Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

 МАНЕВРЫ ВОКРУГ ЭКО-ПРОПИТАНИЯ


    Не все йогурты одинаково "зеленые"
    Экологические продукты не слишком желанные гости в петербургских магазинах
    Хорошая новость. Петербуржцы выбирают товары уже не из принципа "лишь бы
подешевле". На цену, конечно, смотрят, но лишь в третью очередь. Главнее для
большинства (85%, согласно данным Санкт-Петербургского экологического союза)
состав продукта: калории, консерванты и т.п. На втором месте по значимости -
удобство использования.
    

Начали за здравие
    И, как показал опрос, важна для нас информация об экологичности товара.
То есть присутствие на упаковке специального знака - доказательства того, что
продукт прошел одну из принятых в мире, или в России, или, в частности, в
Петербурге, систем экологической сертификации - "Листок жизни",
"ЭКО-Тест-Плюс", "Экологический сертификат Санкт-Петербурга", "Экологический
продукт", "Чистые Росы", Organic (знак стоит на американских товарах), Oko и
Bio (на европейских)... Правда, наличие таких знаков волнует нас меньше, чем
вопрос цены товара, зато больше, чем известность бренда и раскрученность
продукта.
    На здоровье мы, получается, не так уж экономим: 85% из опрошенных
петербуржцев предпочли бы, скажем, эко-сертифицированный йогурт (на
экологическом жаргоне "зеленый"), даже если он на 10% дороже
несертифицированного ("серого"); переплатить за "экологичность" 20%,
понятно, готовы меньшее количество покупателей - 49%; на 30% переплаты
пошли бы 28% опрошенных.
    Это неплохие результаты. Конечно, если учесть, что наше реальное
поведение часто отличается от наших ответов на соцопросы.
    Спроси нас: "Какие вы знаете экомаркировки?" - и 44% петербуржцев
признаются: "Никаких". О петербургском знаке "Листок жизни" в курсе 25%
опрошенных; а, например, о самых известных в Европе экознаках "Цветок ЕС" и
"Белый лебедь" осведомлены лишь 16% и 7%, соответственно.
    По словам Надежды Коньшиной, представителя петербургского центра
экспертиз ЭКОМ, у многих потребителей бытует предубеждение: экологичность
достигается в ущерб привлекательности товара или удобству употребления. И под
"экологичностью" подавляющее большинство понимают лишь пользу для здоровья,
забывая о безвредности для окружающей среды всего цикла производства
товара - от добычи сырья до утилизации упаковки.
    

Что бы это "эко" значило?
    Скажем больше: если по правде - мы в точности не знаем, что такое
"экологичный". Наша газета уже писала о том, что никакого ГОСТа на
"экологически чистую продукцию" в России не существует, и потому использовать
фразу "экологически чистый продукт" нельзя; но можно довольствоваться не
менее привлекательным словосочетанием "экологичный продукт".
    Специалисты объясняют: мол, "экологичный" - это продукт с минимальным
количеством вредных примесей, с натуральным составом, приносящий минимум
вреда окружающей среде при производстве товара и утилизации упаковки. При
словах "минимум вреда" немного грустнеешь, потому что избалованное воображение
при слове "экологичный" рисует молоко от коров, которые бог знает в каком
поколении круглогодично жуют свежий клевер, удобряемый исключительно самими
же коровами; и все это происходит там, куда цивилизация носа не совала.
Неплохо бы, если бы тех коров доили под музыку Моцарта.
    Что-то подобное нам обещают европейские экознаки "Органик"/ "Био":
морковка выращена "на биологически контролируемых территориях без применения
удобрений, пестицидов, гормонов роста". Российский знак "Чистые Росы BIO"
также утверждает, что биопродукт на каждом этапе ("от поля до покупателя")
проверялся на соответствие стандартам экологического сельского
хозяйства и природопользования.
    Знак "Экологичный продукт" дают продуктам из сырья, "полученного без
применения стимуляторов роста, пестицидов, антибиотиков, химических удобрений,
гормональных препаратов, генетических модификаций".
    Все остальные экознаки, кажется, говорят просто об "экологической
безопасности продукции". Вроде как дополнительная защита; чтобы покупатель не
расслаблялся при виде прочих знаков качества, которые получают и лимонады, и
чипсы, страшный сон гастроэнтерологов. Мы же знаем: стоит одному производителю
отрекомендоваться: "Наши пельмени сделаны из мяса", - и пельменей от других
фирм как-то уже не хочется.
    Санкт-Петербургский экологический союз уже предвидит появление разных
контор, которые тоже будут заводить свои экознаки и проводить (за деньги,
разумеется) свои экспертизы товара. Потому, как говорят сотрудники союза, мы
и заручились поддержкой уважаемых структур - например, проект экомаркировки
"Листок жизни" проводился в содружестве с городским комитетом по
природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности. И знак этот разрабатывался в соответствии с международными
стандартами качества ИСО 14000 и российским законодательством, так что учтены
определенные ГОСТы - в частности, ГОСТ оценивания экологической эффективности
и ГОСТ оценки жизненного цикла товара. Но присваивается знак опять же
"экологически безопасной, высококачественной продукции".
    Высказывают специалисты и такое мнение: экопродукция - необязательно
дорогущая, во всех ценовых сегментах можно вводить экопродукт. Строгая
коллега назвала эту "экопродукцию для бедных" осетриной второй свежести. Я бы
так не сказала. Хотя и мне ясно: молоко от вышеупомянутой коровы не может
стоить дешево. Получается, и у экологической безопасности есть несколько
градаций - есть "просто безопасная" (подешевле), а есть "ну вообще
безопасная" (подороже)?
   

 Самый сетевизированный
    Прошлым летом Санкт-Петербургский экологический союз затеял проект:
убедил руководство четырех универсамов разместить у себя так называемые
экополки с товарами, прошедшими экологическую сертификацию. Отдельные деньги
магазинам за это не платили; из дополнительных удовольствий универсамы
получили лишь некоторое расширение ассортимента и симпатичный "зеленый" имидж.
    Как рассказывает руководитель проекта Юлия Грачева, года не прошло -
экополки появились уже в восьми универсамах, и ни один из прежних партнеров
из эксперимента не вышел, то есть товар востребован.
    Можно бы радоваться, но восемь магазинов на весь Петербург - это
несолидно. И, по уверению Ольги Николаевой, директора ООО "Экосоюз",
работников торговли по-прежнему трудно убедить, что магазину надобны такие
товары.
    Внимание: ни один из универсамов ни одной из крупнейших сетей не
согласился на размещение у себя экополок.
    Отчего у нас так неспешно развивается то, от чего, казалось бы, зависит
наше здоровье? Причин несколько: экологическая сертификация - дело новое; от
ассортимента российских товаров экополки пока не ломятся, а зарубежные
экологически чистые продукты очень дороги. Соотношение российских
экологически безопасных товаров и зарубежных - 29 к 71.
    Но самую невеселую причину назвал Алексей Третьяков, председатель комитета
по поддержке и развитию малого бизнеса Петербургской торгово-промышленной
палаты
 - Городу вы не нужны, - категорически заявил Третьяков экологическим деятелям.
А принятую правительством города "Концепцию развития потребительского рынка
Санкт-Петербурга на 2005 - 2007 годы" назвал "уникальной по вредоносности".
Потому что, руководствуясь этим документом, город предпочел крупные сетевые
магазины маленьким универсамам, и сейчас в Петербурге товарооборот крупных
сетевиков (сплошь заграничных, даже если носят милые русские названия) -
больше 70% от общего. В Москве - и то 40%.
 - Сегодня Петербург - самый сетевизированный из крупных европейских городов, -
констатирует Третьяков. - А в сетевых магазинах приоритет не экологичность
продукции, а закупочные цены. Чем меньше - тем лучше. И крупные сетевики не
нуждаются в положительном имидже - мол, мы продаем экологически
сертифицированную продукцию. У них и так уже почти не осталось конкурентов.
    Да, есть в городе программа создания магазинов шаговой доступности, но
она, как отмечает Третьяков, предусматривает под эти небольшие магазины всего
10.500 кв. м торговых площадей; для крупного капитала отдано почти в
200 раз больше.
    Количество комплексов мелкорозничной торговли снизилось с 880 до двухсот
с небольшим, приводит данные Третьяков - и добавляет: а ведь мелкорозничная
торговля по своей природе патриотична, "поддерживает отечественного
производителя". Следовательно, и местный пищепром "оказался на грани
разорения": сетевики называют нереально низкие закупочные цены.
    И, кстати, товарищи мигранты, бывшие работники наших мини-рынков! Вы не
обижайтесь, что мы вас повыгоняли: по предположению Третьякова, все это не
против вас было затеяно, а против рынков. Вы просто под руку подвернулись -
ну что поделать, если у рынков такая специфическая черта: они вашим трудом,
товарищи мигранты, держались.
   

 Был бы спрос
    Семен Гордышевский, председатель Санкт-Петербургского экологического
союза, все же в пессимизм не впадает.
    Во-первых, если вся эта затея с экологической сертификацией совершается
не без помощи городских комитетов, стало быть, "городу мы нужны".
    Во-вторых, перед глазами опыт Запада: там уже лет 15, как производители
поняли, что ставку в конкурентной борьбе надо делать на полезность продукта.
Вон уже и предприятия из некоторых бывших соцреспублик поспешили
облагородиться экознаками - ради преимущества перед конкурентами, в том числе
на зарубежном и российском рынках... К тому же и Россия намерена вступить в
ВТО... Опять же экологическая грамотность населения растет: мы еще недавно
лопали все йогурты без разбора, а теперь, нацепив в магазине очки, подолгу
изучаем этикетку и разбираем, из какого сора порой, не ведая стыда, делают
такую-то колбасу...
    Так что если говорить просто о наличии экополок в ближайшем к вам
сетевике - это, возможно, вопрос времени. (Между прочим, шесть из тех восьми
универсамов, где расположились экополки, тоже принадлежат сети; правда, не
такой масштабной.) Экологи уверены: кое-что не сможет игнорировать и
монополист - ваш спрос.
           

 

А.Долгошева, "Санкт-Петербургские ведомости", N 85 от 14.05.2007
           http://www.spbvedomosti.ru/article.htm?id=10242377@SV_Articles


Прислано по рассылке Л.Федорова

 

 Выскажите ваше мнение на форуме

         Назад