Главная           anti-glob.ru           Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 

О трудностях и о неизбежности 

приспособления друг к другу

Китая и окружающего его остального мира.

 

 

Тезисы выступления на  конференции  Института российско-китайского

стратегического взаимодействия:

«Будущее Китая и всего мира.

(К 60-летию образования КНР)».

18 сентября 2009 года.

 

 

 

 

 

Есть такой китайский анекдот.

Маленький мальчик впервые пошел в школу. Вернулся и сказал отцу: «Папа, теперь я знаю. Учитель сказал, что… Дальше слова учителя  я процитирую сначала по-китайски, а затем переведу на русский язык: ШИЦЗЕ ШАН Ю ЛЯНГЭ ДА ГО. ИГЭ ШИ ЧЖУНГО, И ГЭ ШИ ВАЙГО. В мире есть два больших государства: одно – это Центральное государство, другое – это государство-периферия. (Иными словами, есть наш Китай, и есть все остальное вокруг или вне Китая.)

Это к вопросу об обыденном сознании в Китае.   

Если вспомнить об истории вопроса, то нужно сказать, что Мао Цзэдун  утверждал: одна линия (или всемирный единый фронт)  и один массив (всемирный единый тыл).

Единый фронт это Китай, США, Западная Европа, Япония, то есть мир белых и японцев и Пакистан, Иран, Турция, то есть мусульманские государства против нашей страны.  

Все, что южнее этой линии фронта должно быть единым тылом.

Неприсоединившиеся страны Азии, Африки, Латинской Америки возмутились такой постановкой вопроса.

Тогда Мао Цзэдун для них  предложил другую конфигурацию, идею деления земного шара на три мира:

США и СССР – один мир;  

Европа – другой;  

и «мы с вами», то есть Китай и страны Азии, Африки, Латинской Америки – третий мир.

Дэн Сяопин призывал создать единый фронт: США, Японии, Западной Европы, Китая против нашей страны.

Цзян Цзэминь сначала, возможно вслед за Дэн Сяопином, говорил о многополюсности, многополярности, а потом, после протестов  развивающихся стран, начал употреблять термин многообразие.

Ху Цзиньтао выдвинул  идею Всемирной гармонии, гармонии  в Азии, гармонии в двусторонних отношениях.

Таков, в общих чертах, путь, пройденный Китаем от Мао Цзэдуна до Ху Цзиньтао в вопросе о Китае и внешнем  (для него) мире.

Китай – это шестая или пятая часть человечества. И это навсегда.

Китай – это неотъемлемая часть мировой экономики.

 Поэтому приспосабливаться друг к другу неизбежно приходится и придется обеим сторонам.

Это объективный интерес каждой нации.

И у Китая и у окружающего его мира есть желание и необходимость искать общее, совпадение интересов наций.

На этом пути есть трудности, проблемы:  самомнение наций, их неумение и нежелание быть на равных с другими нациями.

Существует проблема самоутверждения  всех наций, национальных общностей.

Есть определенное взаимное недоверие. Соседние с Китаем нации знают об исторических территориальных притязаниях Китая.

 У Китая есть проблемы с Японией, с Кореей, с Индией, с Вьетнамом,  другими государствами Южных морей и т.д.

У Китая есть проблемы с США.

В имевшем большой резонанс в Китае и изданном массовым тиражом в 2009 году сборнике статей под названием «Китай  недоволен» выражено недовольство   политикой 1990-х годов, вследствие которой Китай был превращен в придаток Запада, США, в  большой  цех  обрабатывающей промышленности; попался  на удочку временной выгоды, в результате чего Китай остался  вне мировой экономики и без своей настоящей развитой экономики, а также недовольство тем, что Китай допустил воздействие на него финансового рычага США.

Там же  есть рассуждения о том, что Китай должен укрепить свою армию настолько, чтобы она накрывала все районы земного шара, где находятся нужные ему  ресурсы, заставляла поставлять их Китаю.

Выдвигалось предложение из демобилизованных военнослужащих  создать  могучий негосударственный флот, который должен охранять пути поставки сырья в Китай  и обеспечивать порядок и безопасность в районах, откуда берется это сырье.

Пропагандировалась мысль о том, Китай имеет больше всех в мире прав  занять место самого старшего во всем мире – ЛАОДА ДЫ ВЭЙЧЖИ и способностей управлять делами  всего мира. Это, дескать, доказано самой историей.

Наконец, обращает на себя внимание и то, что политическая культура России, как ее трактуют в Китае в начале нынешнего столетия,  это, дескать, сочетание политики агрессии и экспансии, которую  российское государство, якобы,  проводило на протяжении всех последних пятисот лет,  деятельности РПЦ, которую осуждают за то, что она, якобы,  присвоила себе  роль лидера православия; идеологии РПЦ, якобы,  нацеленной на освобождение и спасение всего человечества, что трактуется, как стремление подчинить  себе все  человечество.

К этому, со ссылкой на слова Мао Цзэдуна,  добавляется утверждение о том, что  Россия (до Октября 1917 года) в отличие от Китая представляла собой империализм, что следствием   Октября 1917 года было то, что   многие в России возгордились; буквально: «слишком высоко подняли свой хвост».

Современные китайские идеологи  теперь не отделяют В.И.Ленина от всех остальных руководителей Советской России; в КНР считается, что их объединяет то, что  все они не признавали неравноправного характера договоров о границе.

Все это  необходимо учитывать при  решении вопросов о взаимном приспособлении.

Что же касается ситуации внутри  КНР, то  можно отметить, что Ху Цзиньтао выдвинул идею Социальной Гармонии, обозначил  проблемы нравственного состояния общества и предложил пути их решения,  назвав все это восемью правилами  чести и позора. 

Это призыв к патриотизму, обслуживанию  нужд народа, выходу из невежества,  усердному труду, коллективизму,  верности слову, соблюдению законов и борьбе с разложением.

Все это говорит о внутренних проблемах  современного китайского общества.  

КПК призывает развернуть  в масштабах страны  кампанию  борьбы за честность и доверие в обществе.

В Китае взаимное недоверие  людей, нечестность  в отношениях друг с другом  – это проблема.

Государственными служащими  повсеместно недоволен китайский народ, потому что они не обслуживают нужды населения.

В китайском  обществе в целом достигло громадных, возможно небывалых в истории, масштабов взаимное недоверие людей друг к другу.

В то же время  Китай продолжает, в  известной степени, стоять перед задачей преодоления двух преград: Бедности и  Невежества.

Итак, взаимное приспособление – вот неизбежное будущее отношений Китая и остального мира.  Но здесь, на этом пути пока существуют многочисленные трудные проблемы, особенно взаимное недоверие.  Быстрого решения этих проблем  ожидать не приходится. Нужно время, нужен разумный подход, нужны, как  говорят в Китае,  Демократия и Наука.

Нужны Мир, Самостоятельность, Равноправие, как принципы, принятые обеими сторонами и в двусторонних отношениях, и  между Китаем и  окружающим его миром.

 

Ю.М.Галенович

 

Выскажите свое мнение на форуме

 

 

         Назад