В последние месяцы
высшие руководители страны заговорили о так называемом цифровом
неравенстве. Председатель Совета Федерации Сергей Миронов назвал
задачу его ликвидации одной из важнейших для Мининформсвязи. Он
заявил, что “налицо цифровое неравенство россиян — в глубинке
большинство не имеет телефона, не говоря уже об Интернете”, призвал
внедрять новые ИТ с учётом платёжеспособности граждан и отметил
необходимость разъяснения новых возможностей, открывающихся перед
людьми. Его поддержал первый вице-премьер правительства России
Сергей Иванов — он рассчитывает, что связисты к 2015 г. организуют
доступ к Интернету в каждом населенном пункте страны. “Человек
должен иметь возможность, не выходя из дома, получать по Интернету
справку из ДЭЗа, паспортного стола, вступить в контакт с органами
МВД, поликлиникой, собесом, сберкассой, диспетчером ЖЭКа, заказать
билеты на транспорт и тому подобное, — сказал он. — Государство
обязано обеспечить предоставление всех этих услуг населению”.
Бороться с
неравенством надо осторожно
Впервые термин
“цифровое неравенство” (digital divide) был официально упомянут в
отчете 1995 г., подготовленном американской администрацией по
телекоммуникациям и информации NTIA. На международном уровне он
прозвучал в 1996 г., когда Международный союз экономистов предложил
проект “Право на связь”, подразумевающий организацию доступа к
информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ) всех граждан в
развивающихся странах. Через год цифровое неравенство
анализировалось в ООН в ходе ежегодного обсуждения программы
развития стран третьего мира. Современное понятие цифрового
неравенства было сформулировано на Всемирном саммите по вопросам
информационного сообщества, прошедшем в 2003 г. в Женеве. Под ним
понимают неравный доступ граждан к ИКТ.
Современные ИТ,
телефонная связь и доступ в Интернет сами по себе особой пользы не
несут, этот факт борцы с цифровым неравенством заметили довольно
давно. Недаром и наши чиновники отмечают необходимость не только
внедрения ИКТ, но и разъяснения их возможностей. Главное в
ликвидации подобной разобщённости — не столько предоставление
доступа к ИКТ, сколько обеспечение способности получить социальные
выгоды от их использования. Пока же переход к передовым технологиям
чаще стимулируется высоким доходом человека, что ещё больше повышает
эффективность труда среднего класса. Но бедным и малоимущим слоям
населения доступ к ИКТ не даёт социальных преимуществ, так как у них
нет возможности обратить новые технологические достижения в
финансовые. Подчас весьма низким оказывается и качество самого
доступа — в коллективных центрах работать не всегда удобно и
комфортно, пользователям не хватает специальных знаний и т. д. Как
отметил г-н Миронов, даже качеством базовых услуг связи
удовлетворены сегодня лишь 14% наших сограждан.
Достоверное
различие между пользователями ИКТ фиксируется не только по уровню
дохода. Например, 85% англичан старше 65 лет вообще не посещают
Интернет, а среди регулярных пользователей Сети лиц с высшим
образованием в 4 раза больше, нежели менее образованных сограждан.
Правда, в некоторых странах, и Россия не исключение, уровень дохода
далеко не всегда напрямую зависит от образованности.
ИКТ,
бесконтрольно проникающие в сельские районы развивающихся стран,
нередко дают негативный эффект. Например, после массового внедрения
интернет-киосков в Камбодже многие школьники начали регулярно
прогуливать занятия и тратить время на игры, в том числе азартные. А
власти Китая намерены присвоить каждому любителю онлайновых игр
индивидуальный номер и выделять ограниченный лимит времени на
подобные развлечения. Причиной такого решения назван рост числа
шизофреников — его связывают с излишне глубоким погружением в
виртуальную реальность. Нередки случаи, когда люди расходуют
последние деньги на онлайновые мультимедийные развлечения и под
влиянием специфической интернет-культуры переезжают в город, хотя
основа технологического роста в Китае и Индии закладывается как раз
за пределами городов, в сельской местности.
Нобелевский
лауреат по экономике Джозеф Стиглиц полагает, что растущее по всему
миру разделение на богатых и бедных как раз стимулируется массовым
внедрением ИКТ — по причине неспособности малоимущих слоёв получить
социальные выгоды от ИТ. Именно поэтому важна и глобальная
ликвидация цифрового неравенства. С другой стороны, пассивное
отношение к данной проблеме провоцирует терроризм, главным в борьбе
с которым считаются усилия по уменьшению социальной изоляции людей,
которых злоумышленники вербуют в слаборазвитых районах. Так, в
Ирландии террористические акты почти полностью прекратились в
середине 1990-х, когда практически всё население страны получило в
распоряжение доступные средства мобильного взаимодействия.
Альянс
инвесторов против цифрового неравенства
Эксперты
полагают, что важно повышать мотивацию к образованию и изучению
выгод ИКТ у тех, кто может это сделать, но не хочет, — и помогать
тем, кто хочет овладеть современными технологиями, но не может из-за
нехватки знаний. Многочисленные исследования доказывают, что
способность получать социальные выгоды от ИКТ сильнее всего зависит
от уровня грамотности, причём не столько от базовых навыков чтения и
письма, сколько от хорошей всесторонней подготовки в рамках средней
школы. Такая подготовка развивает память, способность к абстрактному
мышлению и логике, которые весьма желательны при работе с ИКТ. Но с
учётом слабой подготовки учителей по информатике перспективной
выглядит идея массового распространения всевозможных обучающих
программ и электронных учебников. Конечно, более верное направление
— использование бумажной учебной литературы, но из-за специфики
распространения книжные компьютерные издательства ограничиваются
мизерными тиражами в 2000—5000 экземпляров, и в глубинке сегодня
гораздо проще скачать книгу или программу по Сети, нежели приобрести
нужное полиграфическое издание.
Главный
принцип борьбы с цифровым неравенством — согласованные
действия государства и частного сектора. |
Современные
взгляды на проблему цифрового неравенства представляет проект
DigitalDivide.org. Он организован специалистами Вашингтонского
университета, а проекты, развиваемые в его рамках, поддерживаются
японским агентством международного сотрудничества JICA,
Массачусетским технологическим институтом, университетом Гарварда,
институтом политических исследований Сингапура и индийской
промышленно-финансовой корпорацией IFCI. Они регулярно проводят
семинары для финансовых структур по борьбе с цифровым неравенством,
обобщают опыт выполняемых в этой сфере проектов и разрабатывают
конкретные способы преодоления информационной разобщенности. Эти
способы в ближайшее время будут отрабатываться в крупном масштабе —
в Индонезии, где из 250 млн. жителей лишь 0,3% людей имеют
широкополосный доступ к Интернету. В июле 2007 г. стартует
инициатива “Альянс инвесторов против цифрового неравенства”, которая
подразумевает массовые вложения в ИКТ Индонезии. Ожидается, что уже
к 2012 г. количество индонезийцев, подключённых к Сети по быстрому
каналу, возрастёт до 20% от всего населения. Эта страна выбрана
потому, что в ней проживает большое число людей с невысоким доходом,
а меры по борьбе с цифровым неравенством дают максимальный эффект в
развивающихся странах — бедные государства пока не способны
эффективно развивать ИКТ-инфраструктуру, а в богатых странах
возникают побочные эффекты наподобие бума доткомов. На июль 2007 г.
в таиландском Бангкоке при поддержке правительства страны и ООН
запланировано ещё одно мероприятие схожей направленности по теме
“Как ИКТ могут делать людей счастливее”. К нему, в частности,
привлекаются нейрофизиологи, изучающие состояние счастья (активность
определенных областей мозга) и способы влияния на него современных
достижений ИТ.
От конфликтов
к партнёрству
До 2002 г.
многие исследователи проблемы цифрового неравенства полагали, что ни
правительства, ни бизнес-структуры пока не способны её полностью
решить. Однако после массового проникновения беспроводных технологий
в бедные и изолированные слои населения ряда азиатских стран число
мобильных телефонов (1,4 млрд.) быстро превысило число стационарных
(1,3 млрд.) и стали ясны возможные направления приложения усилий.
Отметим, что подобные критические пороги переходит и наша страна — в
прошлом году число широкополосных подключений к Сети превысило число
подключений по коммутируемым линиям. При этом основные темпы роста
широкополосного Интернета приходятся уже на регионы, а не на два
центральных российских города.
Главный принцип
борьбы с цифровым неравенством — согласованные действия государства
и частного сектора. Бизнес интересуется прежде всего скорейшим
возвратом инвестиций, ориентируясь на средний класс и предоставление
всевозможных дополнительных услуг. Увеличение же числа “дешёвых”
пользователей лишь создаёт дополнительные технические проблемы,
поэтому в борьбе с цифровым неравенством государство должно
целенаправленно заниматься регулированием телекоммуникационного
сектора. В то же время официальные власти не смогут справиться с
проблемой только своими силами, без помощи бизнеса. В такой ситуации
на первых порах обычно возникает конфликт — частные
телекоммуникационные фирмы требуют, чтобы государство активнее
инвестировало средства в развитие связной инфраструктуры, а
государство желает, чтобы бизнес продвигал массовые услуги для
бедных. Реальные возможности для ликвидации цифрового неравенства
возникают, когда высшие чиновники и корпоративные топ-менеджеры
приходят к соглашению и начинают действовать сообща. Так, в
частности, случилось в Бразилии и Индии.
Россияне
получат доступ к ЖЭКу, поликлинике и сберкассе через
Интернет. |
В разных странах
неоднократно предпринимались попытки решить данную проблему только
на государственном уровне. В ходе обсуждения идеи создания единого
международного суперфонда для преодоления информационного
неравенства Япония, например, готова была инвестировать в него до 15
млрд. долл. Однако пока в мире нет организации, способной эффективно
и целенаправленно справляться с цифровым неравенством и осваивать
такие ресурсы. Да и неясен бюджет, требуемый для подобной задачи. Не
даёт прямого эффекта либерализация телекоммуникационного рынка, его
полная открытость для иностранных компаний. Успехи Индии в борьбе с
цифровым неравенством эксперты связывают прежде всего с партнерством
государства и крупных национальных операторов.
Стратегия
борьбы с цифровым неравенством
В общем случае
задача сводится к построению национальных экосистем, которые
поставят конечным пользователям (бедным и малообеспеченным слоям
населения) комплексное решение по выходу из состояния бедности. Этот
путь также приведёт и к улучшению глобальной экономики —
платежеспособность 1 млрд. представителей среднего класса почти
исчерпана, а доступ к рынкам малообеспеченных людей возможен прежде
всего посредством ИКТ. От повсеместного внедрения мобильных ИКТ
выигрывают все сектора экономики. Для этого государство должно
привлекать крупные коммерческие структуры к единой программе по
обучению использованию ИКТ для получения социальных выгод. В
частности, специалисты предлагают:
-
шире внедрять
сетевые инфраструктуры;
-
реструктурировать телекоммуникационный сектор;
-
стимулировать
проникновение бизнеса в глубинку;
-
поддерживать
неформальные пути развития экономики посредством мобильных
технологий;
-
организовывать
новые каналы сбыта в обход “серых” и криминализированных рынков;
-
- помогать
крупным ИКТ-компаниям, которые предлагают решения,
противодействующие бюрократии и коррумпированным чиновникам
(например, путём повышения прозрачности их работы). Недаром
многие чиновники в штыки восприняли идею Минэкономразвития об
организации видеонаблюдения в служебных помещениях, где проходят
контакты с предпринимателями.
Привлекательно
направление ИТ-аутсорсинга. Винод Хосла, соучредитель Sun и один из
ведущих инвесторов Кремниевой долины, полагает, что рынок услуг
аутсорсинга в следующем десятилетии составит триллионы долларов и
станет самым быстрорастущим сектором мировой экономики. Например,
бизнес индийских call-центров, в которых трудятся 1,3 млн. человек,
привел к серьезным социальным изменениям. Доход начинающего
сотрудника здесь нередко выше зарплаты профессионалов других
специальностей, при этом работодатели call-центров ищут кандидатов
на десятки тысяч незанятых рабочих мест, приглашая людей даже из-за
рубежа. Преимущество аутсорсинга и в том, что трудящиеся получают
ИТ-навыки, которые нередко реализуются в сфере малого бизнеса на
месте проживания.
Во всех этих
процессах важна роль государства как пользователя ИКТ, которое через
проекты э-правительства стимулирует развитие инфраструктуры, создаёт
новые рабочие места, подразумевающие обучение и последующий рост
ИТ-квалификации, вырабатывает механизмы самопомощи для бедных и
формирует перечень важных услуг для слаборазвитых регионов и
малоимущих слоёв населения. Такие услуги должны поставляться в
мобильном цифровом виде.
Связующим звеном
между правительством и глубинкой может выступить агробизнес. Так, в
Индии успешно реализуется проект e-Choupal по организации фермеров в
кооперативные хозяйства. Для этого в сельских районах страны
возводятся 100 тыс. интернет-киосков (бюджет проекта составил 1,2
млрд. долл.), а к 2008 г. один центр общего доступа будет
приходиться не более чем на шесть индийских деревень. Фермеры
получают прямой доступ к интернет-системе рекомендаций и справок по
ведению хозяйства, а главное, могут пользоваться электронными
режимами закупок и продаж, контактируя с покупателями напрямую,
увеличивая отпускную цену и приобретая нужные товары за меньшую
стоимость, в обход старых коррумпированных каналов сбыта.
Частным
компаниям следует активнее заниматься инвестированием в ИКТ-проекты
для бедных. Международные корпорации обвиняют (и нередко
справедливо) в погоне за прибылью, когда они строят заводы по
производству высокотехнологичной продукции в слаборазвитых странах,
однако президенты таких компаний далеко не всегда действуют только
из соображений доходности. В немалом числе случаев ими движут
гораздо более благородные стремления. Эксперты называют ряд
отраслей, инвестирование средств крупных коммерческих компаний в
которые наиболее эффективно с точки зрения борьбы с цифровым
неравенством. Это: э-правительство, э-обучение, э-медицина,
поддержка малого и среднего бизнеса, информатизация сельского
хозяйства, организация розничных продаж и продвижение банковских
услуг для малоимущих через мобильные системы и Интернет.
Большинство
специалистов по борьбе с цифровым неравенством полагают, что одна из
главных задач — мотивировать людей на обучение использованию ИКТ для
получения социальных выгод. Само обучение желательно начинать уже в
школе, а государство и бизнес должны совместными усилиями
вырабатывать заинтересованность граждан в изучении передовых
технологий. В задачах улучшения уровня жизни и качества образования
ИКТ выступают пусть и не универсальным решением, но как минимум
эффективным катализатором.
По оценкам
Мининформсвязи, за 2006 г. число пользователей Интернета в России
возросло на 3 млн. и достигло 25 млн. человек. Кроме того, на 1
апреля к Сети по широкополосному каналу удалось подключить 54%
российских школ, и уже к сентябрю их число возрастёт до 90%. Эти
цифры выглядят довольно оптимистическими, но про какие-то глобальные
усилия по реализации онлайнового доступа к ДЭЗам и собесам и
пропаганде изучения ИКТ в целях борьбы с цифровым неравенством пока
ничего не известно. Согласно стратегии Мининформсвязи, устранение
этого неравенства будет происходить на основе развития
телекоммуникационной инфраструктуры, хотя международные эксперты
делают акцент в первую очередь на обучении людей способности
извлекать социальные выгоды из мобильных ИТ-решений. Недаром
Минэкономразвития в начале апреля назвало провальной программу по
сокращению различий в социально-экономическом положении регионов.
Но тем не менее
создаваемая общенациональная сетевая инфраструктура никуда не
денется, и после её развертывания реализовывать массовые проекты по
ИТ-обучению будет гораздо легче. |