейших нефтяных портов на Балтике. Одновременно была создана база для роста объемов транспортировки угля, зерновых грузов, сухих грузов, металла. Созданы логистический центр, свободная экономическая зона, в которой разворачивают деятельность предприятия обрабатывающей промышленности, работающие на импортном сырье с ориентацией на экспорт. Продолжается строительство глубоководных причалов, веток трубопровода, нефтехранилищ, увеличивается вес принимаемых поездов и скорость их обработки.


Четвертый вывод и, пожалуй, самый важный. Владельцами терминалов и других портовых сооружений являются не столько эстонцы, но иностранные, в том числе российские компании. Причем российские находятся далеко не на последнем месте. Например, новый угольный терминал, представляющий собой три причала длиной 770 метров и позволяющий переваливать 5 млн тонн угля в год, принадлежит на равных паях российскому концерну «Кузбассразрез-уголь» и Таллинскому порту. А оперирует причалом созданная российским концерном компания. Русским предпринимателям наполовину принадлежит самый перспективный эстонский порт Силламяэ, созданный уже в то время, когда заработали новые портовые сооружения в Ленинградской области. Силламяэ расположен в незамерзающей акватории в 25 км от российской границы. Это не только самый крупный частный порт на Балтике, но здесь, как и в Таллинском порту, образована свободная экономическая зона. Важно отметить, что российскими собственниками гарантирована загрузка порта, в первую очередь нефтяного терминала. И не только. Химическому холдингу «Еврохиму» принадлежит собственный терминал. Другая российская компания Sillgas инвестирует средства в строительство в Силламяэ терминала по перегрузке сжиженного газа с проектной мощностью до 500 тысяч тонн. Активно действуют российские компании на рынке транспортировки нефти и нефтепродуктов на территории Эстонии. Российский «Трансойл» через свою дочернюю компанию владеет девятью «нитками» железных дорог. Контроль над всей цепочкой доставки нефтепродуктов к экспортным терминалам принадлежит группе компаний «Северстальстранс», которая владеет 70% акций эстонской компании Spacecom.

Это — не полный перечень. Но он сам по себе весьма показателен. Такая активность российских компаний объясняется просто: в Эстонии действует беспошлинная система транзита из России, налоги снижены, если не доведены, как в Силламяэ, до нуля, качество услуг на высоком уровне, цены ниже финских, портовые сборы ниже санкт-петербургских, вагоны подаются, склады разгружаются и суда становятся под погрузку по графику. К этому следует добавить, что торговля и, шире, экономические отношения с Россией преимущественно в руках русскоязычных жителей Эстонии.

Не ясно ли, что такая картина влияет на принятие решений о характере санкций, которые, как уверен, нынешнее правительство Эстонии вполне заслужило. В условиях рыночного хозяйства требовать от предпринимателей быть большими патриотами, чем бизнесменами, бессмысленно. Но оставаясь бизнесменами, они могли бы, в том числе через своих эстонских экономических партнеров, оказать значительно большее влияние на эстонские власти, зарвавшиеся в своей антироссийской политике. Конечно, это не снимает вопрос о других направлениях нашей реакции на то, что произошло в Таллине.

Е.Примаков

"Московские новости" №18

Комментарий сайта. Отметим высказывание "требовать от предпринимателей быть большими патриотами, чем бизнесменами, бессмысленно" - это многое объяснит. В этом плане интересно сопоставить эстонские события с  агитпробегом псковских коммунистов, которые направляясь со знаменем Победы в Москву и проводя митинги у памятников героям Великой Отечественной войны, один из митингов посвятили эстонцам, павшим в боях против гитлеровцев. Этот памятник стоит в великих Луках.

И еще о русских и русскоязычных. Среди русскоязычных депутатов, голосовавших за снос Бронзового солдата, отметился М.Ю.Лотман. Это Михаил Лотман, филолог из Тарту, сын прославленного  Ю.М.Лотмана, ныне покойного. Он, помнится, приветствовал независимость Эстонии. Воистину, интеллигенция - вовсе не мозг нации!

 

 

 Выскажите ваше мнение на форуме

         Назад