Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

Эксперты готовят рекомендации Восьмерке по образованию

 

18 апреля 2006 г. в Москве открылась конференция <Знания и компетенции для

инновационного общества>. На мероприятии еще раз были озвучены подходы к

теме образования на приближающемся саммите G8. За исключением деталей, все

сводилось к тому, как подготовить "хорошо продаваемого" специалиста. 

 

На конференции собрались около 60 экспертов из стран-членов Большой

Восьмерки и других стран, которые должны обсудить повышение качества

образования и соответствие образования требованиям современного рынка труда,

интеграцию мигрантов в национальный рынок труда, унификация образовательного

процесса и другие вопросы.

 

 

Мероприятие открыл Игорь Шувалов, российский шерпа в Группе восьми, помощник

президента РФ. Шувалов сообщил, что на встрече Большой Восьмерки было решено

тесно   связать тему образования с темой энергетической безопасности. Но

подробности такого неожиданного синтеза помощник президента не раскрыл.

Можно предположить, что государство будет финансировать прежде всего те

образовательные программы, которые касаются энергетики. Но это было бы, как

минимум, странно.

 

При общении с журналистами Шувалов сообщил, что энергетическая безопасность

России невозможна без ядерной энергетики. <Наши ресурсы исчерпаемы, а все в

доме сейчас работает на электричестве. Если начнется дефицит электроэнергии,

представляете, какие начнутся акции протеста, - предостерег журналистов

Шувалов. - Поэтому, мы должны думать о будущем и развивать атомную

энергетику. Летом в Санкт-Петербурге мы будем убеждать те страны, которые

отказались от развития этого направления, заниматься по крайней мере

исследованиями>.

 

Другая основная идея в образовательных дискуссиях в рамках подготовки к

Восьмерке - обеспечение лучшей конкуренции на рынке за квалифицированную

рабочую силу и лучшей подготовки кадров в соответствии с потребностями

рынка. Александр Шохин, президент Российского союза промышленников и

предпринимателей, заявил, что <существует взаимный интерес государства,

образовательной системы и бизнеса> и <мы готовы подставить плечо в выработке

системы профессиональных стандартов и профессиональных компетенций>. В

подробности <взаимных интересов> Шохин не вдавался, но, безусловно,

образование в России становится все в большей мере бизнесом, а это значит,

что у бизнеса есть в этой сфере интерес.

 

Андрей Волков, руководитель экспертной группы по образованию, сообщил, что

<у России есть большие планы по изменению системы образования> и рассказал о

содержании основных направлений деятельности. Одно из них - программа

<Образование для всех> (EFA). Название программы обнадеживающее, но, как

выяснилось, нацелена она прежде всего на помощь развивающимся странам. Элла

Панфилова, председатель Совета при президенте РФ по содействию институтов

гражданского общества, очень эмоционально просила учесть пожелания

общественных организаций. Она призывала сохранить гуманитарное образование,

которое позволит людям вырастать разносторонними личностями, <не становится

расистами, выходя за пределы проходной своего предприятия>. Но пожелания

Панфиловой прозвучали явным диссонансом к прагматическим выступлениям

чиновников и представителей бизнеса. В общем и целом, знания и образование

рассматривалось участниками конференции исключительно как рыночный товар.

 

Среди раздаточных материалов на конференции оказалась листовка иного

<идеологического посыла>. Мы приводим ее полностью.

 

**

 

Знания - для общества, а не для корпораций!

 

В последнее время российская власть озадачилась проблемой <модернизации>

образования. Реформы средней и высшей школы целиком направлены на подчинение

системы образования нуждам рынка. Сокращение школьной программы, введение

ЕГЭ, введение двухступенчатой системы высшего образования с неизбежным

отсеиванием большей части студентов после получения неполноценного диплома

бакалавра, коммерциализация образования на всех уровнях - все эти

мероприятия властей направлены на воспитание массы полуобразованных <узких

специалистов>, пригодных для быстрого пополнения армии наемных работников

корпораций и при том легко заменимых.

 

Ключевым моментом в развертывании этих реформ станет июльский саммит

<Большой Восьмерки> в Петербурге, где образование будет одной из главных тем

переговоров. Транснациональные структуры, вроде ВТО и Всемирного Банка,

настоятельно <рекомендуют> провести преобразования, которые облегчат оборот

капитала и наемной рабочей силы между Россией и ведущими капиталистическими

державами, и большим препятствием для них являются социальные <пережитки>

российского образования. Идеал <Большой Восьмерки> - соответствие знаний и

компетенций потребностям <инновационного общества> - означает на деле

соответствие сиюминутным нуждам корпораций и полную передачу системы

образования во власть рыночной стихии.

 

Мы выражаем протест против политики неолиберальных реформ, создания <рынка

образовательных услуг>, унификации образовательных систем разных стран под

<Болонский шаблон>. Наш идеал - образование самоценно, оно является

центральным институтом культурного воспроизводства и источником новых

решений, поэтому должно поддерживаться и контролироваться обществом в целом,

а не бизнес-элитой или государственной бюрократией.

 

Образование - не рынок, знания - не товар!

Сеть Против <Большой Восьмерки> - spb8.hardcore.lt

Студенческое Протестное Движение- student.revkom.com   

Прислано по рассылке lagerche_mlf

 

         Назад