Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

 

 ВО ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ВОДЫ САМОЕ ВРЕМЯ ВСПОМНИТЬ О БАЙКАЛЕ


    ГРАЖДАНЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
    Пока народ един - он непобедим. В поддержку Байкала выступили 5 тысяч
иркутян. Акция протеста против прокладки нефтепровода "Восточyая Сибирь -
Тихий океан" в непосредственной близости от озера Байкал, прошла 18 марта в
Иркутске. В ней приняли участие около пяти тысяч человек.
    Митинг продолжался около двух часов, в течение которых выступили ученые,
депутаты, журналисты, экологи. Их мнение было единым - прокладка трубы в
непосредственной близости от Байкала недопустима.
    Выступавшие напомнили историю борьбы против проекта трубопровода,
выводящего стоки Байкальского ЦБК в русло реки Иркут. В свое время протест
против этого трубопровода вывел Иркутск в число наиболее мощных центров
демократического и экологического движения в России.
    Митинг в Иркутске интересен не только тем, что это оказалась самая
многочисленная демонстрация гражданских инициатив за последние 15 лет. В
едином фронте  протеста объединились все политические партии и движения - от
"Единой России" до НБП. Все партии, движения и общественные организации
заключили временное перемирие и выступили под одним лозунгом - "нет трубе,
нет Транснефти".
    Митинг завершился грандиозной демонстрацией, прошедшей от Дворца спорта
до площади Кирова, где состоялся еще один импровизированный митинг, едва не
закончившийся столкновением с милицией - воодушевленная студенческая молодежь
решила пройти непосредственно к зданию администрации области, чему
воспротивилось милицейское оцепление.
    На митинге присутствовала практически вся городская администрация,
депутаты Госдумы, представители Законодательного собрания и администрации
области. К сожалению и большому разочарованию митингующих, губернатор
Иркутской области Александр Тишанин, хотя и приехал на митинг, но ограничился
небольшим интервью для телевидения и даже не выступил перед собравшимся
народом.
    Между тем тема объединения Иркутской области и УОБАО, весьма актуальная
для губернатора, также прозвучала на митинге, причем в весьма опасном для
объединения аспекте. По мнению выступавших, активно поддерживаемых
митингующими, референдум по объединению регионов имеет смысл только в случае,
если одновременно с вопросом об объединении будет задан и вопрос о прокладке
нефтепровода. Выступавшие напомнили о том, что, согласно Конституции России,
подобные стратегические решения принимаются федеральным правительством
совместно с региональными властями, а, следовательно, губернатор и
Законодательное собрание Иркутской области имеют право наложить вето на
любые проекты строительства в природоохранной зоне озера Байкал.
    Наибольшую поддержку митингующих получил журналист газеты "Байкальские
вести" Михаил Кулехов, выступивший с горячей речью о том, что сам по себе
экспорт сырой нефти является преступлением против экономики России, и в этом
вопросе сибиряки должны сказать федеральному центру свое категорическое "нет".
    В то же время федеральный центр, равно как и Транснефть, хранят гробовое
молчание в ответ на выступления иркутян. Подобное молчание в случае, если
оно затянется, может вызвать гораздо более решительные действия населения,
чем мирная демонстрация.
    Напомним, что против планов Транснефти в Интернете проголосовало более
12 тысяч человек.
           Д.Таевский, http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=28571
    РЕЗОЛЮЦИЯ участников митинга и демонстрации в защиту озера Байкал
"МЫ ЗАЩИТИМ ТЕБЯ, НАШ БАЙКАЛ!"

             г. Иркутск, 18 марта 2006 г.
    Мы, участники митинга и демонстрации, выступаем против положительного
заключения Государственной экологической экспертизы по проекту нефтепровода
"Восточная Сибирь - Тихий океан", проходящего близко от береговой линии
Байкала.
    "Ростехнадзор" под руководством К.Б.Пуликовского посредством манипуляций
и откровенного административного давления на отдельных членов комиссии,
протащил нужное для "Транснефти" положительное решение по этому проекту. Узко
корпоративные интересы оказались выше общенациональных.
    Это решение по существу ставит под угрозу сохранение для нынешнего и
будущих поколений озера Байкал, величайшего озера планеты, знаменитого
символа Сибири.
    Мы уверены, что в условиях высокой сейсмичности в районе Байкала избежать
серьезных аварий будет невозможно. Нефтепровод, проходящий по 130 рекам и
ручьям, впадающим в озеро, погубит его уникальную экосистему. Любые заверения
технократов, что нефть не попадет в Байкал, несостоятельны и противоречат
существующему техническому уровню обеспечения безопасности эксплуатации
магистральных нефтепроводов во всем мире.
    Мы, жители Прибайкалья, научены горьким опытом деятельности Байкальского
ЦБК и знаем цену всем заверениям горе-ученых о "безопасности" и "чистоте"
производства. Практика эксплуатации нефтепроводов вообще, в том числе
компанией "Транснефть", построенных в менее сложных условиях, показывает,
что аварии происходят практически ежемесячно, а их последствия остаются на
десятки лет.
    Это решение противоречит здравому смыслу и обязательствам России перед
мировым сообществом, вытекающим из Конвенции об охране Всемирного культурного
и природного наследия. Оно может привести к тому, что озеро Байкал будет
выведено из списка Объектов всемирного природного наследия, что будет позором
для России.
    Мы не допустим, чтобы уникальное стратегическое хранилище российских и
мировых запасов пресной воды было подвергнуто техногенной катастрофе в
результате повреждений нефтепровода, вызванных заводскими дефектами,
нелегальными врезками, террористическими актами, природными катаклизмами
или другими непредвиденными обстоятельствами.
    Конституция Российской Федерации провозглашает, что владение, пользование
и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками, если
это не наносит ущерба окружающей среде. Кроме того, каждый из нас имеет право
на благоприятную окружающую среду. Поэтому мы против нарушения наших
конституционных прав и гарантий.
    Мы требуем поддержать отрицательное заключение экспертов Государственной
экологической экспертизы от 24 января 2006 г. и их мнение о невозможности
сооружения "Транснефтью" трубопровода в водосборе озера Байкал.
    Учитывая, что Байкал является Объектом всемирного природного наследия,
мы обращаемся ко всем гражданам России и мировому сообществу с призывом не
быть равнодушными к угрозе, которая нависла над Священным Сибирским Морем,
доступными средствами выразить свой протест строительству нефтепровода в
непосредственной близости от Байкала.
    Мы обращаемся к ЮНЕСКО,  саммиту стран "Большой Восьмерки" в
Санкт-Петербурге, международным природоохранным организациям с призывом
предпринять согласованные и решительные меры по обеспечению экологической
безопасности Объекта всемирного природного наследия - Озера Байкал!
    Мы требуем от Президента Российской Федерации В.В.Путина, как гаранта
соблюдения Конституции РФ, запретить строительство нефтепровода в водосборе
уникального озера Байкал.
                    marina@baikalwave.eu.org, 19 марта 2006 г.

    ПАРЛАМЕНТАРИИ
    Российские парламентарии озаботились экологической судьбой Байкала в
связи с прокладкой нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан"
    Депутаты Государственной думы РФ будут обращаться в правительство РФ за
выяснением экологической судьбы озера Байкал в связи с прокладкой
нефтепровода "Восточная Сибирь-Тихий океан". Как передает корреспондент ИА
REGNUM, сегодня, 17 марта, депутаты от фракции "Родина" Александр Крутов и
от фракции "Родина" ("Народная воля"-СЕРП) Анатолий Грешневиков обратились
с двумя протокольным поручениями к нескольким комитетам Госдумы запросить
информацию в Министерстве природных ресурсов РФ о соответствии заключения
государственной экологической экспертизы по проекту, предложенному компанией
"Транснефть", природоохранным требованиям, законности данного заключения и
информации о том, просчитывались ли экспертами возможные экологические
риски.
    "Проблема не только в принятии незаконного решения, но и в профанации и
фальсификации экологической экспертизы", - заявил Грешневиков. Он напомнил,
что первоначальное заключение государственной комиссии по проекту прокладки
нефтепровода было отрицательным: 43 из 52 специалистов голосовали против
него. Но с подачи руководителя Ростехнадзора Константина Пуликовского,
заметил депутат, в комиссию были включены 34 представителя "Транснефти",
которые приняли положительное решение по проекту.
          ИА REGNUM, 17.03.2006, www.regnum.ru/news/607871.html

    ТРАНСНЕФТЬ
    Вице-президент Транснефти Сергей Григорьев побеседовал с главным
редактором БАБР.RU
    "Горячая неделя" Транснефти, в течение которой против планов по прокладке
нефтепровода по берегу Байкала выступили представители как общественных
организаций, так и власти Прибайкалья, завершилась.
    Очевидно, массовая акция протеста не осталась незамеченной и для Москвы.
16 марта в редакцию БАБР.RU, соорганизатора акции "Скажи НЕТ Транснефти",
позвонил вице-президент компании Транснефть Сергей Григорьев.
    В ходе получасовой беседы с главным редактором БАБР.RU Дмитрием Таевским
Сергей Григорьев изложил свое видение проблемы.
    По его мнению, прокладка нефтепровода по территории Иркутской области и
побережью Байкала принесет жителям области весьма значительные дивиденды.
Как считает Сергей Григорьев, нефтепровод даст новые рабочие места, обеспечит
приток значительных денежных поступлений в бюджет региона, приведет регион к
процветанию. В чем именно будет заключаться процветание, и за счет какого
экономического чуда стальная труба обеспечит региональный бюджет,
вице-президент скромно умолчал.
    Впрочем, по части аргументации за северный вариант нефтепровода Сергей
Григорьев вообще оказался слаб, повторив всего лишь доводы, высказанные
президентом Транснефти Семеном Вайнштоком "Российской газете ". Сергей
Григорьев признал, что аварии на нефтепроводе могут быть, но вся вылившаяся
нефть будет собрана специальным флотом, который будет круглосуточно дежурить
в Северобайкальске. Правда, судя по ходу разговора, вице-президент никогда
не был на Байкале и не подозревает о том, что там бывает лед и штормовая
погода, а судоходными являются лишь три летних месяца - и то достаточно
условно. Как Транснефть предполагает собирать нефть, к примеру, в апреле-мае,
когда пористый лед не выдерживает даже пешехода - так и осталось загадкой.
    Впрочем, главную тему Сергей Григорьев все-таки обозначил. Как и
предполагалось ранее, основная задача Транснефти - любыми средствами
обеспечить выполнение именно северобайкальского варианта нефтепровода, а
экологическая составляющая проекта эту компанию интересует менее всего.
    При рассмотрении вопроса о возможном изменении маршрута трубы, к примеру,
на южный или якутский вариант, Сергей Григорьев попросту ушел от разговора,
туманно сославшись на некие политические мотивы. Судя по всему, у России с
Якутией имеются некие сложные политические взаимоотношения, неизвестные
широкой публике, но хорошо известные Транснефти.
    Ушел Сергей Григорьев и от других заданных ему напрямую вопросов. Однако
в целях информирования населения Прибайкалья мы публикуем список вопросов,
на которые вице-президент Транснефти отказался или не смог ответить.
 1. Почему Транснефть отказалась от варианта прокладки нефтепровода вдоль
Транссибирской магистрали, в зоне, где практически отсутствует сейсмическая
опасность? Этот путь тоже ведет на Дальний Восток.
 2. Нефтепровод в районе Северного Байкала предполагается проводить в зоне
высокой сейсмичности. Каким образом Транснефть предполагает нейтрализовать
землетрясения силой 7-8 баллов, сопровождающиеся подвижками земной коры,
осыпями и обвалами?
 3. В нашей беседе Вы утверждали, что нормативные потери нефти при
транспортировке, достигающие 5 кг на одну тонну на 100 км, являются
потерями внутри трубопровода. За счет чего образуются столь значительные
потери внутри герметичной трубы?
 4. Почему Транснефть отказалась от проекта 2003 года, когда нефтепровод
проходил на 119 км севернее Байкала?
 5. Проверена ли технология "умной трубы" на практике? Можете ли Вы назвать
нефтепровод, где реально используется подобная технология?
 6. Если оценить затраты на увеличение втрое стенок трубопровода и
использование "умной трубы" - не дешевле ли будет провести обычный
нефтепровод, но севернее? Не могли бы Вы назвать конкретные цифры затрат?
 7. Кто будет нести ответственность в случае утечки, какого рода это будет
ответственность? В каком законе это описано? Какая форма ответственности
может быть у государственной организации Транснефти перед государством?
 8. Нефтепровод проходит в таежной, бездорожной, малонаселенной местности.
Какая служба будет отслеживать разрывы трубопровода на значительном удалении
от населенных пунктов? Каким образом будет реализовываться ремонт
трубопровода, в какие сроки, какой объем нефти успеет вылиться за это время?
 9. Насколько можно было понять из нашей беседы, технология "умной трубы" и
усиление стенок трубопровода будет осуществляться только в зоне
непосредственного прохождения нефтепровода по берегу Байкала. Между тем зона
водоснабжения Байкала гораздо шире, все осадки, выпавшие, например, в
бассейне Верхней Ангары, весной попадают в Байкал. Как Транснефть
предполагает решать проблемы прорывов нефтепровода во всем бассейне Байкала?
 10. Почему в комиссии, принимавшей проект нефтепровода, не было
представителей Иркутской области и Бурятии?
       Информационный центр "БАБР.RU", 18.03.2006,
       http://babr.ru/index.php?pt=news&event=v1&IDE=28567

 

 (Прислано по рассылке ECO-HR)

         Назад