Левые сегодня:
лефтизм как старческая болезнь
В
чем суть лефтизма и лефтистов, кто такие лефтисты? Такие вопросы задают нам
читатели, пытаясь распознать симптомы этой опасной болезни, поразившей левое
движение современной России. И действительно, во многих статьях мы
представили лишь абстрактную симптоматику лефтизма, достаточную для
интуитивного понимания сути этого явления, но недостаточную для решительной
борьбы с этим гнойником на теле движения.
Насколько глубоко проник лефтизм в практику
коммунистического движения автору этих строк известно из собственного
политического опыта. Русская пословица гласит: “с кем поведешься, от
того и наберешься”. Только поняв суть лефтизма и лефтистов, автору
удалось постепенно выдавить из себя черты лефтистской психологии и
мировозрения. И мы отдаем себе отчет, как данный анализ лефтизма будет
воспринят в подавляющем большинстве левацкого сообщества. Но мнение этого
сообщества для нас не много значит по сравнению с истиной. Мы смотрим на
лефтизм и лефтистов глазами человека труда.
Итак, что же такое лефтизм? Представляется, что вопрос о
лефтизме ни в коем случае не следует отделять от вопроса о лефтистах.
Лефтизм это не есть совокупность четких и определенных идеологических
положений, лефтистский образ мысли, лефтистская методология проявляет себя в
лоне различных политических движений, от троцкистов до сталинистов.
Основой всех ошибок лефтистов является неверное
определение ими революционного субъекта в современном обществе. Возьмем в
качестве примера две тенденции троцколефтизма – “рабочистскую“ (всего ярче
проявляющуюся в деятельности таких организаций как руководимая В.
Лагутенко РРП- Пермь, группа “Рабочая Демократия” под руководством
Р. Юсифова, РРП Москва под руководством С. Бийца, к этой же
тенденции тяготеют и полуанархистские маргиналы из тверской Ревальтернативы)
и модернистскую (“Социалистическое Сопротивление” – Российская секция КРИ
под руководством эмиссара британского троцкизма R. Johns, к этой
тенденции склоняются лефтисты из питерской ДСПА).
“Рабочисты”, неверно трактуя Маркса, признают
революционным субъектом только и исключительно промышленный пролетариат,
рабочих фабрик и заводов. На практике же, так как промышленный пролетариат
давно утратил свою авангардную роль в революционном движении, деятельность
лефтистов-рабочистов сводится в конечном итоге к незавидной и жалкой участи
организаторов массовки для профкомычей-бюрократов. Профкомычи извлекают
лично для себя максимальную выгоду из борьбы рабочих, кое какие
политические дивиденды перепадают и лефтистам, рабочие же должны, в лучшем
случае, удовлетворится жалкими крохами, брошенными им с барского стола
хозяина. Рабочие привыкают смотреть на профбюрократов и лефтистских
политиканов как на необходимых организаторов их борьбы, без которых они и
шагу не могут ступить, отдают в их нечистые руки свою волю, свою инициативу,
самодеятельность и энергию. Классовое сознание рабочих стоит на месте. А
когда профчинуши и лефтисты проваливают забастовку, сливают ее администрации,
мы имеем очередной эпизод деморализации, апатии и неверия в собственные силы
у рабочих. И это дает повод лефтистам (например, Р. Юсифову)
выступать с архиреакционными заявлениями о том, что профкомычи представляют
собой самую сознательную часть рабочего класса.
Лефтисты-модернисты более реалистичны. Они отходят от
жесткой ориентации на промпролетариат и рассчитывают, главным образом, на
среднеклассовое студенчество, мелкий наемный менеджмент на частных
предприятиях, сервисный персонал крупных сетевых предприятий торговли и
услуг. Но этим категориям трудящихся лефтисты не могут предложить ничего,
кроме борьбы за частные, оторванные от целостной стратегии классового
политического действия, права и интересы, навроде борьбы за права геев и
лесбиянок, женщин, обманутых вкладчиков, инвалидов, исчезающих
этнокультурных сообществ, “демократических“ требований легализации легких
наркотиков и эфтаназии, экологических требований и т.д. и т.п. Неслучайно
многих лефтистов мы находим в авангарде борьбы за эти требования
“демократии” эпохи загнивающего капитализма. Достаточно привести здесь
пример члена Исполкома КРИ СНГ А. Козлова, отметившегося как в акциях
в защиту “свободы“ проимпериалистических транснациональных НКО, так и в
сомнительных экологических инициативах организовываемых корпорациями для
борьбы с конкурентами.
Лефтизм нельзя отделять от лефтистов. Лефтизм это
мировозрение, это психология неудовлетворенного интеллигента,
полуинтеллигента, люмпена, мелкого буржуа. Свою неудовлетворенность этот тип
пытается компенсировать “движухой и кипешем“, а лефтистская организация
должна обеспечить ему это. Лефтист презирает мысль, ему достаточно раз и
навсегда усвоенного набора догм. В этом смысле лефтист есть типичный продукт
современного деидеологизированного постиндустриального общества.
Почему мы называем лефтизм старческой болезнью?
Модернистский лефтизм, набирающий силу на просторах России, за своими
“новолевыми“ гримасами и ужимками прячет старческие морщины и язвы
империалистической демократии, верным лакеем которой он является в своей
повседневной политической практике. Лефтизм рабочистский лицемерно прячет
свою сущность за цитатами классиков, не понимая и не принимая живого духа
диалектики, наследуя из ленинизма, троцкизма, сталинизма отрицательные,
отжившие, опровергнутые социальной практикой положения, он также служит в
конечном итоге демократии. Новое революционное движение должно осознать себя,
решительно отмежевавшись от лефтизма, вскрыв его объективно реакционную
сущность. Сегодня борьба с капитализмом начинается с борьбы против
лефтистов, с всестороннего организационного и идейного разгрома
лефтизма.
Дм. Кремнев.
(прислано по электронной почте)
|