Главная           anti-glob.ru           Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

                                                                                

                ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ

 В.М. Алпатов 

Сейчас у нас и на официальном уровне, и в большинстве СМИ установилось отношение к советскому периоду истории, принятое уже давно на Западе, особенно с начала «холодной войны». Согласно ему, 74 «тоталитарных» года российской истории – отход от мирового развития, регресс и средоточие зла (как и 12 лет германской истории). Эти годы рассматриваются как единое целое, а различия внутри 74 лет, если и учитываются, то только с точки зрения приближения к западным стандартам или отдалению от них («оттепели», «заморозки», «перестройка»). Но весь период с 1917 по 1953 гг. рассматривается как единое целое, поскольку эпохи Ленина и Сталина равно непонятны и неприятны для западного либерального сознания. Впрочем, иная точка зрения была у западных левых интеллектуалов, почитавших Ленина и ненавидевших Сталина (как наши «шестидесятники»), но с 70-х и особенно с 80-х гг. эта традиция стала ослабевать и на Западе (где, однако, не исчезла, я знаком с такими людьми), и особенно у нас. Либерализм пока господствует.

В чём всё-таки разница между культурными и мировоззренческими традициями либерализма и социализма (не социал-демократизма!)? Уже несколько столетий в мире спорят две концепции справедливости (говорю лишь о Западе и России; идеологии стран Востока – сложная проблема, требующая особого разговора). Точнее, их три, но одна из них («Терпи здесь, а в загробной жизни восторжествует справедливость»), исторически первичная и господствовавшая и у нас, и на Западе не одно столетие, сейчас мало актуальна.

Первая из концепций ставит вопрос о создании на Земле, а не в потустороннем мире идеального общества, в котором будут жить высоконравственные, благородные и творческие люди, где не будет угнетения, а способности каждого человека будут реализованы. Разумеется, все понимали, что реальные общества далеки от этого идеала, кто-то, начиная от Томаса Мора, ограничивался постановкой вопроса, другие же предлагали те или иные пути движения к нему. Идеал и пути движения могли пониматься по-разному; даже если брать только Россию, то у Чернышевского, Бакунина, Толстого, Ленина и, скажем, у братьев Стругацких в 60-70-е гг. всё было разное. Одни считали, что надо идти от морали, другие, – что от экономики, одни мечтали об идеальном государстве, у других государство вообще не предполагалось. Но общим было представление о том, что надо менять и общество, и человеческую природу, люди должны быть творческими, моральными, очищенными от пороков. Люди должны действовать сообща, изживая индивидуализм. И пусть мы ещё не можем вести себя так, как люди будущего, но в своей повседневной жизни мы должны руководствоваться достаточно жёсткими моральными требованиями (которым, правда, не всегда оказывалось легко следовать в реальности).

 Такие традиции не были специфически русскими и в основном имели западные корни, но они в разных своих модификациях были свойственны русской интеллигенции XIX века, особенно разночинной интеллигенции. Царский строй слишком явно был несовершенен, порядки в передовых странах Запада оценивались выше, но речь не шла только о копировании западного опыта: хотелось идти дальше, к справедливому общественному строю, нигде ещё не существовавшему. Идеи большевиков имели, конечно, специфику, но стояли на прочном фундаменте. На Западе те или иные варианты данной традиции мы видим и во время Великой французской революции, и в Парижской коммуне, и у ранних социал-демократов времён двух первых Интернационалов, а позже в коммунистическом движении. У нас традиция официально господствовала весь советский период, на ней воспитывалось несколько поколений, хотя чем дальше, тем больше реальная практика оказывалась далёкой от провозглашаемых идеалов.

Соответствующий тип людей, к которому принадлежали, например, многие наши учёные (вовсе не обязательно коммунисты по взглядам и/или члены партии), естествен и для дореволюционного, и для советского общества  во все его периоды (хотя с каждым поколением он таял). Хочу обратить внимание читателей на недавно вышедшую книгу о великом нашем математике академике А.Н. Колмогорове, написанную его учеником профессором В.М. Тихомировым. Книга не свободна от привычных для нашего времени «демократических» стереотипов, но в то же время она рисует облик человека, всю свою долгую жизнь, почти целиком прошедшую в советское время (1903-1987), успешно занимавшегося любимым делом, находившегося в сфере высокой науки, но в то же время общественно активного, боровшегося за передовую науку. Как пишет автор книги, Колмогоров отличался «оптимизмом, надеждой «на лучшее будущее»…, с его верой в науку  и человеческий разум»; «постоянно устремлялся в светлое будущее, он готовил его и как бы старался жить в нём». Идеалы советского  общества отражались в этом человеке, пусть он об этом скорее всего и не думал.

А вот воспоминания ещё об одном таком человеке, секретном академике А.А. Расплетине, принадлежащие постороннему человеку, соседке по квартире:                       

«Квартира коммунальная. Шестой этаж. Население – 17 человек. Но жили дружно, переносили все тяготы и невзгоды…. Помню, поздней осенью в самом центре их квартиры вздулся потолок. Жена его, Нина Фёдоровна, говорит: «Сходил бы посмотрел, в чём там дело». Он был лёгок на подъём. Взобрался на плоскую крышу, сориентировался, где центр комнаты. Пошёл туда…. Потолок под ним проваливается, он «вплывает» в комнату и… остаётся в «подвешенном» состоянии: успел ухватиться за балку потолочного перекрытия. Мы, конечно, детей по соседям. Холодно. А он категорически отказался «эвакуироваться». Луна периодически через полом в потолке показывается, а он пододвинул кровать так, чтобы видеть её. Надел шапку-ушанку. Улёгся. Закурил. И начал напевать популярную в те годы песенку. Вот ведь какие люди бывают. Вскоре после войны Сталинскую премию получил. Жена говорит: «Дети подрастают, проси квартиру». А он: «Ничего, потерпим, другие хуже живут».

По-моему, такие люди должны вызывать восхищение, хотя современный «офисный планктон» ни Расплетина, ни Колмогорова не поймёт, сочтёт в лучшем случае чудаками. Кстати, несколько лет назад я заходил на территорию института, некогда возглавлявшегося Расплетиным. «Святая святых», внутренний двор института нараспашку, разные отсеки заняты торговыми точками. В советское время в официальной шкале ценностей наука стояла выше торговли, хотя в жизни бывало и наоборот. Теперь ценности приведены в соответствие с жизнью.

Иной взгляд на мир развивался в англоязычных странах чуть ли не с XVII в., а теперь внедряется повсеместно. Согласно ему, люди в основе порочны; разврат, чревоугодие, лицемерие были, есть и будут всегда. А, главное, человек будет всегда думать о себе, индивидуализм и эгоизм не только неустраним, но и чрезвычайно полезен, он служит стимулом всякого развития. Но поскольку все эти эгоисты должны как-то устанавливать отношения друг с другом, то нужны регуляторы, чтобы разные эгоизмы не  уничтожили друг друга. Поначалу регулятором была религия, особенно страх попасть в ад, потом в ад стали верить меньше, и главным регулятором стали юридические отношения. Англия, где в XVII в. был достигнут компромисс между аристократией и буржуазией (простые люди тогда в расчёт не принимались), стала классической страной этой традиции, вскоре распространившейся на США.  Стремление решать все конфликты не через человеческие отношения, а через «мёртвую букву» закона, массовость и престижность профессии юриста (чуть ли не у всех американских президентов юридическое образование), - всё это вызывало удивление и у советских людей, и, между прочим, у японцев. Но в течение ХХ в., особенно второй его половины, когда усиливались США и ослабевал СССР, данная традиция распространилась и на континентальную Европу, где и социал-демократия, в конце концов, в неё вписалась.  

Сейчас с ростом производительных сил и уровня жизни в западных странах такая идеология нашла адекватное выражение в культе потребления и наслаждения. Престижное потребление превращается в главную цель жизни. Из трёх главных ипостасей человека (биологической, социальной и духовной) на первый план выступает биологическая («основные инстинкты»), социальная сводится к юридической сфере, а духовная упраздняется за ненадобностью.

Советская культурная парадигма основывалась на образе светлого будущего. Для либеральной идеологии Запада не то, что его нет, но это будущее – экстраполяция «светлого настоящего». Мы уже достигли счастливой жизни, исходя из принципов Конституции США, а будущее сводится (если отвлечься от борьбы с «империями зла») к распространению нашего «светлого настоящего» вширь (отсюда стремление американцев научить, в том числе насильственным путём, всяких иракцев и сербов демократии) и повышению качества потребления, прежде всего, через научно-технический прогресс. Из качеств, присущих А.Н. Колмогорову, оптимизма и здесь много (хотя серьёзное западное искусство не поддаётся этому оптимизму и очень мрачно), вера в науку, безусловно, присутствует, но наука – скорее вспомогательное средство для получения большего наслаждения, а вера в разум дискредитирована и выглядит устаревшей.

Конечно, люди типа Колмогорова и Расплетина могут быть и на Западе. Либеральная система ценностей всем оставляет право на существование, включая «идейных» безработных, не желающих трудиться, а наука, разумеется, занимает определённое место в системе, довольно высокое, но уступающее бизнесу. Один мой знакомый в 90-х гг. доказывал мне, что во всём мире наука – занятие для чудаков, только в «уродливом тоталитарном мире» её ставили на неподобающее ей место, нормальный человек должен заниматься более реальными делами, например, если он владеет японским языком, - преподавать этот язык бизнесменам. Взгляд несколько утрированный (что было характерно для России тех лет), но в принципе отражающий массовое мнение общества потребления, и общий процесс идёт сюда. Советская власть, как к ней ни относиться, иначе понимала роль науки.

У нас после 1991 г. стандарты и стереотипы общества потребления обрушились на страну с иными традициями, отчего приобрели оcобо уродливые формы. А у нас всё и вроде бы так, и не так, как на Западе. В.М. Тихомиров, характеризуя А.Н. Колмогорова, пишет, что слова «на лучшее будущее» сейчас невозможно не взять в кавычки. Кто-то у нас понимает такое будущее по-западному, но людей, гордых своим настоящим, у нас мало, а остальным не до лучшего будущего, выжить бы в настоящем и не потерять того, что есть.

Безусловно, в советское время одним из самых очевидных недостатков был несомненный разрыв между словами и делами, он увеличивался со временем и стал одной из причин гибели строя. Выводы, однако, при новом строе сделали из этого своеобразные, но вполне вытекающие из либеральной системы ценностей, о которой я говорил выше. Советские начальники говорили о нравственности и развратничали, говорили о бескорыстии и строили особняки, говорили о честности и брали взятки. Но те, кто пришли им на смену, не пытались привести своё поведение в соответствие с моральными установлениями (до какой-то степени всё же ограничивавшими аппетиты советских начальников), а, наоборот, привели мораль в соответствие с практикой, торговля стала престижнее науки. Пошли даже дальше Запада: там признаны нормой разврат и стяжательство, но не коррупция, поскольку она противоречит тамошним юридическим нормам, у нас фактически узаконили, признав естественной, и её.

Западный либерализм не принимал ни советскую теорию, ни советскую практику, и старался дискредитировать то и другое. К 70-80-м гг. он особо был безжалостен к теории, к системе ценностей, к стремлению (тогда во многом уже номинальному) воспитать нового человека, а на практику смотрел иногда снисходительно, раз вопреки всем лозунгам граждане СССР всё более становились восприимчивы к потребительской психологии. И СССР погубили не диссиденты (их к середине 80-х в стране почти не осталось) и не нарушения прав человека, а массовое желание (в том числе «элиты») потреблять, как на Западе.

А «либеральная интеллигенция», поднявшая голос в годы «перестройки», стала ещё более активно, чем западные идеологи, дискредитировать ценности совершенствования человека и общества, доказывая не только то, что либеральная традиция – единственно верная, но и то, что других традиций вообще никогда не существовало. Вот совсем свежий пример. Журналист «Новой газеты» А. Минеев пишет, комментируя речь Б. Обамы на праздновании 65-летия высадки союзных войск в Нормандии (номер за 10 июня 2009): «Обама ухватил нюанс, который чаще всего ускользает из дискуссий о [Второй мировой] войне: русские сражались против оккупантов, американцы, англичане, канадцы – за модель жизнеустройства». То есть, по мнению журналиста (и, вероятно, президента) модель жизнеустройства существует всего одна, а люди, не просветлённые светом либеральных идей, могут воевать лишь за самые простые цели, понятные западному либеральному сознанию  в отличие от диких для него целей равенства и справедливого общества. Так в XVI-XIX вв. европейцы смотрели на нехристианские народы.  

И всё-таки цели справедливости и совершенствования человеческой природы живы. В том или ином виде они проявляются и в Латинской Америке, и в Юго-Восточной Азии, иногда и в Европе, например, у антиглобалистов. Не умерли, надеюсь, они и в нашей стране.

Комментарий сайта: если мы думаем о будущем - а мы с вами думаем, не так ли? - то вопрос о справедливости остается ключевым. На одном из недавних обсуждений в качестве перспективы была принята такая "смыслосфера": Духовное выше материального.

     Общее выше личного.

     Справедливость выше закона.

     Будущее выше настоящего и прошлого.

Это напоминает попытку антиглобалистов определить основные принципы в воззвании "Прорвемся!". Однако справедливость выше закона ими  все-таки не ставится. Обсуждение продолжается!

Выскажите свое мнение на форуме

 

 

         Назад