anti-glob.ru  Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

Почему православные не любят гетмана Мазепу

 

Гетман Левобережной Украины Иван Мазепа получил гетманскую булаву в тяжёлое время. В отечественной истории этот период получил название «Руина», потому что преемники Б.Хмельницкого оказались бездарными и не смогли достойно завершить начатое им дело.

Всего 4 года (!) прошло после Переяславской рады, на которой Б.Хмельницкий торжественно провозгласил историческое решение народа Малой Руси о воссоединении с Русью Великой. 4 года – небольшой отрезок времени в исторической судьбе народа и государства. Но какой ненавистью к России воспылали новые правители гетманщины после смерти Б.Хмельницкого! Забыли свою недавнюю трагическую историю ненавистники русского народа, а на землях, которые теперь входят в состав украинского государства, народ тогда считал себя русским. О том как поляки-католики жестоко расправлялись с восставшими против их панской власти православными жителями гетманщины сегодня стыдливо умалчивают историки украинского националистического толка. Прикрываясь высокими лозунгами «свободи та незалежності», они сознательно переписывают историю в угоду правящей элите. Из России сознательно лепится образ главного врага нынешней украинской государственности. И слово «русский» действует на «національно-свідомих», как красная тряпка на быка. Поэтому говорить о русском патриотизме православных казаков в борьбе с поляками они не любят. Очень уж расходится их «оранжевая» версия истории, гласящая, что между нынешними «украинцами» и русскими никогда не было, и нет ничего общего.

Малоросс по происхождению, великий русский писатель Н.В.Гоголь жил в далёкое от «оранжевой революции» время. И в повести «Тарас Бульба» правдиво осветил события борьбы казачества с католической Польшей. Что уж творили поляки с восставшими против них православными казаками – тяжело поддаётся описанию. Их жгли и вешали, сажали на кол и с живых сдирали кожу, заживо варили в чанах на площадях подвластных Польше городов! Но о зверствах поляков сегодняшние «патриоты» в стране говорить не любят, мол, «зачем ворошить прошлое?» И во всех бедах «неньки Украины» винят только Россию. Что же такого страшного могла сделать православная Россия, чтобы её так невзлюбили нынешние украинские правители и активисты? Ведь Россия не сажала на кол гетманов, когда они поднимали восстания против неё. Красноречива судьба гетмана Петра Дорошенко. Его ненависть к России зашла так далеко, что он принял турецкое подданство и привёл турок на свою родную землю. Православный народ, спасаясь от иноверцев, бежал на Левобережье. Войну против России Дорошенко проиграл и сдался на милость русского царя. Православный царь не стал поминать обиды, а помиловал гетмана и сослал его в почётную ссылку – воеводой в Вятку. А позже для безбедной жизни жаловал ему село. Там бывший гетман Украины тихо окончил свои дни.

А что же делали с гетманами поляки и турки? Печальная участь постигла гетмана И.Выговского, пытавшегося опять вернуть Левобережье под власть Речи Посполитой. Против него восстал народ в левобережных городах Ромны, Гадяч, Лохвица и Полтава. Опасаясь народного гнева, Выговский бежал в Польшу. Но жизнь изменников стоит не дороже тридцати серебряников. Полякам он стал не нужен, и Выговский был ими казнен.

Ещё трагичней сложилась судьба сына Б.Хмельницкого – Юрия, который получил гетманскую булаву после отца. Слабый человек и бездарный политик, он не смог навести порядок на Гетманщине в тяжёлое для неё время. Отчаянно метался, разрывался между Россией, Польшей и Турцией, даже отказывался от гетманства, уходил в монастырь и был в тюрьме у поляков, пока не попал в плен к туркам. Турки в борьбе за наши земли использовали имя зависимого от них гетмана, который к тому же оказался психически неуравновешенным человеком. Своими постоянными дебошами и казнями православных он даже турок привёл в негодование. Его судили и приговорили к смертной казни – удушению. А труп выбросили в реку. Вот как «чествовали» враги Православия своих «украинских» союзников!

Гетман Мазепа учёл тяжёлую судьбу своих бездарных предшественников. Человек образованный, к тому же имеющий большой опыт политических интриг, он на долгие годы сумел втереться в доверие к русскому царю Петру Первому. Поэтому гетманскую булаву осторожный Мазепа всеми правдами и неправдами удерживал 22 года, до своего позорного бегства после поражения шведов под Полтавой.

Службу свою будущий гетман начал при дворе польского короля Яна Казимира. Там и познал азбуку придворных интриг. Ради своих корыстных целей донёс королю на влиятельного при королевском дворе графа Пассека, якобы тот замыслил измену. На состоявшемся суде Пассек отверг все обвинения и «вышел сухим из воды». Но затаил злость на Мазепу и при встрече в королевских покоях «отблагодарил» его пощёчиной. Такой позор нужно было смывать кровью. Недруги обнажили шпаги, в присутствии короля это считалось недопустимым. Однако дело замяли, но репутация Мазепы при дворе была подорвана. Чтобы в дальнейшем не испытывать судьбу, Мазепа оставляет короля и переходит на сторону злейшего врага Польши, гетмана Правобережья Петра Дорошенко. А когда власть Дорошенко пошатнулась, он переметнулся на другой берег Днепра, к гетману Ивану Самойловичу.

Но скоро Самойловича в результате интриг и при содействии московского воеводы Голицына лишают гетманской булавы. И Мазепа занимает его место, становится гетманом Левобережья. А через два года уже мазепинский благодетель Голицын попадает в немилость к царю. И Мазепа, чувствуя шаткость своего положения, поспешил от него отказаться. И целовал крест на верность молодому царю Пётру, завоевав его безграничное доверие. С этого времени гетман ведёт двойную игру. С одной стороны изображает «верного подданного» Москвы. А на самом деле мыслит, как продолжить дело своих неудачливых предшественников и оторвать Левобережье от православной России.

В тайном письме польскому королю Мазепа предложил ему своё подданство и обещал переход всего Левобережья под власть Польши. После первых поражений России в войне со Швецией у Мазепы окончательно созрела мысль предать русского царя, чтобы самому не потерять гетманскую булаву. Он начинает тайные переговоры с Польшей и Швецией. И в 1707 г., за два года до Полтавской битвы, появился договор о возврате подчиненных Мазепе земель под власть Польши. Мазепа по этому договору сохранял своё гетманство. Но, как говорит народ: «Сколько верёвочки не виться, конец всё равно будет».

Как многоумный Мазепа не осторожничал, как не заводил своими льстивыми посланиями в заблуждение русского царя, а перехитрил самого себя. И финал всей его «хитроумной затеи» вполне закономерен. Такова участь всех изменников, какими бы высокими идеалами они ни прикрывались. Он, как Иуда, получил свои «тридцать сребреников» - лишился власти и был вынужден вместе со своим шведским патроном отправиться в изгнание. А Православная Церковь за переход Мазепы на сторону злейшего врага Православия – протестанта и шведского короля Карла XII - предала его анафеме – отлучила от Церкви.

Впервые чин анафематствования изменнику Мазепе был оглашён 23 ноября 1708 г. в Троицкой церкви города Глухова Киевским митрополитом Иоасафом Кроковским. Черниговский архиепископ Иоанн Максимович провозгласил анафему Мазепе в кафедральном Спасо-Преображенском соборе. В этот же день в Успенском соборе Москвы анафему изменнику огласил патриарший местоблюститель Стефан Яворский. И затем анафема Мазепе вычитывалась во всех храмах России. Такова участь предателей всех времён и народов.

А Пётр Первый специально для изменника учредил орден Иуды. Он представлял собою серебряную «монету» весом 5 кг. На ней был изображён повесившийся на осине Иуда, а под деревом валялся мешочек, рядом с ним - тридцать серебряников. Надпись на ордене гласила: «Треклят сын погибельный Июда еже за сребролюбие давится». Но орден не нашёл своего «героя». Через три месяца после победы русского оружия под Полтавой предатель Мазепа умер в принадлежащих туркам Бендерах.

Долго православные поминали Мазепу недобрым словом. Имя его стало ругательным. В «Словаре украинского языка», изданном в 1908 году под редакцией Бориса Гринченко, приводится пример: «У нас у селі мазепою лаються: от як дурна людина, чого не зрозуміє, так кажуть: ах ти мазепа!» Глупую девушку, отмечает тот же словарь, в народе звали «мазепською дівчиною». Такие вот воспоминания среди народа оставил по себе «герой» Украины, изображённый сегодня на купюре достоинством в 10 гривен.

Большинство населения нашей страны считает себя православными. А человек, пренебрегший канонами Православия ради своих корыстных целей, – не достоин чести в православной стране! Не грех помнить об этом всем верным Украинской Православной Церкви.

 

Виталий Топчий,

секретарь Черниговской областной общественной организации

"Северская Русь"       Выскажите свое мнение на форуме

         Назад