Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Памяти Предрага Миличевича

 

Предраг Миличевич родился 22 марта 1926 года в г. Белграде.  Отец Чедомир Миличевич и мать Анджелия Миличевич-Зренянин были учителями. Начальную школу  и 4 класса гимназии Предраг Миличевич закончил в городе Вршаце. 15 сентября  1939 года он был принят в подпольный Союз  коммунистической молодежи Югославии, в работе которого принимал активное участие. В 1940 году -  он  секретарь  комсомольской ячейки. Постоянно участвует в работе подпольной партийной типографии, находящейся  в доме родителей. Печатает листовки ЦК КПЮ, участвует в напечатании Истории ВКП(б). Летом  1940 года был  слушателем подпольных партийно-комсомольских курсов в лагере на Фрушкой горе.

Участвует в подготовке восстания  и в самом восстании 1941 года, в народноосвободительной войне 1941-1945 годов. С июня 1941 года является связным горкома,  райкома и окружкома  КПЮ и руководства народноосвободительной борьбой народа Южного Баната. Был бойцом городской партизанской тройки южнобанатского партизанского отряда, участвовал в диверсионных акциях,  в распространении  листовок. Был членом спецразведгруппы  подпольного райкома, дважды арестовывался гестапо (в июне 1941 г. и в мае 1942 г. ), но за отсутствием  прямых улик и свидетельств после соответствующих гестаповских тортур был отпущен на волю.

В антифашистской борьбе против немецких оккупантов участвовала вся семья Предрага Миличевича: мать Анджа Миличевич-Зренянин, отец Чедомир Миличевич,  родной брат Слободан Миличевич, братья и сестры матери, их жены и мужья - известный герой Югославии Жарко Зренянин, Спасое и Слободанка Зренянин, Любима и Марко Перовичи, Вера и Деян Бранков, бабушка и дедушка Предрага и другие члены семьи.

В конце сентября 1944 года Предраг Миличевич  присоединяется к подразделениям 3-го Украинского Фронта Красной Армии, наступающих из Румынии в направлении г. Вршац, и 30 сентября – 2 октября 1944 г. участвует в боях за освобождение Вршаца. 3 октября 1944 года входит во вновь образованный горком Комсомола. В ноябре 1944 года Предраг Миличевич был принят в члены КПЮ.

До осени 1945 года работает секретарем горкома комсомола, членом бюро горкома КПЮ.  С осени 1945 по 1946 год работает заместителем секретаря комитета Комсомола Южного Баната г. Панчево. Одновременно учится в 3 партизанской гимназии в Белграде, которую заканчивает с отличием летом 1946 года.

Осенью 1946 года по договоренности Югославского и Советского правительства П. Миличевич направляется в СССР на продолжение учебы. В ноябре 1946 года поступает в Московский авиационный институт им. Серго Орджоникидзе на факультет авиационных двигателей и до лета 1948 года заканчивает  2 курса этого факультета. Во время учебы на 1 и 2 курсах Предраг Миличевич постоянно занимался  в аэроклубе, учился летать на самолете. Летом  1948 года, сдав экзамены  за второй год учебы, П.Миличевич возвращается в Югославию на каникулы. Осенью 1948 года он был кооптирован в партийный комитет КПЮ Белградского университета.

После разрыва отношений между Югославией и СССР Предраг Миличевич работает с конца 1948 года и в 1949 году членом редколлегии газеты «Новая борьба» в г. Прага. В январе 1950 г. П.Миличевич по ложному доносу  и клевете тогдашнего генерального секретаря ЦК КП Чехословакии Сланского и секретаря ЦК КПЧ Геминдера  был арестован советскими властями. После длительного сложного следствия и всевозможных проверок  П.Миличевич был вызван осенью 1953 г. в ЦК КПСС в Москву, где перед ним извинились и все обвинения с него были сняты. ЦК КПСС направил Миличевича Предрага  на продолжение учебы в МАИ. В 1957 году  П.Миличевич заканчивает учебу,  защищает с отличием  диплом на факультете авиадвигателей. Сбылась мечта его отца Чедомира Миличевича – оба его сына стали инженерами. Предраг Миличевич  направляется на работу  на одно из ведущих  предприятий  оборонной промышленности Советского Союза, где он и проработал более 50 лет.  Будучи молодым инженером Миличевич П.Ч. подал заявление о приеме в отряд космонавтов, однако не прошел по возрасту.

Предраг Миличевич прошел путь от рядового инженера-конструктора до ведущего конструктора сложных систем управления, в последние годы он  работал начальником  базового отдела предприятия. Предраг Миличевич активно участвовал в создании ряда систем управления реактивных  и ракетных двигателей  для самолетов МИГ, СУ, ТУ, для сверхзвукового пассажирского лайнера ТУ-144, «Сотки» и советской космической системы «Буран». Имел более 40 изобретений по системам управления. За участие в войне против немецко-фашистких захватчиков и за свои труды в оборонной промышленности имел правительственные награды.

Кроме того Предраг Миличевич являлся одним из авторов сербско-русского политехнического словаря 1967 года выпуска

Все эти годы Предраг Миличевич постоянно следил за событиями в родной Югославии, систематически посещая  ее, изучая сложные процессы югославской действительности. В 1983 году  вышла его книга «Товарищи мои» (издательство «Молодая гвардия»), посвященная героической борьбе народов Югославии, руководимых коммунистами и комсомольцами, против немецко-фашистских  агрессоров.

В 1996 г. вышла его книга «Гитлер, Черчилль,  Клинтон, Коль и Югославия» (издательство «Палея»), направленная в защиту Югославии, подвергшейся наглой агрессии США и НАТО. 

В 1999 выходит его капитальный труд «Шесть агрессий Запада против Южных славян в ХХ столетии» (издательство «Палея»), посвященный непрекращающимся нашествиям империалистических стран на народы Югославии. Книга представляет собой глубокий исторический анализ прошлых лет, дальновидно спроецированный на будущее Европы, России и всего человечества. Эта книга на конкурсе «Новая русская книга-2000» победила в номинации Славянское братство. 

В 2001 году в Москве  вышла книга П.Ч.Миличевича «Осторожно – ревизионизм». В ней впервые в России публикуются письма 1948 года И.В.Сталина и В.М. Молотова югославским руководителям об опасности ревизионизма с комментариями автора. Автор использует многочисленные источники, ранее не публиковавшиеся на русском языке. Книга призвана помочь читателям разобраться в событиях, произошедших в СССР, СФРЮ и других странах социалистического содружества в конце двадцатого  столетия.

Его рассказы о войне были награждены на конкурсе «России верные сыны». Предраг Миличевич был членом Союза журналистов России и Генеральным секретарем  по международным связям  Международного союза славянских журналистов.

Кроме того Предраг Миличевич является автором около 200 статей в различных газетах и журналах России, СНГ и других стран, посвященных агрессии США и НАТО против Югославии.

 

В 2006 году в московском издательстве «Весь Мир» вышел капитальный труд Предрага Миличевича «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов», посвященный триумфу созидателей, истории рождения, становления и величайших достижений авиационного конструкторского бюро России  МАКБ «Темп» - НПП «ЭГА» - одного из ведущих советских и российских предприятий по созданию систем автоматического управления и топливопитания газотурбинных и ракетных двигателей. Эти системы предназначались для управления двигателями военных и гражданских самолетов, вертолетов, ракетных и космических комплексов. В книге собран огромный фактический материал,  многочисленные иллюстрации, воспоминания ветеранов предприятия. Автор работал над этой книгой около 4 лет. Материалы этой книги были использованы автором при составлении статьи для энциклопедии военно-промышленного комплекса и для статей в специальных авиационно-космических журналах.

Конструкторское бюро «Темп» -НПП «ЭГА» прошло непростой путь своего развития  - начинало оно свою деятельность с создания ряда высококачественных карбюраторов для поршневых двигателей, а потом стало разрабатывать и выпускать сложнейшие электронно-гидравлические системы управления  и топливопитания реактивных двигателей для современных самолетов, ракетных и космических комплексов.

      Во время Великой Отечественной войны все советские боевые самолеты – прославленные истребители,  штурмовики, бомбардировщики летали на двигателях, оснащенных карбюраторами, разработанными  на этом предприятии.

В 1950-90 годах лучшие военные и гражданские самолеты были оснащены системами автоматического управления, разработанными в этом КБ.  На этих самолетах было установлено более 100 отечественных и мировых рекордов. Системы автоматического управления КБ Темп обеспечивали высокие тактико-технические характеристики современных истребителей,  что позволило нашим летчикам выполнять уникальные для 80-х годов прошлого столетия фигуры высшего пилотажа «Кобру Пугачева» и «Колокол» на боевых вооруженных самолетах, которые восхитили и потрясли авиационный мир.

Конструкторское бюро внесло свой вклад в создание знаменитого уникального «Бурана», который после запуска автоматически приземлился без пилота в назначенную точку с высокой точностью.

Были спроектированы и   изготовлены системы автоматики для ракетного космического комплекса Н-1 и других объектов оборонной промышленности.

В 70-е годы 20 века на КБ «Темп» была возложена задача создания мощных и надежных систем автоматического регулирования газоперекачивающих комплексов для внутренних и международных газопроводов, и оно с ней  успешно справилось. Разработанные системы автоматического управления много лет надежно эксплуатируются на всех газоперекачивающих станциях страны и за рубежом, в различных климатических условиях.

Как неоднократно отмечается в книге, главной ценностью предприятия являются кадры - инженеры, рабочие, технологи, металлурги, контролеры, испытатели высочайшей профессиональной квалификации мирового класса. Более 1500 работников КБ награждены государственными наградами за свой доблестный труд и создание сложнейших образцов авиационной и ракетной техники.

Около 200 сотрудников имеют звание «Изобретатель СССР», «Заслуженный деятель науки и техники»,  «Почетный авиастроитель» и другие.

Главная задача книги П.Ч.Миличевича, которую он ставил перед собой с надеждой возрождения отечественной авиации и космонавтики  – сохранить для будущих поколений память о замечательных тружениках конструкторского бюро, их достижениях в области авиации, ракетостроения и космонавтики, о тех людях, которые создавали советский и  российский гражданский и военный воздушный флот, кто своим беззаветным трудом укреплял обороноспособность и могущество страны.

Как пишет П.Ч.Миличевич, он сделал попытку создать портреты прекрасных творческих людей, плоть от плоти простых рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции, поднявшихся до невиданных интеллектуальных высот, настоящую элиту советского общества, к которой без сомнения принадлежал и сам  Предраг Миличевич – сын сербского и русского народов. 16 марта 2007 года мы его потеряли, но остались его книги и с большим успехом прошла презентация уже последней книги П.Ч.Миличевича «От сохи до сверхзвуковых и космических полетов», организованная Русским домом в Белграде, проф. Филологии, писательницей и летчицей Радмилой Тонкович, при активном участии посольства России в Сербии, многочисленных журналистов, прославленных пилотов Сербии и других авиационных и общественных организаций.

Прислала Екатерина Предраговна Миличевич

 

 

 Выскажите ваше мнение на форуме

         Назад