Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИТОГИ ОЛИМПИАДЫ-2008 в ПЕКИНЕ

или

ЧТО ТАКОЕ ГАРМОНИЯ МИРА ПО-КИТАЙСКИ?

 

Для полноты, целостности и органичности понимания политических итогов Олимпиады-2008 в Пекине необходим как ретроспективный взгляд в историю, так и увязка с предстоящими событиями. Как рациональный логический анализ, так и оценки на уровне «коллективного бессознательного». Как взгляд с позиции Западного (библейско-средиземноморского) наблюдателя, так и с позиции даосско-конфуцианского (срединно-земельного) типа сознания.

 

I. Дракон проснулся, готов взлететь и показать полную силу

Подводя итоги 29-х летних Олимпийских игр, официальная китайская пропаганда отметила «Девять ценных сокровищ преподнесенных Пекинской Олимпиадой-2008» китайскому Дракону. Это:

1. Спортивные медали и рекорды, вселившие в китайцев чувство национального достоинства и уверенности в правильности курса партии и правительства.

2. Улучшение экологии столицы, принесшее в широкие народные массы психологию поддержания чистоты и качества окружающей среды.

3. Экономический рост, позволивший большинству населения наслаждаться благами «малого процветания» страны.

4. Триумф 5000-летней культуры нации «желтых людей – лучших из лучших».

5. Дипломатическая победа в форме приезда в Пекин более 100 лидеров стран и регионов мира, членов королевских семей и других высоких гостей.

6. Информационная победа за счет небывалой активности Средств Массовой Информации по пропаганде успеха Олимпиады в глобальном масштабе.

7. Демонстрация стране и миру эффективности китайских специальных служб, создавших и обеспечивших уникальную систему безопасности.

8. Развитие системы транспорта и инфраструктуры гостеприимства без сбоев, четко и с высоким комфортом справившейся с разнородными потоками людей разного статуса и достатка.

9. Мобилизация добровольцев – помощников гостей Олимпиады, продемонстрировавшая миру способность китайцев к бескорыстному служению.

Оценивая то же самое не официально, можно сказать, что в Пекине:

А. Состоялась традиционная для китайской культуры «мягкая демонстрация силы», «высокого пафоса нации», «неоспоримых преимуществ китайской цивилизации» и «единства общества и государства» в современных условиях.

Б. Сделана заявка на показ миру после Олимпиады ещё большего влияния Срединного государства ханьской нации на международную обстановку.

В. Олимпиада показала смену мирового лидера по духовному потенциалу и стала стимулом для рывка Китая на «штурм высот» геоэкономики с целью превращения страны в полного глобального лидера («мировую державу первого порядка»).

 

II. Гармония Пифагора и гармония Конфуция

Ключевым для понимания того, как и когда китайцы намерены реализовать сделанные заявки на превращение страны в универсальную (всеохватывающую) империю, выступает идеологическая кульминация церемонии открытия Олимпиады, когда тысячи людей на поле стадиона выложили иероглиф (хэ), со смыслом «гармония мира». Все китайцы, японцы, корейцы и люди других народов, воспринявших иероглифические (символические) смыслы даосско-конфуцианской цивилизации желтых людей, чувством различили значение происходящего. А цивилизованные по европейски белые люди и люди других рас и цивилизаций, пользующиеся знаками буквенного письма – остались в недоумении.

Лозунг «гармония мира» был официально поднят и вписан в политику КНР на 5-ом пленуме ЦК КПК 16-го созыва летом 2005 года. Тогда же Китай подарил Организации Объединенных Наций символ «гармонии мира» – колокол.

Западное, идущее от Пифагора, понимание «гармонии мира» связано с «музыкой сфер». Со слаженной соразмерностью неравновеликих частей целого, которых, по крайней мере, три (аккорд берется минимум тремя звуками). С музыкальным ладом и гармониками волн разных периодов в физике. Именно так в пифагорейской системе координат сознания этот лозунг и был понят на Западе.

В конфуцианской же системе взглядов «гармония мира» понимается не иначе как политический процесс внешних сношений Центра Земли, занятого Срединным государством желтых людей (средоточия культуры) и всего остального окраинного мира (варваров). При этом превосходство цивилизации центра над варварством окраин традиционно мыслится как тотальное, вневременное, нравственное, единственно возможное состояние, предопределенное и естественное так же, как различие между отцом и сыном. В энциклопедии «Тун дянь» («Обозрение установлений», Шанхай, 1935) говорится: «Земли Хуася – самоназвание Китая – находятся в центре того, что освещает Солнце и Луна между верхней и нижней твердью. Все живое там получает здоровое жизненное начало (ци – дух). Характер людей там уравновешенный и добрый. Почвы плодородны. А растительность разнообразна. Поэтому там появляются на свет совершенномудрые, которые наследуют нормы нравственности и учения культуры и претворяют их в жизнь. Земли же остальных (и – варвары) расположены по краям. Жизненные начала там нездоровые. У них не рождаются на свет совершенномудрые и там некому исправлять первоначальные дикие нравы». В официальных документах, касающихся внешних сношений вплоть до второй половины 19 века характерна отрицательная нравственная характеристика окружающих народов, которые в глазах китайцев, как правило, корыстны, грубы, глупы, хитры, непостоянны, непокорны, склонны к жестокости, воинственны в набегах и т.п.

Выход из положения, когда окраинные народы, в силу естественных причин своей периферийности неспособные выработать твердые добродетельные нормы поведения, становились бедствием для Срединного государства ханьцев, был найден в доктрине универсальной власти императора. Первое положение этой доктрины гласило: «На небе не может быть двух солнц, на земле – двух государей». Второе положение утверждало, что эта власть – универсальная: «Все, кто под Небом, – вся Поднебесная – подчиненные императора Срединного государства».

Считалось, что единственная и всеохватывающая власть императора, подобно свету солнца и раскатам грома привносит порядок в мироздание, выступает как условие и гарантия нормального существования всех людей. Как источник блага в мире китайский император распространял свое влияние на окружающие народы, подобно распространению кругов по воде. То есть экспансия идет из одной точки волнами во все стороны, сначала на ближних, затем на дальних. В доктрине универсальной государственности «Сын Неба не стремится получить от варваров никакой пользы: ни от единого человека, ни от единой пяди земли. Не проявляет ни малейшего пристрастия – как при вручении самых малых наград, так и при применении самых строгих наказаний». Таким образом, характер взаимодействия Срединного государства китайцев с внешним миром до середины 19 века характеризовался тем, что «окраинные народы» воспринимались как объект императорской власти, на который следовало оказывать благотворное влияние. А так как первоначальная природа «варваров» была несовершенна, то императорская власть должна была её изменить в сторону исправления диких нравов. Здесь заключается принципиальное отличие традиционных отношений Китая с внешним миром от западных стандартов современных международных отношений. Ныне считается, что источник развития находится не на Небе, а в самом обществе. И внешние связи следует строить на поиске компромиссов, общих интересов и на признании своего партнера таким, каков он есть. Китай же всегда видел смысл и цель своих внешних сношений лишь в том, чтобы цивилизовать внешний мир под себя, а сами отношения рассматривал как процесс своего преобразующего влияния (окультуривания до состояния мира, согласия и покоя). На имперское воздействие внешний мир реагировал двояко. Одни народы сразу покорялись Срединному государству. Это называлось: «предаться власти императора, сообразуясь с Высшим Законом – Дао». Но были и «идущие против воли Неба». К ним приходилось применять силу. Это называлось: «предавшиеся власти в результате капитуляции». Силы воздействия китайской цивилизации распространяются на весь Поднебесный мир. В своей универсальности они подобны Небу и Земле: «Благая сила – дэ – правящей Небесной династии [подобно Небу] все накрывает, и [подобно Земле] все несет на себе». Сопротивление китайскому влиянию безнадежно. Оно всего лишь преходящий момент в циклах перемен, который в фазе китайского величия должен приводить к тотальному подпадению «варваров» (а технический прогресс с позиции добродетели это всего лишь развитая дикость) под нравственное преображение. Это покорение выражалось в приездах лидеров окраинных народов ко двору с данью уважения и дарами «местных продуктов».

Приезд был обязательным. Он рассматривался как следствие благоприятной обстановки в самом Китае и успех умиротворения Китаем внешнего мира, пребывающего в хаотическом состоянии. Традиционная китайская политическая теория под преображением варваров имела в виду приобретение ими искренности. Способ проявления искренности был, в сущности один – приезд на поклон ко двору императора с данью уважения. То есть, приезд давал возможность варварам выразить свою искренность. Таким образом, Китай подобно магниту притягивает к себе всех обладающих искренностью, и обладатели этого качества натуры с окраин, преобразовавшиеся или только стремящиеся преобразоваться, не взирая на трудности, едут туда, чтобы выразить Сыну Неба верность долгу и предельную искренность. Их приезд в китайском сознании означает ни что иное, как завершение процесса снисхождения высших мироустроительных сил Неба в общественные отношения и воцарение в мире полной гармонии. И никак иначе!

В свете сказанного, главным политическим итогом Олимпиады-2008 был приезд в Пекин президента США Дж. Буша-младшего, первым из североамериканских президентов посетившего открытие Олимпиады не на территории свое страны. А такие влиятельные фигуры мировой закулисы (Freemasonry) как наследник Испанской короны принц Астурийский Филипп и идеолог американского фундаментализма Генри Киссинджер, находясь рядом, лишь ритуально обрамляли фигуру покорившегося с почтением лидера ведущей «Страны Заката» (Запада).

 

 

III. Год «черного дракона» – 2012

Хотя в материалах последних съездов КПК пик благоденствия страны назначен на 2019 год, кардинальные изменения места Китая в мире планируются уже в 2012 году. В Китае это будет год 18-го съезда КПК, проведение или даже спокойный отказ, от проведения которого в связи с формой возвращения Тайваня в лоно Родины, ознаменует окончательный переход Единого Китая в лоно имперской традиции по «Мандату Неба». В политической доктрине преобразующего влияния благодатной силы – дэ – всеохватной универсальной империи Небесной династии, большое внимание придается знамениям Воли Неба (высших космических сил).

В 2008 году «желтой крысы» стартовал очередной двенадцатилетний цикл мироустроительных перемен. Желтый – это цвет почвы Срединного государства. И старт был отмечен в мае – сильнейшим землетрясением в центральной провинции Китая Сычуань. А в августе – полными затмениями солнца и луны, зримыми в полосе древних столиц Сиань – Лоян. А это, в энергетике Космоса, тревожные знамения, предупреждающие о грядущих потрясениях в жизни общества (крах мировых финансов, военная активность, напряжения в глобальной политике).

Объявленный в Китае после Олимпиады-2008 «штурм высот» геоэкономики, предпринимаемый при полном содействии мастеров денежных дел мировой финансовой олигархии (финансового интернационала) наверняка закончится в пользу Китая и к посрамлению США. Китай уверенно станет лидером Азиатско-Тихоокеанского Региона, где Россия в 2012 году во Владивостоке должна провести саммит Организации Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сотрудничества (АТЭС). К 2012 году будет вполне ясно превосходство совокупной мощи Китая над всеми странами региона. Со всей очевидностью это соотношение на Дальнем Востоке будет не в пользу России. Складывается ситуация, когда Россия на саммите АТЭС рискует «потерять лицо» в циничной форме данника «местных продуктов» и туземной администрации окраинной земли, находящейся под присмотром «министерства церемоний» Срединной империи.

В этом плане весьма примечательна оценка обстановки, данная Постоянным представителем России при НАТО Д.О. Рогозиным на фоне триумфа китайцев на Олимпиаде в Пекине. В интервью газете «Завтра» по поводу обострения отношений России с Альянсом он сказал: «На Западе сегодня не просто боятся Китая, а – такое впечатление – вообще смотрят на Китай, как кролик на удава. При этом официально ни слова о какой-либо «китайской угрозе» ни в НАТО, ни в Евросоюзе не говориться. Полная тишина, табу (запрет)… Россия же для современного Китая – это стратегический тыл, а главное направление китайской политики – это Юго-Восточная Азия и Азиатско-Тихоокеанский регион в целом. Китаю нужна сильная и стабильная Россия, из которой он мог бы черпать все необходимое для мощного натиска в этом направлении, включая присоединение Тайваня. Если Китай и угрожает нам, то лишь тем, что способен черпать из России больше того, что мы можем дать без ущерба для себя. Но говорить о том, что Китай угрожает нашей стране, что мы являемся стратегической целью Пекина – это неправда».

Как известно: «Правда у каждого своя». Правда и то, что с 1993 года Китай осуществляет военную доктрину «переноса стратегических границ за пределы национальной территории», где мирное одоление Срединным государством трех Северов: Североамериканских Соединенных Штатов, Североатлантического Альянса (НАТО) и Севера Евразии (Россия за Уралом) есть цель, поставленная Военным Советом ЦК КПК. Очередным, после Олимпиады, этапом мирного достижения этой цели будет Всемирная экономическая выставка ЭКСПО-2010 в Шанхае. А затем – саммит АТЭС во Владивостоке в 2012 году.

Таким образом, России, чтобы «сохранить лицо» в 2012 году, необходимо использовать возможность Экспо-2010 для того, чтобы по умолчанию выйти из китайской политической схемы «гармонии мира» (безграничного благого влияния центра на окраины и искренних поклонов окраины величию Срединной империи). И по умолчанию же перейти на схему «клятвенного союза добрососедствующих суверенов – мэн» с равными претензиями на обладание благодатной силой – дэ.

Такое в китайской политической традиции возможно.

 

IV. Образ России усмиряющей безудержную силу Дракона гармонией

На Олимпиаде-2008 в Пекине Китай выдвинул лозунг «Один мир – одна мечта», полностью соответствующий китайской политической доктрине универсальной империи (глобализации по-китайски). Для ЭКСПО-2012 в Шанхае назначен девиз: «Лучший город – лучшая жизнь». В матрице понимания западных ценностей этот девиз означает сытость и комфорт каждой индивидуальной личности в инфраструктуре удобств транспорта и связи; гостеприимства сферы ресторанных и гостиничных услуг; сферы расслабляющих развлечений, отдыха и оздоровления. Здесь приятно общаться с партнерами по бизнесу, согласовывать вопросы текущей политики, удобно заключать сделки и проводить финансовые операции. Имя такого города: «Ворота в мир глобализации по-американски». Со всей очевидностью и за явным преимуществом перед Москвой, Нью-Йорком, Лондоном и Парижем, не говоря уже о Владивостоке, названным критериям лучшей жизни соответствует быстро модернизируемый город Шанхай.

Однако преобразующее внешний мир благое влияние Срединного государства наверняка выразится в китайских ценностях радости спокойной жизни в кругу большой семьи, где отец строг и заботлив, младшие уважают старших, царит мир и порядок. С большой вероятностью на ЭКСПО-2012 Китай, так или иначе, продемонстрирует лучшую жизнь как единое, духовное, зажиточное и слаженное четкой иерархией «общество социальной гармонии». При этом чтобы гармония мира по форме перешла в небесный порядок на земле по существу (для стяжания Мандата Неба) китайская политическая доктрина требует привести благие силы общества в соответствие с Небом и Землей. Такая троичная гармония соответствия человека Высшему Закону Неба и естественным законам Земли выражается иероглифом (хэ). И Россия с троично-асимметричный сознанием русских (русские пьют на троих, блуждают в трех соснах, кричат троекратное Ура!) обладает здесь такой же благодатной силой – дэ, как Китай в случае с гармонией мира (хэ). Осталось перевести наше понимание китайской политической доктрины соответствия гармонии концентрических кругов по горизонтали и гармонии соответствия человека Небу и Земле по вертикали в образ павильона России на ЭКСПО-2010. Где образ глобализации по-русски это радость, а не уют.

Цель Павильона России – символически соединить не Запад и Восток земли, как это привычно преподносится в трактовке двуглавого орла в унаследованном от Второго Рима гербе России, а Небо и Землю через сердца людей, как это следует из христианского благовестия «Нового Неба и Новой Земли, где обитает Правда».

То есть, следует отказаться от разъединяющей и противопоставляющей символики познания добра и зла и перейти на объединяющий символ Древа Жизни. А именно, исподволь на уровне чувств: в формах, символах и декоре, показать, прежде всего, китайцам роль России как ожившего «Древа Жизни» в стране Восхода, находящейся в геополитической оппозиции странам Заката (Запада). Зеленого Древа Жизни прорастающего из желтой почвы прагматизма Срединного государства китайцев. И одолевающего тяготы жизни людей не совершенством технологий комфорта тела, но радостью души от схождения с неба Духа Истины.

На взгляд военных китаеведов такой Образ России может выразить «Дворец Света», соединяющий жизненные силы квадрата Земли и круга Неба через концентрацию Света на Древе Жизни. «У лукоморья Дуб зелёный», вот верный образ могучей и процветающей России, который должен вытеснить из общественного сознания иностранцев матрешки, балалайки, шапки-ушанки, звериный оскал и рев дикого медведя. Лучшую жизнь трудно обрести лишь в рациональных конструкциях города, её можно взрастить как живое дерево. Поэтому именно мировое дерево в равной степени понятное всем цивилизациям должно стать естественной композиционной осью Павильона России.

Вершиной же «Дворца Света» должен быть сделанный из стекла бриллиант классической огранки («яспис кристалловидный»), разлагающий естественный Белый Свет на все цвета радуги над дворцом и концентрирующий Тот Свет на Древе Жизни внутри дворца. Эскиз прилагается.

 

Андрей Девятов

 

Комментарий сайта: несколько экзотично для нашего, т.е. европейского глаза. Но почему на все надо смотреть по-европейски?

03.09.08

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад