Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Решается судьба ПМР

"ЕС превращается в тормоз приднестровского урегулирования": Молдавия за неделю

Приднестровское урегулирование: "Участие Приднестровья в молдавских выборах превратит кампанию в политический фарс". Молдавия - ЕС: "Запад действует в отношении Кишинева методом "кнута и пряника". Выборы-2009: "Троянские кони" ПКРМ готовы разыграть предвыборную карту Воронина". Языковой вопрос: "При решении приднестровского вопроса Кишиневу не удастся уйти от пересмотра языковой политики".

Приднестровское урегулирование: "Участие Приднестровья в молдавских выборах превратит кампанию в политический фарс"

ЕС превращается из посредника в тормоз приднестровского урегулирования, пишет "Время". Евросоюз считает "аморальными" переговоры по приднестровскому урегулированию в трехстороннем формате - Россия, Молдавия и Приднестровье. По мнению Брюсселя, проблема может быть решена только в формате "5+2", и отход от этого формата недопустим. С такими заявлениями выступил 5 сентября в Кишиневе специальный представитель ЕС в РМ Кальман Мижей. Далее европейский чиновник разоткровенничался еще больше: "Молдавия наивна, если полагает, что решение проблемы можно найти в новом трехстороннем формате. Для Кишинева было бы ненормально исключать из переговорного процесса ближайших соседей - Украину и Европейский Союз".

Последнее из вышеприведенных заявлений Кальмана Мижея уже тянет то ли на шантаж, то ли на ультиматум: "Или урегулирование идет по-нашему, или не идет вообще", продолжает "Время". Складывается впечатление, что Европе пришлось откинуть маску посредника, заинтересованного в скорейшем урегулировании конфликта и заявить о тех самых "законных интересах ЕС в регионе", о которых Мижей говорил в течение всего последнего времени. Действительно, если ранее Брюссель заявлял, что ЕС готов признать любые договоренности, которые будут устраивать и Кишинев, и Тирасполь, то теперь тональность заявлений европейцев резко изменилась. Оказывается "перспективным" является не то решение, которое устроит жителей обоих берегов Днестра, а только то, которое будет удовлетворять "законным интересам" Запада.

В чем же заключаются эти "законные интересы"? - задается вопросом "Время". Об этом отчасти можно судить по тому, что заявил господин Мижей относительно "Меморандума Козака" 2003 года. По словам европейского представителя, этот документ был нежизнеспособен, так как "предоставлял слишком много прав приднестровскому региону". Другими словами ЕС боится, что, наделив достаточными полномочиями пророссийское Приднестровье, объединенная Молдавия и сама сдвинется в сторону России. А этот сценарий Запад категорически не устраивает. Представитель ЕС в Молдавии даже зачем-то вспомнил трагические события в Южной Осетии, посоветовав сторонам "после событий в Грузии не экспериментировать с нежизнеспособными, нелегитимными, недемократическими формулами". На что намекал Кальман Мижей, осталось не до конца понятным.

В нынешних условиях складывается впечатление, что основным интересом Запада в регионе становится затягивание разрешения конфликта, пишет "Время". Не желая отдавать лавры миротворца в приднестровском урегулировании России, Запад действует подобно "собаке на сене". С одной стороны он не способен предложить собственный вариант разрешения конфликта, с другой - всевозможными способами вставляет палки в процесс поиска компромисса, в который активно включилась Москва. И это притом, что Россия отнюдь не намерена исключать других посредников из процесса урегулирования, а лишь заявила о том, что предварительные договоренности по основным принципам разрешения конфликта должны быть достигнуты самими сторонами - Кишиневом и Тирасполем. Москва, не без труда усадившая стороны конфликта за стол переговоров, лишь вызвалась и далее координировать этот процесс.

В сложившихся условиях очень многое в переговорном процессе будет зависеть от позиции, которую займет Кишинев, продолжает "Время". С одной стороны, жители страны ждут скорейшего и справедливого урегулирования приднестровского конфликта. И контуры этого урегулирования, казалось бы, начали прорисовываться. С другой - Молдавия, в свое время сама сделавшая все для того, чтобы "интернационализировать" процесс приднестровского урегулирования, оказалась в заложниках собственного решения и геополитических интересов Великих держав. Выдержит ли Кишинев очередную проверку на прочность? - задается вопросом издание.

Резкие заявления специального представителя ЕС в Республике Молдова Кальмана Мижея о предстоящих переговорах по урегулированию приднестровского конфликта произвели неоднозначное впечатление, пишет "Независимая Молдова". После окончания в Вене встречи посредников от стран-гарантов России, Украины, а также ОБСЕ и наблюдателей от США и ЕС спецпредставитель ЕС в категоричной форме высказался за соблюдение лишь одного формата - "5+2". Также неоднозначной выглядела и его недавняя встреча с представителями лишь двух парламентских фракций, хотя в парламенте, как известно, их больше. А ведь на повестке дня стоял достаточно острый вопрос: реакция мирового сообщества на признание Россией Южной Осетии и Абхазии в качестве самостоятельных субъектов международного права. Любые переговоры между двумя конфликтующими сторонами нужно приветствовать. Стремление идти навстречу друг другу, независимо от формата данных переговоров, всегда обнадеживает. По той простой причине, что "за спиной" данных переговоров стоит население обоих берегов Днестра, которое с надеждой воспринимает любые шаги в сторону сближения. И неважно, кто инициатор и в каком формате, главное, чтобы переговоры начались.

Вот почему не стоит в самом начале разблокирования переговорного процесса так резко высказываться по вопросу легитимности или неприемлемости данных переговоров, продолжает "Независимая Молдова". Резкое неприятие одной схемы формата всегда вызывает противодействие другой стороны, а порой вносит и недоверие в ряды участников переговорного процесса. И кому как не представителям Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе не знать подобных вещей. Тем более, что любые переговоры - это прежде всего и всегда поиски компромиссных решений, и естественные уступки с чьей-то стороны: в чем-то уступки со стороны Молдавии, где-то должна уступать приднестровская сторона, и не в последнюю очередь и уступки со стороны России и даже Евросоюза. Особенно в те моменты, когда мы касаемся таких щепетильных вопросов, как урегулирование спорных вопросов, касающихся замороженных конфликтов. Одно неосторожно сказанное или написанное в резкой ультимативной форме слово может опять отбросить переговорный процесс на неопределенное время.

Наступает, наверное, момент, когда должен срабатывать механизм личной, если хотите, цензуры, взвешивания каждого написанного или произнесенного слова, пишет "Независимая Молдова". Ибо личная цензура никакого отношения к посягательству на демократию и ее ценностям не имеет, хотя бы потому, что демократия и свобода слова предусматривает в первую очередь соблюдение этики взаимоотношений. Это, скорее всего, относится к понятию ответственности. Именно сейчас нужно проявлять максимум осторожности и терпения, если хотите, терпимости друг к другу. Уважения, наконец. Есть вещи, которые нельзя произносить вслух, даже если они висят на кончике языка, подводит итог издание.

Похоже на то, что традиционная уравновешенность, под которой западные представители всегда прикрывали свои подлинные интересы в Молдавии, стремительно уходит в прошлое, пишет "Коммерсант Plus". Скромная роль "наблюдателя", с которой Запад выступал в молдавско-приднестровском урегулировании, как и следовало ожидать, изменилась. На семинаре "Приднестровские диалоги", прошедшем в пригороде столицы Вадул-луй-Водэ, спецпредставитель Евросоюза в Молдавии Кальман Мижей вполне откровенно рассказал о том, чего в реальности хотят западные институты.

Складывается ситуация, когда на первый план выходит не сам процесс урегулирования, а то, кому достанутся лавры миротворца, продолжает "Коммерсант Plus". Выступление европейского дипломата показывает, что Европа и США не изменили свои подходы к ситуации на Днестре. Однако они не учитывают изменений в России. Запад никак не может смириться с самостоятельной ролью России в международных делах. И по-прежнему наивно ждет, что Москва откажется от защиты своих интересов и интересов своих соотечественников ради благосклонного одобрения Запада. Западные чиновники не могут похвастать позитивным вкладом в урегулирование постсоветских конфликтов. ОБСЕ знала о готовящейся агрессии Грузии против Южной Осетии и преступно молчала. Другие западные институты тоже молчаливо наблюдали, как грузинская армия стирает с лица земли осетинские села. Вряд ли этот "достойный опыт" сможет пригодиться в Молдавии, отмечает издание.

Депутат парламента от Национально-либеральной партии Анатолий Цэрану оценил критические заявления спецпредставителя Евросоюза в РМ Кальмана Мижея, в связи с появившимися идеями о возвращении Кишинева и Тирасполя к "меморандуму Козака" для возобновления переговоров по приднестровскому урегулированию, как естественную реакцию евросоюзной дипломатии, пишет "Ника-пресс". Это также и ответ, сказал он, на озвученные руководством МИД РФ намерения перевести процесс из формата "семерки" в трехсторонние переговоры конфликтующих сторон при участии Москвы, за которыми кроются попытки свести до минимума роль известных посредников и наблюдателей, что, в свою очередь, способно втянуть Молдавию в "холодные отношения" между Россией и Западом. По мнению депутата, в данной ситуации официальному Кишиневу не следует активно реагировать на умышленно создаваемые Москвой дополнительные трудности для урегулирования. Цэрану также поставил под сомнение идеи проведения парламентских выборов 2009 года на обоих берегах Днестра, что, по его убеждению (если вдруг Тирасполь согласится на создание в ПМР второго избирательного округа), превратит кампанию в политический фарс и даст лишь формальный повод говорить о начале практического сближения сторон. Даже если в Приднестровье найдутся смельчаки, желающие получить мандаты высшего законодательного органа РМ, а власти непризнанной республики "откроют ворота" молдавским партиям для проведения здесь предвыборной агитации, то эта их деятельность грозит превратиться во всеобщее посмешище, а роль представляющих Левобережье в парламенте образца 2009 года депутатов едва ли станет конструктивной, считает Цэрану. Лучшим шагом для Кишинева, сказал депутат, стал бы отказ от попыток на мало понятных условиях приглашать в кампанию Приднестровье, а некоторым партиям Молдавии исключить из своих планов возможности Левобережья повлиять на исход Выборов-2009.

В партийных кругах Молдавии обсуждается неофициальная информация о новом проекте по урегулированию приднестровского конфликта, пишет в своем комментарии "Ника-пресс". Пока неизвестно, кто является автором документа, однако некоторые данные говорят об участии в его разработке экспертов Европейского союза. Так, в одной из парламентских партий утверждают, что имели возможность ознакомиться с отдельными положениями проекта, предусматривающего, в частности, квоту представительства Приднестровья в Парламенте РМ 18 депутатов, право выхода Левобережья из состава реинтегрированного государства, а также двухлетнее присутствие на территории бывшей ПМР российского военного контингента. Здесь же утверждают, со ссылками на свои источники в дипломатическом корпусе стран ЕС, что документ мало похож на так называемый молдавский "пакетный план", о котором официальный Кишинев говорит уже почти два года и практически не имеет привязки к июльскому закону РМ от 2005 года.

Перечисленные обстоятельства позволяют сделать следующие выводы, продолжает "Ника-пресс". К проекту, если он действительно существует, не имеют никакого практического отношения молдавские эксперты; в лучшем случае власти РМ опять, как в 2002 и 2003 годы, выступали в роли заказчика, поэтому документ следует пока именовать "европейским проектом". Информация о нем появилась сразу же после российских заявлений о возможности возвращения сторон к "меморандуму Козака" и, безусловно, носит ответный характер, что, в свою очередь, дает основания думать о намерениях Москвы и Запада "столкнуть лбами" два текста и начать вокруг них длительную и открытую дискуссию на обоих берегах Днестра. Таким образом, очевидна роль обоих проектов, призванных заставить кишиневских политиков (в первую очередь молдавских коммунистов, которые опять не прочь использовать противоречия между Россией и ЕС на приднестровском направлении) прийти к выводу о невозможности урегулировать конфликт до парламентских выборов 2009 года.

После избирательной кампании "европейский проект" по примеру "меморандума Козака" будет претендовать на долгое использование не столько в диалоге между ЕС и Кишиневом, сколько в соперничестве России и Запада; неспособность после выборов 2009 года новых властей РМ урегулировать политико-территориальный вопрос на базе европейских идей приблизит Европу к долгожданному "часу истины" и заставит ее выступить с точным условием: реинтегрированная по иным сценариям Молдавия Европе не нужна, пишет "Ника-пресс". А далее всем придется придумывать способ для Кишинева отказаться от Приднестровья, чтобы оно не было препятствием в реализации молдавской европейской мечты, подводит итог агентство.

История отношений молдавских неправительственных организаций и политических партий со всем комплексом проблем, собранных в понятие "приднестровское урегулирование", - это история безуспешных и порой лишенных логики попыток быть неотъемлемым звеном в непростом деле реинтеграции, да еще и способным оказывать влияние на его качество и сроки, пишет "Коммерсант Plus". ПКРМ, еще находясь в оппозиции, несмело объявила решение вопроса национальной идеей. Тогда коммунистам ничего не удалось: прежде чем пойти впереди национальной идеи, надо объединить нацию, а у них сама идеология да плюс к тому открытая жажда власти лидеров партии работала и продолжает работать на раскол нации. Не потому ли, придя к власти, коммунисты-воронинцы еще сильнее увязли в территориальном вопросе и вряд ли уже с ним справятся?

Другие партии и неправительственные организации РМ, а вместе с ними и экспертные группы, тоже много чего насочиняли за годы противостояния с Тирасполем, продолжает "Коммерсант Plus". Были (теперь уже ставшие древними) и пустые планы СДПМ и социалистов, был "план Цэрану" и концепция "Трех "Д". Федерализационные и антифедерализационные планы - это тоже было, как и общественно-партийные отчаянные возгласы вообще забыть на время о Приднестровье; плюнуть на него публично, что называется, с высокой колокольни и заняться исключительно молдавской европеизацией в надежде дождаться лет через 30-50, когда приднестровцы сами запросятся в европейский рай на правом берегу. Все оказалось тщетными, пустыми, а то и смешными затеями. Разве не смешно сейчас выглядят намерения демократизировать Приднестровье под приглядом сомнительно демократичного Кишинева?

К общим и, видимо, закономерным неудачам в попытках урегулировать вопрос следует отнести и участие внешних сил, влияющих на настроения молдавского политического и общественного истеблишмента, измученного бесконечными поисками новых идей и ищущего помощников на стороне, пишет "Коммерсант Plus". Правда, здесь следует уточнить: они, эти силы, лишь на первых подступах к практическим шагам в урегулировании показывали возможности успеха, но потом все почему-то разваливалось с треском, принося при этом все новые и новые проблемы Кишиневу. Вспомним: федерализационный проект ОБСЕ 2002 года объединил молдавскую общественность под лозунгом "Либо федерализация страны - либо конец молдавской государственности". Последующая поддержка Госдепом документа и "восхищение им", высказанное тогдашним послом США в РМ, утихомирили лидеров целого ряда партий и тоже привели их в "группу федералов". Без особого энтузиазма, правда, но и они вынужденно пришли к выводу - что ж, попробуем. Дальнейшие события показали, что все они без исключения с невиданной яростью обрушились на федеральное будущее Молдавии под другим лозунгом - "Не допустим приднестровизации Молдавии". Эти же события показали, что ярость "антифедералов" тоже имеет внешние корни, или, точнее, даже заказана из-за кордона - плохой вывод для молдавской общественности, экспертов и политиков. Они словно меченые, имеющие один общий знак, устойчивое проклятье, - как ни стараются быть самостоятельными и гордыми, имеющими убеждения и право защищать свои интересы, свой дом, если хотите, все равно в итоге оказываются подле чужой кормушки. До забот ли тут о судьбах отечества или, по крайней мере, о собственном достоинстве?

И еще об "антифедеральной истории" - это нам дана возможность понять, что может быть дальше со страной, пытающейся вернуть под контроль утерянные двадцать лет назад территории, понять также и механизмы, которые работают на приднестровском направлении и которые опять же имеют внешнее происхождение, пишет "Коммерсант Plus". А тем, кто жаждет знать, что будет с Молдавией в ближайший год, это хорошая подсказка: что скажут - то и станется. Надо только признаться в никчемности и оставить провинциальные возгласы - "ах, как все запущено!" или того хуже "неужели вокруг нас одни враги!"... Надо посмотреть на себя со стороны и согласиться, что так все и будет - по чужой воле.

Уже осенью 2002 года, когда еще не утихли страсти по проекту ОБСЕ, в Кишиневе начали кучковаться антифедералы, продолжает "Коммерсант Plus". Сначала появился здесь известный международный меценат Сорос - в Кишиневе ему постарались объяснить таящуюся для РМ опасность в "федерализации" и вытекающей из нее "приднестровизации". Именно тогда появился этот термин как приговор к вечным мукам под пятой сепаратистов. А уже в начале 2003 года в Кишиневе прошла международная конференция, где впервые были открыто представлены картины, рисующие молдавскую беду "от уродливых процессов объединения РМ". Появился и румыно-американский журналист специального назначения Сокор - его тогда еще не подпускали к Воронину, но частые визиты в различные кабинеты президентской администрации давали ему хорошие шансы оказать влияние "на наивных молдаван". Вообще, удар готовился по федеральному проекту ОБСЕ, а получилось еще эффектнее: ударили и по обээсешным текстам, и по "меморандуму Козака". Оба проекта, кстати сказать, были заказаны и заранее согласованы с Ворониным, что он и сам не раз признавал. Вершиной всей с виду запутанной, но на деле хорошо спланированной акции стала готовность одних партий перекрыть все дороги приезжающему в РМ российскому президенту Путину для подписания меморандума, других - заставить Воронина прекратить получать вредные услуги от российских экспертов.

Уже потом появились версии, что молдавский лидер сам и заранее спланировал операцию "Отказ" и показал Москве, что не может противиться выстраданным настроениям в партиях и неправительственных конторах, продолжает "Коммерсант Plus". Но, заметим, сам Воронин никогда эту выгодную для себя версию не подтверждал, хотя власти РМ из кожи лезли вон, чтобы намеками убедить своих западных партнеров: антифедеральные (читай антироссийские) мероприятия задумывались и осуществлялись высшим руководством страны, удачно выставившим вперед молдавскую общественность и оппозиционных политиков. Сказать открыто о своей роли организатора и вдохновителя Воронин опасался: во-первых, это было не так и над ним бы долго потешались истинные авторы антифедерального шоу, во-вторых, принадлежность к нему хоть и прибавила бы Воронину "западных красок", но вреда бы принесла много больше. Ему невольно пришлось бы брать на себя ответственность и за агрессивные акции оппозиционеров-антифедералов, устроенные ими перед российским посольством в начале 2004 года.

Приходилось только довольствоваться возможностью демонстрировать красноречивые жесты и ужимки - вы же понимаете, что ничего в нашей стране случайного не бывает, пишет "Коммерсант Plus". Тогда жгли портреты Путина и государственные флаги России. Это претендовало, кроме всего прочего, и на знак всеобщего единения против внешней опасности вокруг воли правящей партии. Молчание правоохранительных органов Кишинева лишь дополняло картину догадкой: Воронин в самый последний момент лишь присоединился к антифедералам. Именно отсюда берет начало его лживая сказка о ХДНП, будто ставшей осознанным и полезным партнером ПКРМ - партии европейского типа. Все наоборот. Коммунисты стали партнерами "фронтистов" - с ноября 2003 года и по сей день ими остаются.

Пример с проектом ОБСЕ и "меморандумом Козака", казалось бы, наоборот, показывает силы и способности политических партий и неправительственных организаций в деле урегулирования приднестровской проблемы, продолжает "Коммерсант Plus". Но не так это. Он о другом - об истории, которая говорит, что внешние силы в данном деле куда мощнее и эффективнее, чем то, что принято называть "гражданским обществом РМ" и "политическим классом". И что гадать - будет опять война в Молдавии или нет, случится цветная революция или пронесет, сохранится ли в желанном виде страна или останется от нее обрубок для продолжения геополитических экспериментов, - когда в стране хозяйничает кто угодно, и лишь меченые изображают из себя достойных представителей достойного государства, подводит итог издание.

Молдавия - ЕС: "Запад действует в отношении Кишинева методом "кнута и пряника"

9 сентября завершился ознакомительный визит в Молдавию содокладчиков Комиссии по мониторингу РМ Совета Европы Жозетт Дюрье и Эгидиюса Варейкиса, пишет "Время". В Кишиневе и Тирасполе они провели многочисленные встречи с представителями молдавского и приднестровского руководства, и по итогам визита поделились своими впечатлениями от увиденного и услышанного. Одной из основных тем, к которым оказались особенно неравнодушны представители СЕ, стали приближающиеся парламентские выборы в Молдавии. Говоря о необходимости проведения справедливой избирательной кампании, европейские гости не скупились на эпитеты. "Экзамен на демократию", "проверка на зрелость" и даже "дверь в Евросоюз" - вот лишь некоторые из образных высказываний Жозетт Дюрье по этой теме. "С этих пор и до 2009 года мы очень часто будем посещать РМ", - заверила Дюрье.

Что касается ситуации в Молдавии, то у республики вновь обнаружились "прогресс" и "позитивная динамика", продолжает "Время". Более того - у Молдавии снова появилось "европейское будущее". "Принятие Молдавии в европейское сообщество является необходимостью для самой Европы", - не моргнув глазом, заявили представители СЕ, посетовав на то, что Молдавия могла успеть и на один "европейский поезд" с Румынией и Болгарией. Радужными нарисовали европейские гости и перспективы урегулирования приднестровского конфликта. По европейским рецептам, естественно. "Будет определено мирное решение, которое будет соблюдать целостность Республики Молдова и Европы. Ведь, в конце концов, это касается и нас - мы не можем допускать, чтобы на востоке у нас были нестабильные границы", - заявила Жозетт Дюрье.

С чем связан очередной всплеск интереса западных структур к Молдавии? - задается вопросом "Время". Вероятнее всего, все дело в некотором сближении, наметившемся в отношениях Кишинева и Москвы, вызвавшем довольно нервную реакцию Запада. Вот и зачастили в молдавскую столицу "гонцы" с очередными "посулами". В связи с этим возникает и еще один вопрос. Стоит ли верить радужным обещаниям, звучащим из уст европейских гостей? Или вся эта риторика призвана лишь предотвратить "чрезмерное", на взгляд Запада, потепление в молдавско-российских отношениях и заставить Кишинев отказаться от предложенных Москвой прямых переговоров с Тирасполем? Однако до сих пор издержки от конфликтов с Россией неизменно оказывались гораздо выше мнимых бонусов со стороны ЕС и США.

Похоже на то, что Запад действительно решил чередовать в своей политике в отношении Кишинева методы "кнута" и "пряника", пишет "Время". С "пряником" в Молдавию приехали содокладчики Совета Европы. Если эта тактика не подействует, в ход снова пойдет "кнут" - прямое давление на молдавское руководство. Тем более что ранее оно неоднократно оказывалось эффективным. Недаром в выступлениях западных "доброжелателей" все чаще всплывает предвыборная тема, подводит итог издание.

Выборы-2009: "Троянские кони" ПКРМ готовы разыграть предвыборную карту Воронина"

В конце минувшей недели прошло очередное заседание Политического исполнительного комитета Демократической партии, пишет "Ника-пресс". В пресс-релизе по случаю сбора лидеров и активистов ДПМ, кроме всего прочего, отмечается открытость партии для различных межпартийных консультаций, в том числе и по предвыборной ситуации, а также об условиях приема в организацию новых членов. Как сообщили источники в ДПМ, данная формулировка весьма точно отражает настроения "демократов" по поводу ранее заявленных перспектив их объединения с "социал-демократами" и создания на базе двух организаций единой политической структуры. Эти же источники дали понять, что появляются новые обстоятельства, которые заставляют если не приостановить дискуссии о вариантах совместного проекта, то подумать о его последствиях для ДПМ, стремящейся получить серьезное представительство в высшем законодательном органе страны.

В ДПМ не подтвердили, но и не опровергли предположение, что в объединительные планы вмешались данные о будто бы начавшихся переговорах "социал-демократов" с бывшим премьер-министром Василием Тарлевым и предоставлении ему права возглавить партийный список СДП на выборах 2009 года, продолжает "Ника-пресс". Однако в партии считают предполагаемое социал-демократическое членство отставного премьера способным раз и навсегда разрушить планы создания в РМ влиятельной организации, поскольку за ним просматриваются планы лидеров ПКРМ не только провести СДП в парламент, но и составить с ними межпартийную коалицию. Не скрывают "демократы" и другое препятствие к объединению с эсдеками - так называемый "фактор Мушука", которого после известных событий в столичном законодательном органе еще сильнее, чем Тарлева, подозревают в готовности разыграть в будущем году предвыборную карту Воронина.

Сначала о Тарлеве, пишет "Ника-пресс". К раздумьям "демократов", не лишенным смысла и логики, о роли бывшего премьера добавим красноречивые детали. Он явно рвется в бой, оставаясь пока фигурой политически одинокой. Все его попытки устроить сбор "молдавских друзей России", а заодно заглянуть "на огонек" в ту или иную партию со своими предвыборными предложениями действительно подозрительны. Тарлев за семь лет "под президентом Ворониным" ни разу и ни в чем не проявил ни характера, ни самостоятельности, а тут нате вам - и идеи появились, и самостоятельность, и много еще чего. Эсдеки, приблизив его к себе, рискуют навлечь на себя проблемы "предвыборного масштаба" - кому нужен такой компаньон? Демократам, которым тоже не очень-то ясны перспективы 2009 года, точно не нужен.

Последняя идея Тарлева "Покупайте молдавское" - настолько уязвимая вещь и настолько благодатная почва для предвыборных уколов, что его противники без труда развалят имидж бывшего премьера и любой партии, предоставившей ему место в своих списках, пишет "Ника-пресс". Смотрите, вышел на люди, призывает поддержать отечественного производителя, а сам одет во все немолдавское, кофе на завтрак пил тоже не молдавский, ах, чай пил, а где он взял молдавский чай, и молдавскую икорку - ту, что от рыбы, а не от баклажан, и молдавский компьютер и другую бытовую технику. Тарлев сам лезет в петлю и способен будет удавить вместе с собой даже самую перспективную партию. Вопросы "о молдавском" заставят в ходе кампании в полном смысле слова раздеваться на людях, показывая ярлыки кишиневских производителей, а его пиарщики будут вынуждены снимать процесс стирки тарлевского белья в отечественной машинке "Аурика". Жуть берет от такого члена предвыборной команды - "демократам есть чего бояться".

Однако и без Тарлева их межпартийный союз с эсдеками и возможное слияние "двух в одну" несет с собой плохие перспективы, продолжает "Ника-пресс". Это о другом факторе - "факторе Мушука". Став генеральным секретарем Социал-демократической партии Молдавии, т.е. вторым после Дмитрия Брагиша лицом в партии, Эдуард Мушук всеми действиями и высказываниями показывал свою антикоммунистическую и, что скрывать, антиворонинскую энергетику. Много чего им было сделано и сказано для укрепления имиджа молодого политика, вознамерившегося избавить страну от (не будем об эпитетах, употребляемых в СДП о коммунистическом режиме Молдавии)... Достаточно упомянуть о частых поездках Мушука в Гагаузию, названную им "социал-демократической территорией", и его политическую дружбу с башканом Формузалом, чтобы понять антикоммунистические планы молодого лидера. Его связи с башканом, который обещал "похоронить воронинский коммунизм в Гагаузии" и однажды сказал, что "коммунисты показали на Юге свое звериное лицо", нелогичны. В образ Мушука легко ложилась история давления коммунистических властей на его бизнес и его семью: бизнес был раздавлен по всем правилам незаконной борьбы коммунистов с политическими оппонентами и непослушными предпринимателями (незаконность действий потом подтвердил Европейский суд), а отец Ион Мушук был вынужден "уносить ноги" от неминуемой (и тоже незаконной) отсидки в кишиневских каталажках.

Попав в муниципальный совет депутатом, Мушук-младший строго держался своих настроений относительно политики центральных властей по отношению к "либеральному руководству" столичного хозяйства, пишет "Ника-пресс". Он, в частности, публично признавал, что все неурядицы в кишиневской мэрии, в муниципальном совете, спровоцированы действием коммунистов, не способных смириться со своим поражением на местных выборах. Когда же на заседания совета стали являться крикливые "простые граждане", ненароком показывающие оружие, Мушук заявил, что понимает причины неработоспособности столичных законодателей и что у депутатов-демократов найдутся и силы и воля пресечь провокации.

Потом началась другая история, продолжает "Ника-пресс". Мушука неожиданно избирают спикером горсовета и в процедуре особо усердствуют депутаты-коммунисты. Тут же его приглашает президент Воронин - фотография двух беседующих государственных деятелей обходит все "красные" и "слегка красные" издания страны. Мушук далее делает заявление о том, что впредь городские законодатели будут работать в нормальном режиме и беспорядок в Совете - это позорный, но прошедший этап.

Чудес в молдавской политике случается много, пишет "Ника-пресс". И "чудо с Мушуком", наверное, никого бы не удивило, если бы не одно обстоятельство. И общественность, да и сами социал-демократы ждали от юного спикера публичных объяснений. Каких - нетрудно догадаться: объяснил бы он, что согласился участвовать в перестановке муниципальных сил как политик и что явился в кабинет президента Воронина как политик, однако как человек, незаслуженно отсидевший по вине какого-то главного дяди в РМ, и как сын своего отца, находящегося в позорных бегах по той же причине, хотел бы получить от своего старшего товарища объяснений и ответов на ряд важнейших вопросов. В том числе и на касающихся, скажем так, чести и достоинства семьи. Никто таких объяснений не дождался. И правильно сделало большинство нормальных людей в СДП, что напряглись от плохих мыслей о главной беде молдавской политики, что задались простыми вопросами "туда ли мы попали?", "кто нас в бой ведет?", "что с нами скоро будет?".

На примере Мушука товарищ Воронин показал, что он не прочь и даже с удовольствием иметь дело с человеком, прошедшим "через коммунистические жернова" ("надо, Федя"), воспринявшим науку воспитания должным образом, и согласившимся в итоге на сотрудничество с ПКРМ, продолжает "Ника-пресс". Сталинская школа: такие кадры - лучшие кадры страны. Вот только что будет делать Мушук, когда ПКРМ лишится позиций правящей партии, а Воронин не будет президентом?.. А пока "пикейные жилеты" из политбомонда, рассуждают на тему предстоящих парламентских выборов, настойчиво и постоянно называют и Василия Тарлева, и Эдуарда Мушука "троянскими конями" ПКРМ, время все расставляет по своим местам.

Языковой вопрос: "При решении приднестровского вопроса Кишиневу не удастся уйти от пересмотра языковой политики"

Говорить о том, как себя чувствует русский язык, значит говорить о трех вещах отдельно, пишут "Молдавские ведомости". Во-первых, это разговор о положении русского языка в Молдавии. Во-вторых, это разговор о состоянии самого языка, его качестве, культуре речи его носителей. В-третьих, это отношение к русскому языку.

Как отмечают специалисты, с юридической точки зрения положение русского языка в Молдавии достаточно хорошее, если судить по тому вниманию, которое проявил к языку законодатель, пытаясь определить его место в пространстве человеческого общения, продолжают "Молдавские ведомости". Есть закон о функционировании языков. Упоминается русский язык и в Конституции Молдавии. Хотя тут есть проблема: между законом и Конституцией имеются разночтения, и в зависимости от конъюнктуры, одни ссылаются на закон от 1989 года, другие на Конституцию. По закону, русский язык фактически параллелен государственному. По мнению экспертов, если в этом законе заменить синтагму, которая определяет статус русского языка в качестве языка межнационального общения, то этого закона было бы вполне достаточно, чтобы говорить о том, что русский язык функционирует как официальный язык. Но в начале 90-х этого не произошло, с тех пор много воды утекло, и теперь все уже по-другому.

По Конституции, приоритет отдается государственному языку, закон определяет русский язык как язык межнационального общения, пишут "Молдавские ведомости". То же самое говорится и в Концепции о государственной национальной политике, принятой в 2003 году. На практике, эта концепция не получила своего реального развития, хотя она и предусматривала разработку специальной программы, смысл которой заключался в том, чтобы, не расширяя искусственно количество носителей русского языка, в то же время и не снижать искусственно пространство его применения. Эксперты не исключают, что в какой-то момент коллизия между законом о языках и Конституцией может разрешиться.

К позитивным моментам специалисты относят то, что русский язык сохранился в полной вертикали образования, как и то, что в Молдавии довольно в широком объеме представлены русскоязычные средства массовой информации, как российские, так и собственно молдавские, продолжают "Молдавские ведомости". Уже много лет на русский язык дублируется "Мониторул Офичиал", и любой документ государственного значения любой гражданин может прочитать и на русском языке. Также в судебных органах во время заседаний положен переводчик, и русскоязычные граждане могут говорить в суде на родном языке.

Если говорить о минусах, то, как отмечают эксперты, русский язык очень незначительно представлен в социальной информационной среде, пишут "Молдавские ведомости". Все являются потребителями каких-то товаров и услуг. В обязательном порядке они должны быть представлены человеку на государственном языке, а "при необходимости", - на любом другом языке международного общения. В жизни это выглядит так, что, например, информацию о лекарствах можно прочитать только на государственном языке. Почтовые, транспортные, медицинские службы, практически вся социальная сфера действуют на государственном языке. С этой точки зрения, многие граждане испытывают стресс, когда в различных ситуациях у них не получается нормального разговора с государством.

Существуют, конечно, региональные различия, продолжают "Молдавские ведомости". Не надо быть большим лингвистом, чтобы видеть, что, например, в Гагаузии, Тараклии, на севере Молдавии, не говоря уже о Приднестровье, русский язык используется в большем объеме, особенно в общественно значимых сферах. Хотя в законе о правах потребителя сказано, что, при необходимости, по решению местных властей где-то дополнительно может использоваться и русский язык, специально таких решений давно никто не принимает. По умолчанию, и по сложившемуся на практике консенсусу, власть подстраивается под то население, с которым оно разговаривает.

Особенность Молдавии, среди прочего, заключается в том, что для обоих наиболее распространенных здесь языков - молдавского (румынского) и русского - наша страна не является, если можно так выразиться, базовой, пишут "Молдавские ведомости". Это своеобразный лингвистический "остров", связанный с двумя "материками" - Румынией и Россией, где, в основном, и развиваются современные языки, на которых говорят и в Молдавии.

Русский язык был широко распространен здесь и 50, и 150 лет назад, но тогда все было по-другому, продолжают "Молдавские ведомости". И в царской империи, и в Советском Союзе существовал естественный приток на территорию Бессарабии (МССР) граждан-носителей языка с территории России, которые приезжали сюда в качестве специалистов. Если говорить о Российской империи, это были высокопоставленные чиновники-управленцы, военные чины, архитекторы, священники, ремесленники, землепашцы. Старообрядцы, которых и сегодня можно встретить не только в "молдавской" Молдавии, но и за Прутом, в Румынии, тоже переселялись сюда с этнической российской территории. У миграции советского периода тоже были свои особенности, связанные, в частности, с индустриализацией Молдавии. То, что крупнейшие промышленные предприятия строились именно в Приднестровье, и то, что там была расквартирована целая военная армия, наложило глубокий отпечаток на национальный и социальный состав этого региона.

Сегодня такого притока людей из России в Молдавию нет, пишут "Молдавские ведомости". Напротив, наблюдается отток русских граждан, что показала и последняя перепись населения. По данным этой переписи (можно с ними спорить, но других нет), на сегодняшний день этнические русские составляют 5,9 процента населения Молдавии. Это русские люди в третьем, пятом, восьмом поколении, русский язык для них, конечно, родной, но это уже язык, который испытывает на себе мощное влияние иноязычной среды.

Идентичность поживающих в Молдавии русских своеобразна потому, что она подпитывается другими национальными течениями, в частности, молдавским, и это сказывается и на языке, продолжают "Молдавские ведомости". В Молдавии теперь нет преподавателей, приехавших из России или получивших образование в России. Все меньше и меньше остается и опытных учителей старшего поколения. Студентам, которые обучаются на русском языке, читают лекции преподаватели, для которых это второй или третий язык, на некоторых курсах молдавские и русские группы объединяются. Все это не может не сказываться на качестве языка. В то же время русский язык в Молдавии, говорят специалисты, не сильно отличается от русского языка в России. У нас огромное количество людей говорит точно так же, как в России, здесь широко представлены русские СМИ, рунет, есть русскоязычные театры, проводятся Дни славянской письменности и культуры, чествуется Александр Пушкин, сохраняется русская филология, старославянский язык применяется в церковном богослужении.

Специалисты отмечают, что на пространстве бывшего СССР молдаване были самыми лучшими билингвами, пишут "Молдавские ведомости". Из жителей бывших республик никто не говорил так хорошо по-русски, как молдаване. Да, сейчас качество преподавания и возможности изучить русский язык в самой Молдавии не те, что еще лет 20 назад, но к освоению этого языка подталкивает сама жизнь. В России работают сотни тысяч молдаван. Десятки тысяч переселились туда на ПМЖ, получили российское гражданство. Судя по сообщениям, которые поступают из России, при выдворении гастарбайтеров им, среди прочих условий, выставляют и требование говорить и писать по-русски. Хотя молдаване стали легендой стройкомплекса России, они могли бы претендовать и на более престижную, социально значимую и высокооплачиваемую работу, если бы у них был более высокий уровень владения русским языком. Своей миграционной политикой Россия старается привлечь к себе не только рабочие руки, но и головы. Россия предлагает и другой вариант пребывания на ее территории, кроме перемешивания бетона и перетирки стен на подмосковных "ударных стройках капитализма". Но для того, чтобы работать инженером, врачом, коммерсантом или высококвалифицированным рабочим, конечно, надо знать и русский язык.

Положение русского языка в самой Молдавии во многом зависит от отношения к нему, продолжают "Молдавские ведомости". Тут не все гладко. Показательно одно из недавних заседаний Кишиневского муниципального совета, когда желание одного из советников говорить по-русски сопровождалось улюлюканьем его коллег по совету. Эти люди, считающие себя высокообразованными и, безусловно, владеющие русским языком, тем самым спонтанно продемонстрировали свое отрицательное отношение к этому самому языку.

В отношении русского языка в Молдавии не обходится и без политических спекуляций, пишут "Молдавские ведомости". Одни считают этот язык инструментом "неоимперской экспансии" России. Другие пытаются спекулировать на роли "профессиональных защитников русских", причем конкуренция между так называемым "лащеновским" (прокоммунистическим) и "клименковским" (некоммунистическим) крылом этого течения так велика - в том числе за поступающие из России финансовые средства на поддержку соотечественников, - что страдают от этого, в первую очередь, сами соотечественники.

Официальные власти, похоже, устраивает сложившийся статус-кво в языковой сфере, продолжают "Молдавские ведомости". Но и властям придется пересматривать свою позицию, если они, конечно, всерьез, а не только на словах, собираются решать приднестровский вопрос и объединять Правобережье с Левобережьем Днестра в какое-то общее государство. Понятно, что, как минимум, русский язык сохранит статус государственного в Приднестровье, но Тирасполь требует большего - объявить его государственным и во всем "общем государстве". От обсуждения этого вопроса и парламенту, и правительству, и президенту Молдавии уйти не удастся, если они не намерены и дальше просто имитировать процесс "реинтеграции" страны, подводит итог издание.

Постоянный адрес новости: www.regnum.ru/news/1056568.html
06:38 18.09.2008
Евгений Шоларь

Приднестровский парламентарий: Говорить о договоре о дружбе и сотрудничестве между ПМР и Россией пока рано

20:34 ИА REGNUM

«Не нужно говорить о том, что Россия никогда не заключит с Приднестровьем договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, аналогичный тем, что подписала с Абхазией и Южной Осетией. Другой вопрос, на каком этапе находятся взаимоотношения ПМР и РФ в настоящее время. Пока, о подобном договоре для Приднестровья говорить еще рано», — заявил 18 сентября 2008 года в интервью корреспонденту ИА REGNUM зампредседателя комиссии по внешней политике и международным связям Верховного совета Приднестровья Владимир Боднар.

По его мнению, «в России считают, что для Приднестровья сейчас на первом плане совершенно другие процессы — поиск компромиссов и возможных мирных решений между конфликтующими сторонами Молдавией и ПМР».

«Подписание данных соглашений с Абхазией и Южной Осетией Дмитрий Медведев  назвал “логическим следствием развития целой цепи событий”. В этом я с ним согласен. Возможно, и для Приднестровья это также было бы “логическим следствием”, но в случае с ПМР мы сталкиваемся с целым рядом трудностей. Если эти две кавказские республики граничат с территорией Российской Федерации, то Приднестровье во многом зависит от Украины и Молдавии. На мой взгляд, это и есть одна из первопричин разного отношения со стороны РФ к трем республикам и разного понимания ситуации в целом», — отметил Боднар.

 

 

 

         Назад