Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

 Постглобалистика:

проблема «горячей фазы» мирового ресурсно-демографического кризиса

 

 

 

 

 

Люди беспечны.  Век за веком  они утешают себя  наличием  божьей помощи, мирового разума, гималайских махатм, добрых пришельцев из космоса, которые  снисходительно наблюдают  агонию человечества со стороны – но в самый последний момент якобы вмешаются и спасут мир от окончательной катастрофы. Эта  детская вера  во вмешательство внешних сил принимает весьма причудливые формы, облегчая геноцид.

Так, в последние годы  научные маргиналы  мифологизируют введенный Вернадским термин ноосферы, наделяя его как минимум свойствами  мирового разума и прочими  атрибутами почему-то именно христианского Бога, включая абсолютную доброту и справедливость. Интересно, а почему «ноосфера» не обладает  атрибутикой злых или двуединых языческих  божеств, способных к разрушению или  наказанию? Ответа нет. Соответственно, эта маргинальная  ноосферная мифология утверждает, что человечество заведомо спасено и защищено  неким «энергоинформационным» способом. Плюс маниакальная вера в то, что, мол «настоящий разум» способен по определению творить лишь «добро». Вот такая маргинальная псевдорелигия  - «ноосферизм»

Между тем, Вернадский имел в виду совсем другое, а именно  выделение человека из биосферы в качестве  геологического фактора  и превращение человеческой деятельности в одну из мировых стихий, формирующих облик планеты наряду с биосферными,  атмосферными и геологическими факторами.

В качестве рубежа, позволяющей выделить человеческую деятельности в отдельную геосферу  геологический фактор, Вернадский   выбрал открытие ядерной энергии, дающее человечеству неограниченные энергоресурсы, и не более.  Что же касается характера использования возможностей, добытых с помощью разума… Вернадский был вполне вменяемым человеком, поэтому он  не путал ноосферу с абсолютным разумом и а тем более – не пытался наделить этот гипотетический  разум всеблагостью, всеведением и

Ноосфера – это всего лишь сфера человеческой деятельности – не всегда коллективной, а тем более – всечеловеческой, не всегда разумной, не всегда – конструктивной, а часто – откровенно  деструктивной и враждебной.

Подчеркиваю: настоящая ноосфера Вернадского – пространство достаточно стихийной на макроэкономическом уровне человеческой жизнедеятельности, включая войны, кризисы и катастрофы. Таким образом, переход человечество к ноосферному этапу означает  усиление опасности – вплоть до глобальной катастрофы. Что касается конкретного человеческого разума, движущего людьми – то он часто работает на борьбу  и разрушение.

Страховки нет. Ни человечество в целом, ни входящие в него цивилизации, конкурирующие за жизнь в борьбе за общие ресурсы, не гарантированы от гибели.

 

 

Что такое глобализация? Это процесс  растворения  и деградации национальных государств и государственных институтов, а также  культур, определяющих субъектность  государств и народов. Главные сферы глобализации – экономика, культура и миграция. Глобализация – процесс отчасти стихийный (развитие технолгий и транспорта ) а частью –целенаправленный , когда глобализация используется  как средство  конкурентной борьбы  цивилизаций. Отсюда – конкуренция  различных ПРОЕКТОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ, среди ктороых – НМП, Всемирный халифат и др. Биологический аналог глобализации – внешнее пищеварение, в ходе которого  социальные организмы  с разной степенью успеха  пытаются растворить друг друга изнутри. С гибелью СССР русская цивилизация и входящие в ее сферу народы  потеряли и субъектность, и проект глобализации.

 

Но глобализация – только фон, на котором протекают два процесса – нарастание глобального ресурсно-демографического кризиса и, соответственно, мировой конфликт  за жизненные ресурсы, побежденные в котором обречены  на уничтожение. Потому что в сзамкнутой системе повышение ресурсообеспеченности возможно только за чет сокращения числа потребителей.

Но война – это не только ее «горячая» фаза. Это многолетний  цикл конфликтов, связанных общей целью, включающий  как медленные и холодные фазы, так  и быстрые, «теплые» и «горячие» фазы (вплоть до «взрывных»). Причем холодные  фазы военного  цикла готовят горячие  и наоборот. «Мир есть одна из войн».  И чем длительнее  «мирная», «холодная фаза», тем мощнее, короче  и гибельнее будет фаза «горячая».

 

Так что «коллапс глобализации», о котором мы говорим будет, скорее всего, не всеобщим замирением, а победным, завершающим ударом одного из игроков по противнику, не способному ответить. Коллапс глобализации  будет не ее завершением, а аналогом «контрольного выстрела» в голову проигравших цивилизаций. После чего мир станет гораздо однополярнее и , самое главное, принципиально малолюднее – поскольку  ресурсно-демографический кризис, как основа глобальной войны, есть борьба за  квоты на выживание.

 Соответственно,  главный вопрос «постглобалистики» -   сценарии и варианты «горячей фазы» мирового ресурсно-демографического кризиса. Соответственно, с  точки зрения НАШЕГО будущего, то есть нашего ВЫЖИВАНИЯ. Что такое выживание? Если  выживание отдельно взятого человека  совмещает биологическое выживание тождественно сохранению личности,  то выживание  народа и цивилизации означает  не просто выживание биологических потомков, а сохранение их  культуры,  общественных институтов ( государство) и идентичности. Поэтому  задача сохранения в ходе глобализации, включая ее неизбежную горячую фазу распадается на два необходимых условия –  биологическое ( демографическое )сохранение населения ( выживание биологических потомков)  и сохранение его идентичности, то есть выживание народа, как  коллективной личности.

Биологическое выживание с утратой  идентичности – такая же смерть, как  разборка человека на донорские органы. Соответственно, рассуждения типа «Мы погибнем, зато выживет  благодарное человечество» следует рассматривать либо какпредательство, либо как покушение на суицид. Нет человечества вообще – человечество конкретно. И наше дело  -  в первую очередь спасать себя, как часть абстрактного человечества. Тем более, что конкурирующие цивилизации в открытую делят  зачищенную от тебя  территорию. «Спаси себя сам – и тысячи спасутся вокруг тебя.»

Цель постглобалистики - угадать характер БУДУЩЕЙ ВОЙНЫ, чтобы не истратить последние ресурсы на подготовку к прошлой войне.

Итак, каков возможный характер горячей фазы  идущей сегодня  «битвы цивилизаций»?

 

Вопрос осложняется  резко асимметричным характером идущего в мире противоборства: Запад силен  военным  и финансовым превосходством, контролем над мировой транспортной системой; исламский мир силен демографически  и делает ставку на агрессивную  миграционную экспансию, Китай силен как экономически, так и громадной  и богатой китайской диаспоры и т. д.

 

Итак, каковы возможные формы «горячей фазы»?

Весьма вероятны различные варианты «мятеж-войны» - от обычного  терроризма и сепаратизма до этнополитических «исламских  революций»  и переворотов в  постхристианских странах Европы.

Со стороны Запада  вероятны варианты  молниеносных и высокоточных  ракетно-бомбовых ударов ( ядерных и неядерных) по ключевой инфраструктуре  стран-мишеней с использованием баз передового базирования и тотального господства в Мировом Океане и в космосе, вызывающие коллапс системы жизнеобеспечения.

Однако  наиболее перспективная форма горячих войн нового типа – мировые войны-катастрофы, где скрывается сам факт нападения, лишающий  жертву возможности  ответить ударом на удар, и противопоставляющий  пострадавшее население и национальное правительство, на которое ложится вина. Соответственно, возможность войн-катастроф зависит от наличия уязвимостей. Первая группа уязвимостей – это  критическая  зависимость стран-мишеней от  внешних рынков и внешних поставок, а также от мировой  финансовой и информационной инфраструктуры.

Учитывая контроль Запада за мировой транспортной системой и избыточные продовольственные  резервы, наиболее вероятны  энергетические и продовольственные войны-катастрофы

Вторая группа уязвимостей – возможные  искусственные техногенные катастрофы типа чернобыльской

Третья группа уязвимостей, до сих пор не задействованная  - угроза биологических войн-катастроф – а именно эпидемий и пандемий. Если «медленные» пандемии ( СПИД, гепатиты, новый туберкулез) уже запущены, то сценарии «быстрых» смертельных эпидемий ( чумы, черной оспы и др.) в крупных мегаполисах, связанных с периферией сетями скоростного транспорта до сих пор держатся про запас. Между тем, рост мегаполисов, в которых сосредоточено до

 

Наконец, третья возможность войн-катастроф –  возможность выстраивания каскадных сценариев, комбинирующих целый ряд поражающих факторов

 

Что касается России, то ее устойчивость УК угрозам глобализации неуклонно снижается, что связано с ее превращением в сырьевую полуколонию, не имеющую  субъектности и не имеющую адекватной доктрины системной безопасности для новых условий развития.

Александр Дмитриевич Орлов

Доклад на 3 форуме антиглобалистов

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад