Главная                      Новости                     Статьи                      Архив

 

ПАССЫ ВОКРУГ ГЕНЕТИЧЕСКИ МОДИФИЦИРОВАННЫХ ПРОДУКТОВ


    СОБЫТИЯ НА СЦЕНЕ
    Подозрительные продукты
    Подобно Евросоюзу, практически все цивилизованные страны ввели маркировку
на наличие ГМО
    Ученые всерьез озаботились биологической безопасностью продуктового
рынка. Общенациональная Ассоциация генетической безопасности и Управление
делами президента РФ планируют провести в Москве круглый стол, на котором
специалисты расскажут о российских технических разработках в области контроля
за безопасностью продуктов питания.
    19 октября 2006 года в 11.00 Общенациональная ассоциация генетической
безопасности и Управление делами президента РФ в лице ФГУП "Комбинат питания
"Кремлевский" проведут в Москве круглый стол "Биологическая безопасность
продуктового рынка: проблемы и решения".
    "В Индии устойчивость к гербицидам ГМ-рапса передалась дикой горчице,
которая в результате стала важным сорняком рапса" Участники круглого стола
получат доступ к последним экспериментальным данным о существующих
медико-биологических рисках, при использовании генетически модифицированных
организмов в продуктах питания. Также будут обсуждены возможные пути
построения новых систем контроля за биологической безопасностью
продовольственного производства и рынка.
    Накануне встречи президент Общенациональной ассоциации генетической
безопасности(ОАГБ) Александр Баранов рассказал газете ВЗГЛЯД, о чем пойдет
разговор.
 - Александр Сергеевич, можно ли назвать готовящийся круглый стол по
биологической безопасности большим успехом российских борцов против ГМО?
 - Сразу поправлю вас, мы - не борцы против ГМО, мы - борцы за разумную,
взвешенную политику в отношении ГМО, за соблюдение законности и прав
потребителей. Круглый стол, который пройдет на таком высоком уровне, с
приглашением представителей администрации президента, министерств и ведомств -
это большой прорыв в нашей борьбе. Но генетическая безопасность является лишь
составной частью целого комплекса проблем биобезопасности. Поэтому готовящийся
круглый стол - первый из запланированной нами серии.
 - Насколько нам известно, пока в мире не было проведено опытов, которые бы
на сто процентов доказали вредность ГМО. Ведь именно это самый главный
аргумент производителей ГМО, типа корпорации "Монсанто"?
 - Сложилась совершенно уникальная ситуация, когда все спорят, но поиски
доказательств практически не ведутся. На сегодняшний день один из трех
известных научной общественности опытов на крысах с выявлением негативного
эффекта ГМО был проведен у нас в России, доктором биологических наук Ириной
Ермаковой (она, кстати, будет выступать у нас на круглом столе). Но во всем
мире на опыты, которые могли бы повредить репутации ГМ-продуктов, очень
сложно получить грант. Мы постоянно слышим это от наших российских и западных
коллег. И это вызывает недоумения, учитывая актуальность проблемы.
 - И все же были за последние годы хоть какие-то факты, вызывающие подозрения
в отношении ГМО?
 - Сколько угодно. Вот несколько свежих примеров. У крыс, которых в течение
девяти месяцев кормили ГМ-картофелем, произошло стойкое нарушение иммунной
системы, возникли аномалии в строении желудочно-кишечного тракта, печени,
селезенки и головного мозга. Божьи коровки, которые питались тлями, жившими
на ГМ-картофеле, становились бесплодными. В Индии устойчивость к гербицидам
ГМ-рапса передалась дикой горчице, которая в результате стала важным сорняком
рапса. И этот список можно продолжить.
 - Вокруг всех этих инцидентов до сих пор много споров. Что же делать
обществу, пока вопрос ГМО до конца не изучен?
 - На мой взгляд, пока мировое сообщество не определилось во мнении и не
нашло точного ответа на вопрос "вредно или безопасно", трансгенная продукция
не должна попадать на стол к потребителям, а тщательный анализ ее свойств
и характеристик должен проводиться в изолированных условиях.
    Но есть и компромиссный вариант: пока продолжаются исследования, в
обязательном порядке маркировать продукты, содержащие ГМО. Чтобы покупатели
сами решали, рисковать им или не рисковать. В Европе уже два года маркируют.
А на Россию сейчас давят из США, требуют, чтобы у нас в стране не вводили
такую маркировку. И это одно из "их" условий нашего вступления в ВТО.
 - Вы считаете, что у США есть шанс продавить это условие на переговорах?
 - Я испытал особенную гордость, когда наш президент недавно на заседании
"Большой восьмерки" в Санкт-Петербурге подтвердил, что остается на твердых
позициях в отношении ГМ-маркировки. Это пример настоящего патриотизма, который
не сдается даже под давлением крупных корпораций самой могущественной в мире
страны. Такую же позицию занимает мэр Москвы. Хотелось бы, чтобы этому
примеру последовали все российские чиновники.
    Справка
    Продукты генной инженерии еще в начале 80-х годов XX века стали темой для
обсуждения в научной литературе, а спустя несколько лет законодательные
органы развитых стран приступили к разработке соответствующих законов.
    В США маркировка ГМ-продукции необязательна. В странах Евросоюза в 1998
году был объявлен мораторий на производство продуктов питания из ГМО и импорт
ГМ-сырья. За этот период была создана законодательная база в области
маркирования и отслеживания потоков ГМ-продуктов.
    Маркируются все продукты, содержащие более 0,9%. Ряд стран ЕС требуют
маркировки всех продуктов с любым количеством ГМО. Во многих странах ЕС
запрещено использование ГМ-компонентов в продуктах детского питания. Подобно
Евросоюзу, практически все цивилизованные страны ввели маркировку на наличие
ГМО.
    Министры сельскохозяйственных стран Африки (кроме ЮАР) уже более пяти лет
не допускают ГМ-продукцию на территорию своих стран. Проявил осторожность
Китай, установив длительную процедуру испытаний и лицензирования. В Индии
сейчас активно обсуждается вопрос о запрещении использования ГМ-компонентов
в продуктах питания.
             http://www.vz.ru/society/2006/10/17/53162.html
             Прислал: Левашов Д., levashow@mail.ru, 17 октября 2006 г.

    СЛЕДИТЬ ПОРУЧИЛИ ВИНОВНИКАМ БЕДЫ (СОЗДАТЕЛЯМ БИОЛОГИЧЕСКОГО ОРУЖИЯ)
    ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И
БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
    П Р И К А З
    Москва 20.09.2006    322
    О создании научно-методического центра по изучению и идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов
    В целях обеспечения координации научно-исследовательской, методической
и практической деятельности, направленной на реализацию мероприятий по
повышению эффективности надзора за безопасностью и качеством продукции,
полученной с использованием генно-инженерно-модифицированных организмов
животного, растительного и микробиологического происхождения.
    ПРИКАЗЫВАЮ:
 1. Создать на базе ФГУН "Государственный научный центр прикладной
микробиологии и биотехнологии" Роспотребнадзора (п.Оболенск Московской
области) Научно-методический центр по изучению и идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 2. Назначить руководителем Научно-методического центра по изучению и
идентификации генно-инженерно-модифицированных организмов" директора ФГУН
"Государственный научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии"
Роспотребнадзора Дятлова И.А.
 3. Утвердить прилагаемое Положение о Научно-методическом центре по изучению
и идентификации генно-инженерно-модифицированных организмов".
 4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя
руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека Л.П.Гульченко.
                    Руководитель   Г.Г.Онищенко
    Приложение
    УТВЕРЖДЕНО
    Приказом Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека
    от 20.09.2006 г. No 322
    Положение о Научно-методическом центре по изучению и идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов Федеральной службы по надзору
в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
 1. Общие положения
 1.1. Научно-методический центр по изучению и идентификации генно-инженерно-
модифицированных организмов Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека (далее Центр) создан на базе ФГУН "Государственный
научный центр прикладной микробиологии и биотехнологии" Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее ФГУН ГНЦ ПМБ).
 1.2. Центр является консультативно-методическим, учебным, диагностическим,
экспертным органом и выполняет функции головного учреждения Роспотребнадаора
по вопросам изучения основных свойств и разработки методов идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов в продуктах, используемых
человеком, а также молекулярного мониторинга их обращения.
 1.3. Руководитель Центра назначается и освобождается приказом руководителя
Роспотребнадаора.
 1.4. Деятельность Центра осуществляется в соответствии с законодательством
Российской Федерации, актами Президента Российской Федерации, Правительства
Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития
Российской Федерации, Федеральной службы, Уставом ФГУН ГНЦ ПМБ и настоящим
Положением о Центре.
 1.5. Центр осуществляет свою работу во взаимодействии с научно-исследовательскими
организациями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека, Российской академии наук, Российской академии
медицинских наук, другими организациями.
 1.6. Деятельность центра осуществляется на основании плана, утверждаемого
руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека за счет средств, выделяемых ФГУН ГНЦ ПМБ из
федерального бюджета, целевых программ, внебюджетных источников,
предусмотренных Уставом ФГУН ГНЦ ПМБ.
 1.7. Центр имеет специальные бланки, в которых указываются его наименование, почтовый
адрес, номера телефонов, номер факса и e-mail.
 2. Задачи и функции
 2.1. Основные задачи Центра
 2.1.1. Обеспечение функций головного центра Федеральной службы по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по научному обеспечению
деятельности, связанной с экспертизой и мониторингом за оборотом генно-
инженерно-модифицированных организмов.
 2.1.2. Координация научных исследований по разработке новых методов и средств
индикации и идентификации генно-инженерно-модифицированных организмов,
проводимых в учреждениях Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека.
 2.1.3. Совершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 2.1.4. Осуществление научной, медицинской, производственной, образовательной
деятельности в рамках работ по созданию, совершенствованию и практическому
использованию биохимических и молекулярно-генетических методов (средств)
лабораторной индикации и идентификации генно-инженерно-модифицированных
организмов и их продуктов.
 2.1.5. Проведение научных исследований по оценке влияния генно-инженерно-
модифицированных организмов и их продуктов на организм животных, выработка
критериев оценки и допустимых параметров отклонения от нормы.
 2.2 Основные функции Центра
 2.2.1 Оказание консультативной, методической и практической помощи
организациям Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека, по вопросам индикации и идентификации генно-инженерно-
модифицированных организмов.
 2.2.2. Организация, координация, экспертиза и осуществление научно-
исследовательских разработок по индикации и идентификации генно-инженерно-
модифицированных организмов.
 2.2.3. Разработка и производство препаратов для индикации иидентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 2.2.4. Создание учебных программ, проведение курсов подготовки и повышения
квалификации специалистов по индикации и идентификации генно-инженерно-
модифицированных организмов, организация стажировок на рабочих местах в
Центре.
 2.2.5. Разработка и совершенствование нормативной и методической базы в
сфере контроля за генно-инженерно-модифицированными организмами, гармонизация
ее с международными и национальными нормативными документами в области
оборота генно-инженерно-модифицированных организмов.
 2.2.6. Проведение исследований с целью подтверждения или первичной оценки
микробиологических, биохимических и молекулярно-биологических характеристик
генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов по следующим параметрам:
таксономическая принадлежность по фенотипическим и генотипическим свойствам,
соответствие названия кодам Международной номенклатуры; наличие регуляторных
и селективных маркеров, выявление гиперсинтеза целевого продукта и др.
 2.2.7. Совершенствование имеющихся и разработка новых требований к
микробиологическим производствам, использующим для получения продукции
генно-инженерно-модифицированные микроорганизмы и микроорганизмы имеющие
генетически модифицированные аналоги.
 2.2.8. Разработка методов лабораторного контроля определения селективных
маркеров и целевых генов генно-инженерно-модифицированных микроорганизмов,
продуктов экспрессии генов, маркеров антибиотикорезистентности и патогенности,
плазмидных ДНК, токсичности, генотоксичности, остаточных количеств
антибиотиков, микотоксинов и других чужеродных веществ.
 2.2.9. Разработка схемы экстренной оценки генетических, биохимических и
физиологических свойств патогенных бактерий для выявления возможных
инструментов биотерроризма - патогенных биологических агентов, обладающих
повышенными вирулентными свойствами в результате генной модификации.
 2.2.10. Систематизация и постоянное обновление данных по нуклеотидным
последовательностям, применяемым для генно-инженерной модификации организмов
с целью решения задач оперативного мониторинга их обращения.
 2.2.11. Создание и поддержание единой компьютерной базы данных по разработке
и использованию методов индикации и идентификации генно-инженерно-
модифицированных организмов в России и за рубежом.
 2.2.12. Разработка и изготовление референс-стандартов для контроля
исследований по индикации и идентификации генно-инженерно-модифицированных
организмов.
 2.2.13. Подготовка имитаторов проб генетически модифицированных источников и
участие в проведении контроля качества диагностических анализов в
лабораториях при оценке их готовности к работе по индикации и идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 2.2.14. Проведение заказных исследований по выявлению генно-инженерно-
модифицированных организмов и оценке их влияния на организм животного и человека.
 2.2.15. Участие в расследовании сложных и спорных случаев по выявлению
генно-инженерно-модифицированных организмов и их количественному содержанию
в продукции.
 2.2.16. Разработка новых и совершенствование имеющихся диагностических
тест-систем для выявления генно-инженерно-модифицированных организмов.
Разработка оборудования для осуществления диагностических процедур.
Разработка технологических линий по производству тест-систем.
 2.2.17. Организация опытно-промышленного производства тест-систем для
выявления генно-инженерно-модифицированных организмов и их продуктов,
проведение контрольных испытаний тест-систем, сертификация и регистрация.
 2.2.18. Подготовка предложений для Федеральной службы по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека по закупке стандартного
(унифицированного) прецизионного оборудования для рационального оснащения
диагностических лабораторий, осуществляющих индикацию и идентификацию
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 3. Обязанности Центра
 3.1. Обеспечивать постоянную готовность лабораторной базы, персонала и
вспомогательных служб к проведению индикации и идентификации
генно-инженерно-модифицированных организмов.
 3.2. Своевременно информировать Федеральную службу по надзору в сфере защиты
прав потребителей  и благополучия человека о случаях выявления генно-инженерно-
модифицированных организмов в исследуемых пробах и результатах их
отрицательного воздействия на организм лабораторных животных при проведении
плановых анализов или заказных научно-исследовательских работ.
 3.3. Ежегодно к 1 февраля представлять в Федеральную службу по надзору в
сфере защиты прав потребителей и благополучия человека отчет о работе Центра
за предыдущий год.
 4. Права Центра
 4.1 .Запрашивать по согласованию с Федеральной службой по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека информацию от
подведомственных ей организаций о результатах испытаний новых методов и
тест-систем для индикации и идентификации генетически модифицированных
организмов.
 4.2. Вносить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека предложения о созыве и проведении совещаний,
конференций, симпозиумов с публикацией их материалов в установленном порядке.
 4.3. Осуществлять на платной договорной основе диагностические исследования
по выявлению генно-инженерно-модифицированных организмов и их количественному
содержанию в продуктах животного, растительного и микробиологического
происхождения, а также научно-исследовательские разработки по созданию
диагностических тест-систем для выявления генно-инженерно-модифицированных
организмов и изучению их влияния на организм человека и животных.
 5. Ликвидация и реорганизация
 5.1. Ликвидация и реорганизация Центра проводится по решению Федеральной
службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
     Заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере
     защиты прав потребителей и благополучия человека Л.П.Гульченко
               http://www.rospotrebnadzor.ru/docs/order/?id=570

**************************************************************
* Бюллетень выпускается Союзом "За химическую безопасность"  *
*                       (http://www.seu.ru/members/ucs)      *
* Редактор и издатель Лев А.Федоров.   Бюллетени имеются на  *
* сайте:     http://www.seu.ru/members/ucs/chemwar           *
**********************************                           *

 

 

Ваше мнение выскажите на форуме 

 

 

         Назад