Постглобалистика: проблема «горячей фазы» мирового ресурсно-демографического кризиса
Люди беспечны. Век за веком они утешают себя наличием божьей помощи, мирового разума, гималайских махатм, добрых пришельцев из космоса, которые снисходительно наблюдают агонию человечества со стороны – но в самый последний момент якобы вмешаются и спасут мир от окончательной катастрофы. Эта детская вера во вмешательство внешних сил принимает весьма причудливые формы, облегчая геноцид. Так, в последние годы научные маргиналы мифологизируют введенный Вернадским термин ноосферы, наделяя его как минимум свойствами мирового разума и прочими атрибутами почему-то именно христианского Бога, включая абсолютную доброту и справедливость. Интересно, а почему «ноосфера» не обладает атрибутикой злых или двуединых языческих божеств, способных к разрушению или наказанию? Ответа нет. Соответственно, эта маргинальная ноосферная мифология утверждает, что человечество заведомо спасено и защищено неким «энергоинформационным» способом. Плюс маниакальная вера в то, что, мол «настоящий разум» способен по определению творить лишь «добро». Вот такая маргинальная псевдорелигия - «ноосферизм» Между тем, Вернадский имел в виду совсем другое, а именно выделение человека из биосферы в качестве геологического фактора и превращение человеческой деятельности в одну из мировых стихий, формирующих облик планеты наряду с биосферными, атмосферными и геологическими факторами. В качестве рубежа, позволяющей выделить человеческую деятельности в отдельную геосферу геологический фактор, Вернадский выбрал открытие ядерной энергии, дающее человечеству неограниченные энергоресурсы, и не более. Что же касается характера использования возможностей, добытых с помощью разума… Вернадский был вполне вменяемым человеком, поэтому он не путал ноосферу с абсолютным разумом и а тем более – не пытался наделить этот гипотетический разум всеблагостью, всеведением и Ноосфера – это всего лишь сфера человеческой деятельности – не всегда коллективной, а тем более – всечеловеческой, не всегда разумной, не всегда – конструктивной, а часто – откровенно деструктивной и враждебной. Подчеркиваю: настоящая ноосфера Вернадского – пространство достаточно стихийной на макроэкономическом уровне человеческой жизнедеятельности, включая войны, кризисы и катастрофы. Таким образом, переход человечество к ноосферному этапу означает усиление опасности – вплоть до глобальной катастрофы. Что касается конкретного человеческого разума, движущего людьми – то он часто работает на борьбу и разрушение. Страховки нет. Ни человечество в целом, ни входящие в него цивилизации, конкурирующие за жизнь в борьбе за общие ресурсы, не гарантированы от гибели.
Что такое глобализация? Это процесс растворения и деградации национальных государств и государственных институтов, а также культур, определяющих субъектность государств и народов. Главные сферы глобализации – экономика, культура и миграция. Глобализация – процесс отчасти стихийный (развитие технолгий и транспорта ) а частью –целенаправленный , когда глобализация используется как средство конкурентной борьбы цивилизаций. Отсюда – конкуренция различных ПРОЕКТОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, среди ктороых – НМП, Всемирный халифат и др. Биологический аналог глобализации – внешнее пищеварение, в ходе которого социальные организмы с разной степенью успеха пытаются растворить друг друга изнутри. С гибелью СССР русская цивилизация и входящие в ее сферу народы потеряли и субъектность, и проект глобализации.
Но глобализация – только фон, на котором протекают два процесса – нарастание глобального ресурсно-демографического кризиса и, соответственно, мировой конфликт за жизненные ресурсы, побежденные в котором обречены на уничтожение. Потому что в сзамкнутой системе повышение ресурсообеспеченности возможно только за чет сокращения числа потребителей. Но война – это не только ее «горячая» фаза. Это многолетний цикл конфликтов, связанных общей целью, включающий как медленные и холодные фазы, так и быстрые, «теплые» и «горячие» фазы (вплоть до «взрывных»). Причем холодные фазы военного цикла готовят горячие и наоборот. «Мир есть одна из войн». И чем длительнее «мирная», «холодная фаза», тем мощнее, короче и гибельнее будет фаза «горячая».
Так что «коллапс глобализации», о котором мы говорим будет, скорее всего, не всеобщим замирением, а победным, завершающим ударом одного из игроков по противнику, не способному ответить. Коллапс глобализации будет не ее завершением, а аналогом «контрольного выстрела» в голову проигравших цивилизаций. После чего мир станет гораздо однополярнее и , самое главное, принципиально малолюднее – поскольку ресурсно-демографический кризис, как основа глобальной войны, есть борьба за квоты на выживание. Соответственно, главный вопрос «постглобалистики» - сценарии и варианты «горячей фазы» мирового ресурсно-демографического кризиса. Соответственно, с точки зрения НАШЕГО будущего, то есть нашего ВЫЖИВАНИЯ. Что такое выживание? Если выживание отдельно взятого человека совмещает биологическое выживание тождественно сохранению личности, то выживание народа и цивилизации означает не просто выживание биологических потомков, а сохранение их культуры, общественных институтов ( государство) и идентичности. Поэтому задача сохранения в ходе глобализации, включая ее неизбежную горячую фазу распадается на два необходимых условия – биологическое ( демографическое )сохранение населения ( выживание биологических потомков) и сохранение его идентичности, то есть выживание народа, как коллективной личности. Биологическое выживание с утратой идентичности – такая же смерть, как разборка человека на донорские органы. Соответственно, рассуждения типа «Мы погибнем, зато выживет благодарное человечество» следует рассматривать либо какпредательство, либо как покушение на суицид. Нет человечества вообще – человечество конкретно. И наше дело - в первую очередь спасать себя, как часть абстрактного человечества. Тем более, что конкурирующие цивилизации в открытую делят зачищенную от тебя территорию. «Спаси себя сам – и тысячи спасутся вокруг тебя.» Цель постглобалистики - угадать характер БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ, чтобы не истратить последние ресурсы на подготовку к прошлой войне. Итак, каков возможный характер горячей фазы идущей сегодня «битвы цивилизаций»?
Вопрос осложняется резко асимметричным характером идущего в мире противоборства: Запад силен военным и финансовым превосходством, контролем над мировой транспортной системой; исламский мир силен демографически и делает ставку на агрессивную миграционную экспансию, Китай силен как экономически, так и громадной и богатой китайской диаспоры и т. д.
Итак, каковы возможные формы «горячей фазы»? Весьма вероятны различные варианты «мятеж-войны» - от обычного терроризма и сепаратизма до этнополитических «исламских революций» и переворотов в постхристианских странах Европы. Со стороны Запада вероятны варианты молниеносных и высокоточных ракетно-бомбовых ударов ( ядерных и неядерных) по ключевой инфраструктуре стран-мишеней с использованием баз передового базирования и тотального господства в Мировом Океане и в космосе, вызывающие коллапс системы жизнеобеспечения. Однако наиболее перспективная форма горячих войн нового типа – мировые войны-катастрофы, где скрывается сам факт нападения, лишающий жертву возможности ответить ударом на удар, и противопоставляющий пострадавшее население и национальное правительство, на которое ложится вина. Соответственно, возможность войн-катастроф зависит от наличия уязвимостей. Первая группа уязвимостей – это критическая зависимость стран-мишеней от внешних рынков и внешних поставок, а также от мировой финансовой и информационной инфраструктуры. Учитывая контроль Запада за мировой транспортной системой и избыточные продовольственные резервы, наиболее вероятны энергетические и продовольственные войны-катастрофы Вторая группа уязвимостей – возможные искусственные техногенные катастрофы типа чернобыльской Третья группа уязвимостей, до сих пор не задействованная - угроза биологических войн-катастроф – а именно эпидемий и пандемий. Если «медленные» пандемии ( СПИД, гепатиты, новый туберкулез) уже запущены, то сценарии «быстрых» смертельных эпидемий ( чумы, черной оспы и др.) в крупных мегаполисах, связанных с периферией сетями скоростного транспорта до сих пор держатся про запас. Между тем, рост мегаполисов, в которых сосредоточено до
Наконец, третья возможность войн-катастроф – возможность выстраивания каскадных сценариев, комбинирующих целый ряд поражающих факторов
Что касается России, то ее устойчивость УК угрозам глобализации неуклонно снижается, что связано с ее превращением в сырьевую полуколонию, не имеющую субъектности и не имеющую адекватной доктрины системной безопасности для новых условий развития. Александр Дмитриевич Орлов Доклад на 3 форуме антиглобалистов Выскажите ваше мнение на форуме
|