ДОКЛАД О СЦЕНАРИИ
БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Какие
перспективы развития
человечества,
воплощающиеся в
жизнь или отраженные
в публичных
выступлениях,
неприемлемы для
сложившихся
представлений о
желательном и
допустимом будущем.
В чем проявляются
эти тенденции
сегодня?
Человек всегда
стремился
предугадать будущее.
При этом замечено,
что тяга к
предвидению особенно
усиливается в
переломные моменты
истории, в условиях
быстрых изменений.
Уже не единожды в
истории человечества
те или иные
пророчества
представлялись как
абсолютно истинные и
единственно
возможные варианты
будущего. Но
проходило время, а
предсказания не
сбывались. Для
людей, проникшихся
верой в эти идеи и
возможность их
осуществления,
наступал полный
драматизма момент
прозрения, краха
иллюзий.
Широко известны
модели будущего
развития
человечества,
разработанные в 70-х
гг. прошлого века по
заказам ООН,
Римского клуба
(международной
неправительственной
организации,
объединяющей
ученых, политических
и общественных
деятелей из
различных стран
мира), ряда
правительственных и
других организации.
С помощью этих
моделей были
обнаружены некоторые
новые кризисные
тенденции
глобального
развития, к которым
было привлечено
внимание
общественности.
Однако коренной
порок созданных на
Западе моделей и
проектов
глобального развития
составляет
недооценка его
социальных
параметров, за
которой скрываются
представления о
незыблемости
капиталистического
способа
производства.
Волна экономических
и экологических
кризисов нынешнего
времени усилила
пессимистические
настроения в
обществе. Это
отразилось и на
характере социальных
прогнозов. Так,
продолжая
пессимистическую
линию О. Шпенглера,
некоторые активные
участники Римского
клуба разработали
«катастрофические»
сценарии будущего,
обосновали идею
неизбежной гибели
цивилизации под
влиянием
ускоряющегося
процесса загрязнения
окружающей среды,
сокращения
природных ресурсов,
прекращения роста
экономики. Один из
основоположников
этого направления
американский ученый
Д. Форрестер в книге
«Мировая динамика»
изложил основы
теории «пределов
роста».
Предотвращение
грядущего краха
цивилизации автор
видел в возможно
более скором
переходе к «нулевому
росту», что означало
бы отказ от
строительства новых
предприятий, простое
воспроизводство
населения,
использование только
возобновляемых
источников энергии,
т.е. солнечной
энергии,
гидроресурсов и
т.п. В дальнейшем
теория «пределов
роста» была
подвергнута
серьезной критике.
В целом можно
констатировать, что
капитализм делает
все, чтобы отсталые
народы так и
остались отсталыми,
а передовые –
передовыми. Была
такая иллюзия у
некоторого числа так
называемых мыслящих
российских
интеллигентов, что
при объявлении
победы «демократии»
в России, победят и
некие
«свободомыслящие»
идеи
капиталистического
общества. Но не
может получиться
так, чтобы все
народы мира пришли
одновременно к одним
и тем же идеям, в
силу своего
исторического
развития.
Фактически, хотим мы
того или нет, общий
смысл социализма, с
моей точки зрения,
заключается в том,
чтобы обеспечить
выживаемость всего
населения мира (что
и наблюдается в
«развитых странах»,
правда, только для
«своих» сограждан)
за счет всего
человечества.
Капитализм же
исходит из того,
чтобы создать некие
«благоприятные»
условия только для
своих сограждан
(стран «золотого
миллиарда») за счет
нещадной
эксплуатации всего
человечества.
Например, ныне
голодают около 1
миллиарда землян, в
основном, в странах
Африки, Азии,
Латинской Америки, в
то же время в
странах Запада
немало людей
усиленно борются с
перееданием,
ожирением и
избыточным весом,
применяют
специальные
низкокалорийные
диеты. При создании
для слаборазвитых
стран (на что,
понятное дело, вряд
ли пойдут страны
Запада) более или
менее благоприятных
условий (устранение
и борьба с
коррупцией, развитие
реального сектора
экономики и т.д.)
они получат
совершенно другие
возможности, но это
вряд ли устроят
«развитые страны»,
которые готовы
«держать на привязи»
слаборазвитые
страны.
Я. Тинберген,
голландский
экономист, лауреат
Нобелевской премии
писал в свое время:
«Сегодня 2/3 всех
людей в мире живут
(если это можно
назвать «жизнью»)
менее чем на 30
центов в день.
Сегодня перед нами
такая ситуация,
когда около 1 млрд.
человек в мире
неграмотны, хотя мир
располагает и
средствами, и
методами
распространения
образования. Почти
70% детей в «третьем
мире» страдают от
недоедания, хотя в
мире есть достаточно
средств, чтобы
накормить их.
Распределение
мировых ресурсов до
такой степени
ненормально, что
промышленно развитые
страны потребляют
приблизительно в 20
раз больше ресурсов
на душу населения,
чем бедные страны.
Перед нами ситуация,
при которой в
«третьем мире»
миллионы людей
заняты тяжким трудом
под палящим солнцем
с утра до темноты за
ничтожное
вознаграждение, с
тем чтобы
преждевременно
умереть, так и не
успев понять, ради
чего они жили».
Развитие многих
государств Латинской
Америки, Азии и
Африки сдерживается
также внешней
задолженностью. В
нынешнее время в
слаборазвитых
странах сумма долга
достигала 50 — 60%
от стоимости их ВВП.
На оплату долга
уходит до 1/3
выручки от экспорта
товаров и услуг. При
этом нередко
уплачивались только
проценты, а сам долг
оставался и
продолжал расти. Не
случайно это явление
назвали «долговой
петлей».
Французский
экономист и
Нобелевский лауреат
М. Алле высказывал
положение о том, что
всякая теория
сколь-нибудь ценна,
если «она
представляет собой
сгусток реальности»
(«Современная
экономическая наука
и факты»), а другой
экономист и философ,
а также Нобелевский
лауреат,
представитель
экономического
либерализма Ф. Хайек
писал в свое время:
«И хотя термины
«капитализм» и
«социализм» все еще
широко употребляются
для обозначения
прошлого и будущего
состояния общества,
они не проясняют, а
скорее затемняют
сущность
переживаемого нами
периода» («Дорога к
рабству»).
Фактически всю
историю человечества
можно
охарактеризовать как
переход от общего к
частному и обратно
или борьбу за
собственность
(приватизация и
национализация в
разных вариациях,
временных рамках и
исторических
контекстах). Общее
олицетворяют род,
община, государство,
социализм; частное
олицетворяют вожди,
жрецы,
рабовладельцы,
феодалы, буржуазия,
капитализм.
Остальные формы
собственности
(акционерная,
муниципальная,
коммунальная и др.)
являются
производными от этих
двух основных форм.
История социализма
не как теории, а как
реальности, конечно,
крайне коротка, счет
можно вести с
Октябрьской
революции 1917 г. в
России (если не
считать 72 дня
существования
Парижской Коммуны
1871 г.), оказалась
подвержена многим
ошибкам, проблемам,
постоянной угрозе
извне и т.д.
По-новому
переосмысливается
ныне идея Маркса о
победе социализма
первоначально в
развитых странах
мира, в этих странах
сейчас действуют
многие элементы
социализма –
относительно высокий
уровень жизни,
доступность
образования,
медицинских услуг,
решение жилищных и
бытовых проблем. Все
это было бы хорошо,
если бы не было так
плохо для остального
мира, ведь отрыв
остального мира по
уровню жизни,
доступа к жизненным
благам становится
для них все более и
более недосягаемым,
а разрыв между двумя
мирами все более и
более расширяется
(это и данные ООН, и
других международных
организаций). Если
бы страны Запада
способствовали
созданию реального
сектора экономик
стран мира (но кто
будет создавать себе
конкурентов!), а не
сырьевого, то тогда
можно было бы
говорить о том, что
Запад стремится к
подтягиванию
остального мира к
своему уровню.
Неплохие успехи
показывает ныне
социализм в
Китайской Народной
Республике, где
по-прежнему правит
Компартия, за 60 лет
(1949-2009 гг.)
достигнуты большие
результаты. Ну, а в
целом, вспомним
опять старика
Маркса, который
писал: «Не сознание
людей определяет их
бытие, а, наоборот,
их общественное
бытие определяет
сознание».
- Какие
сценарии будущего
можно признать
приемлемыми и
заслуживающими
поддержки?
Многие выдающиеся
мыслители прошлого
столетия оставили
нам свои проекты
будущего устройства
человеческого
общества. Например,
«идеальное»
государство Платона,
гармоническое
общество
социалистов-утопистов
(классики марксизма
расценивали взгляды
на будущее Фурье,
Сен-Симона, Оуэна
как утопические
прежде всего потому,
что эти мыслители не
выявили путей
перехода на новую
ступень развития),
марксистские
представления о
коммунизме, переход
к которому, по мысли
основоположников
марксизма, и был бы
началом подлинной
истории
человечества, в
которой нет
эксплуатации
человека человеком.
В нынешнем столетии
зародилась целая
отрасль
обществознания,
охватывающая
разработку концепций
будущего, анализ
возможных
перспектив
социальных
процессов. Термин
«футурология»,
означающий «изучение
будущего», был
предложен в 1913 г.
социологом О.
Флетхеймом.
Одним из средств
исследования
является
экстраполяция,
которая
предполагает
продолжение в
будущее тенденций
настоящего. С
помощью этого метода
представляется
возможным ответить
на вопрос: что будет
с обществом,
отдельной его сферой
или социальной
группой, если
сложившиеся
характеристика их
развития сохранятся?
Однако в ситуации
ускорения
общественных
процессов, их
быстрых и часто
радикальных
изменений
экстраполяция,
взятая в отрыве от
других методов, не
может дать надежных
прогнозов.
Конструируя
возможное будущее,
исследователи
используют метод
моделирования.
Реальный объект или
процесс заменяется
его теоретическим
аналогом, схемой,
моделью. В
прогнозировании
различают
модели-проекты и
модели-сценарии.
Проекты будущего
чаще всего
ориентированы на
достижение
определенных целей,
желаемых состояний
общества. А так как
представления об
оптимальном
жизнеустройстве у
всех людей,
социальных групп
различны, то в
обществе
одновременно может
существовать
множество проектов
будущего социального
устройства.
Сценарное
моделирование — это
определение того,
что будет, если
осуществлять те или
иные меры,
предпринимать те или
иные шаги в заданном
направлении.
Примером
прогноза-сценария
можно считать
прогнозирование
наступления «ядерной
зимы» в случае
возникновения в мире
ядерного конфликта.
В определенных
условиях, когда, к
примеру, нужно
установить, каким
образом можно выйти
на оптимальный путь
развития, особое
значение приобретают
прогнозы не будущих
состояний, а
организуемых
процессов, то есть в
таком случае важен
не проект самой
«постройки», а
представления о
характере и
последовательности
ее «сооружения».
Исследование
проблем, стоящих
перед человечеством,
поиски путей их
решения
представляют собой
сложную,
комплексную задачу,
требующую синтеза
теоретических и
методологических
решений, привлечения
к анализу многих
дисциплин, широкого
использования
средств системного
анализа. Одним из
перспективных
научных направлений
является глобальное
моделирование, или
построение
математических
моделей, реализуемых
на суперкомпьютерах,
при помощи которых
оцениваются
различные варианты
решения мировых
проблем.
Система
моделирования,
опирающаяся на
научную методологию,
наряду с природными,
демографическими и
экономическими
факторами включает
также
социально-политические
и культурные
факторы, учитывает
вероятные изменения
социально-экономических
и политических
отношений в
различных регионах
мира. Ее разработка
позволяет сделать
вывод, что успешное
решение проблем
человечества
возможно при
последовательном
сокращении военных
расходов во всем
мире, при
утверждении
принципов экономики,
развивающейся по
научным критериям и
использующих как
рыночные, так и
плановые механизмы.
Социалистический
путь развития всего
человечества —
наиболее надежный
путь решения
существующих
проблем человечества
и предотвращения
новых.
- Какие шаги
можно и нужно
предпринять для
предотвращения
нежелательных путей
развития и
воплощения в жизнь
идеалов желаемого
будущего?
Глобальные проблемы
- это проблемы,
имеющие жизненно
важное значение
для всего
человечества и
требующие для своего
решения
сотрудничества
всех или
большинства
народов мира.
Появление таких
проблем
свидетельствует о
развитии тесных
связей
(экономических,
политических,
социальных,
культурных,
научно-технических)
в масштабах всего
человечества. Более
того, есть
основания
говорить о
становлении
глобальной системы,
то есть
совокупности
взаимосвязанных
компонентов
цивилизация и
природы. Однако
наличие внутри этой
системы множества
социальных субъектов
деятельности
(стран, классов и т.
д.), интересы и цели
которых существенно
различны,
обусловливает
противоречия и
конфликты, на почве
которых и возникают
различные по
масштабу и характеру
мировые проблемы
человечества. Первая
группа глобальных
проблем связана с
областью
международных
отношений:
предотвращение
угрозы термоядерной
войны, обуздание
гонки вооружений,
развитие
международного
сотрудничества на
основе мирного
сосуществования,
перестройка
международных
экономических
отношений в
соответствии с
принципами
суверенитета и
равноправия всех
народов,
справедливости и
взаимной выгоды
партнеров. Вторая
группа глобальных
проблем отражает
опасную
несбалансированность
во взаимодействии
природы и общества:
поиск новых путей
для удовлетворения
потребностей
растущего населения
Земли в энергии и
других природных
ресурсах, защита
здоровья людей от
особо опасных и
распространенных
заболеваний, охрана
природной среды от
разрушительного
антропогенного
воздействия. Эти
проблемы
свидетельствуют,
во-первых, о том,
что в условиях
научно-технической
революции мощь
воздействия
человека на природу
стала сопоставимой
с мощью самих
природных сил, и,
во-вторых, о
недостаточной
управляемости
развитием этих
воздействий.
Массовая культура,
по определению
автора данного
термина Д. Белла,
это комплекс
духовных ценностей,
«соответствующих
вкусам и уровню
развития массового
потребителя». В
отличие от «высокой»
культуры, которая
возвышает человека,
приобщая его к
прекрасному,
массовая культура
расценивалась как
продукт потребления,
удовлетворяющий
запросы толпы.
Появилось понятие
«индустрия
культуры». Оно
указывает не только
на применение
современной техники,
но и на
стандартизацию
производимого
продукта — книг,
фильмов, популярной
музыки и т.д.
Развлекательная
литература —
детективы, дамские
романы и т.д. —
создается по
выверенным рецептам.
В телесериалах с
героями, живущими в
разное время и в
разных странах,
происходят одни и те
же истории.
Голливудские фильмы
имеют свой стандарт,
основанный на трех
принципах: сильный
герой, «эффект
звезды», счастливый
конец. Главная
задача всех
«творений» массовой
культуры – получение
прибыли. Составной
частью массовой
культуры стало
возникшее в 50-е гг.
в Великобритании и
США течение поп-арт
(«популярное
искусство»). Один
из зачинателей
поп-арта Р.
Гамильтон не без
юмора определял
новое течение как
«общедоступный,
преходящий,
потребительский,
дешевый, массовый,
молодой, остроумный,
сексуальный,
обманчивый,
блестящий и большой
бизнес». На фоне
обслуживающей
потребителя массовой
культуры всегда
выделяются
произведения
литературы и
искусства, в которых
художники обращаются
к насущным вопросам
жизни человека и
общества, извечным
понятиям добра и
зла, любви и
ненависти, верности
и предательства,
жестокости и
сострадания. Это
наглядно показал
кинематограф
послевоенных
десятилетий. Вслед
за расцветом
итальянского
неореализма в
европейском, и
особенно
французском, кино
60-х гг. заговорили
о «новой волне». Ее
представители Ж.-Л.
Годар, А. Рене, Ф.
Трюффо и другие
стремились своим
творчеством
доказать, что
кинофильм может быть
образцом высокого
искусства, не
уступающим
литературе, живописи
по эмоциональному
воздействию на
человека. Особое
место в
кинематографе
50—80-х гг. заняли
произведения так
называемого
интеллектуального,
философского,
психологического
кино, признанными
мастерами которого
являлись И. Бергман,
М. Антониони, Ф.
Феллини и др.
Примечательным
явлением второй
половины
XX в. стало
углубляющееся
взаимодействие и
взаимообогащение
культур народов
разных стран и
континентов. Этому
способствовал ряд
обстоятельств, в том
числе:
совершенствование
техники и средств
массовой информации
(радио, телевидения
и др.); расширение
возможностей
культурного обмена;
подъем культуры в
странах,
освободившихся от
колониальной и
полуколониальной
зависимости
(распространение
образования,
государственная
поддержка
национальной
художественной
культуры и т. д.);
деятельность
международных
организаций — ЮНЕСКО
(Организации
Объединенных Наций
по вопросам
образования, науки и
культуры) и др. В
новых исторических
условиях
складывались
предпосылки для
глобализации и
интернационализации
культуры.
Глобализация
создавала
возможности лучшего
взаимопонимания
между людьми.
Однако существовало
и одностороннее ее
истолкование как
процесса всемерного
распространения
«передовой»,
«прогрессивной»,
«демократической»
североамериканской и
европейской
культуры в других
регионах мира.
Другая тенденция —
развитие самобытных
национальных
культур.
Во второй половине
XX в. стали
проявляться
противоречия между
«Севером» и «Югом» —
группой развитых
индустриальных
держав и
развивающимися
странами Азии,
Африки и Латинской
Америки. Они были
обусловлены многими
обстоятельствами, в
том числе
значительными
различиями в уровнях
экономического и
социального
развития,
неоколониалистской
политикой
транснациональных
корпораций,
обострившимися
проблемами
народонаселения и
использования
природных ресурсов
в развивающихся
странах, их
возраставшим внешним
долгом и др. В мире
суверенных,
формально
равноправных
государств очень
важными
характеристиками
оказались
«развитость» и
«неразвитость»,
«богатство» и
«бедность». На
страны «третьего
мира», занимающие
около половины
территории Земли с
населением,
превышающим половину
всего человечества,
в начале
XXI века
приходилось 18%
мирового валового
внутреннего
продукта (ВВП), 28%
мирового экспорта,
15% потребления
электроэнергии, 30%
потребления
зерновых, 17%
мировых расходов на
образование и 6%
расходов на
здравоохранение. За
десятилетия
независимости
показатели
экономического и
социального развития
по группе стран в
целом далеко не
всегда улучшались. В
настоящее время. 20%
населения мира,
относившиеся к
наиболее
обеспеченным слоям,
обладают до 60%
мирового богатства,
а 20% беднейших
граждан получали
всего 4%. Эти
беднейшие проживали
в основном в
развивающихся
странах. За чертой
бедности в
государствах
Латинской Америки и
Азии находились от
40 до 60% населения,
в Африке — около
70%. В странах
Африки средняя
продолжительность
жизни составляет
49,4 года, 80%
населения не были
обеспечены
медицинским
обслуживанием, 91%
сельских жителей не
имели возле жилища
источников питьевой
воды. В большинстве
стран свыше 50%
населения
неграмотны, в
отдельных странах
этот показатель
превышал 90 %.
Наряду с
противоречиями между
«Западом» и
«Востоком»,
«Севером» и «Югом»
во многих
государствах давали
о себе знать
проблемы отношений
между национальными,
этническими,
религиозными
группами. Это
нередко приводило к
острым, затяжным
конфликтам:
Ольстерский кризис в
Великобритании,
ситуация в Косово,
на Кавказе и др.
Усилились также
сепаратистские
движения (сепаратизм
— стремление к
обособлению,
отделению тех или
иных территорий по
национально-этническому,
религиозному или
иному признаку). В
течение нескольких
десятилетий такие
движения
действовали,
например, в Испании
(в Стране Басков),
Индии (среди сикхов
— на севере страны и
тамилов — на юге),
Турции (среди
курдского населения)
и др. Сепаратисты
чаще всего
использовали
нелегальные,
террористические
методы. В Испании
баскская организация
ЭТА осуществляла
убийства высших
государственных
чиновников и
военных, в Индии от
рук сепаратистских
заговорщиков погибли
руководители страны
И. Ганди и Р. Ганди.
Наблюдая проявления
цивилизационного,
социального,
этнонационального,
религиозного
многообразия мира в
конце
XX в., нельзя
не заметить, что на
протяжении этого
столетия значительно
расширились
возможности людей
избирать способ
существования, путь
развития —
традиционный или
новый, учитывающий
опыт других либо
особенный. Вместе с
тем стремление той
или иной общности,
группы людей
утвердить свои
ценности и законы,
попирая права,
свободу и жизнь
других, приводило к
самым тяжелым,
трагическим
последствиям.
Поэтому одной из
проблем
завершающегося века
стало достижение
баланса, равновесия
между тенденцией к
самоопределению и
необходимостью
сосуществования
народов и индивидов.
Противоречия в
отношениях между
государствами,
народами, группами
людей породили две
мировые войны,
множество
региональных
конфликтов и войн,
что привело к
созданию оружия
массового
уничтожения и гонке
вооружений.
Предотвращение
угрозы мировой
термоядерной войны
стало одной из
глобальных проблем
человечества. Так
называют проблемы,
связанные с
существованием и
жизнеобеспечением
людей, требующие для
своего решения
коллективных усилий
всего мирового
сообщества.
В их числе:
сохранение и защита
природной среды;
обеспечение жителей
планеты
продовольственными,
энергетическими и
сырьевыми ресурсами;
преодоление
социально-экономической
отсталости и нищеты;
«демографическая
проблема» -
достижение
сбалансированного
соотношения между
ростом населения (за
вторую половину
XX в. его
численность в мире
увеличилась от 2 до
6,5 млрд. человек) и
развитием
производительных
сил; ликвидация
наиболее опасных
болезней;
комплексное
использование
ресурсов мирового
океана, освоение
космического
пространства.
Острота указанных
проблем состоит в
том, что они
отражаются на
повседневной жизни
миллионов людей.
Бесхозяйственное,
безответственное
отношение к
природной среде
привело к
катастрофическому
загрязнению воздуха
и водоемов,
истреблению многих
видов животных и
растений,
уничтожению лесов и
т.д. Вследствие
загрязнения
атмосферы появились
«кислотные дожди»,
«парниковый эффект»,
началось разрушение
озонового слоя
Земли.
Бичом крупных
городов стал «смог»
(фотохимический
туман), при котором
людям не
рекомендуется
выходить на улицу.
«Кислотные дожди» в
середине 70-х гг.
причинили огромный
ущерб лесам Европы,
под их воздействием
пострадали от трети
до половины лесных
площадей. В
результате
загрязнения в Швеции
оказались
«мертвыми» 18 тыс.
из существующих в
стране 100 тыс.
озер. «Парниковый
эффект» ведет к
глобальному
потеплению климата
на Земле, что ставит
под угрозу сельское
хозяйство
засушливых районов,
а многие островные и
прибрежные
территории могут
быть затоплены
вследствие повышения
уровня моря.
Тяжелый удар
природной среде
нанесло истребление
лесов. Если, в
начале 80-х гг. в
мире ежегодно
вырубалось 10—12
млн. га леса, то
спустя десятилетие —
почти в 2 раза
больше. Особенно
широким фронтом
велось наступление
на тропические леса
Южной Америки и
Юго-Восточной Азии.
Между тем эти леса
называют «легкими
планеты»,
обогащающими
атмосферу
кислородом, в них
обитает более
половины всех
существующих на
Земле видов растений
и животных.
Уничтожение лесов,
особенно в горных
районах, ведет к
изменению рельефа,
гидрологических
условий, вследствие
чего возникают
катастрофические
наводнения, оползни
и др. Серьезная
экологическая
проблема во многих
регионах мира —
наступление пустыни.
Площадь пустынь и
полупустынь,
занимающих более
трети земной суши (а
в Африке — свыше
55%), с каждым годом
увеличивается. Это
происходит под
влиянием
естественных
факторов и
вследствие
деятельности
человека — вырубки
деревьев и
кустарников,
подсечно-огневого
земледелия и т.д.
Опасности
опустынивания
подвержены
территории более чем
100 стран,
большинство из
которых составляют
развивающиеся
государства. В
начале 80-х гг. от
сильной и длительной
засухи пострадали
свыше половины стран
Африки, голод
охватил около 200
млн. жителей.
Опустынивание в
регионах с быстро
растущим населением
приводит к тяжелым
последствиям —
массовым
переселениям людей,
голоду.
- Какие
общественные и
политические силы
мира сегодня
способны
взаимодействовать
для решения этих
задач?
События и перемены,
происходящие ныне в
мире, усилили
стремление людей
защитить жизнь на
Земле, предотвратить
угрожающие ей
опасности. Поскольку
мировые проблемы
касаются всех
вместе и каждого в
отдельности, в их
разрешении должны
участвовать
международные
правительственные и
общественные
организации,
руководители и
обычные граждане,
взрослые и дети.
Смысл действий
заключается не
только в преодолении
последствий уже
случившихся
экологических или
социальных
бедствий, но и в
устранении их
причин. Ведь главное
сегодня — в движении
к гармоничному,
безопасному миру.
Реально решить
перечисленные задачи
способны многие
общественные и
политические силы
мира, это –
патриотические,
народные,
коммунистические
партии и организации
всех стран мира.
Значительный вклад в
решение глобальных
проблем человечества
внесли общественные
организации и
движения. Среди
экологических
движений с середины
70-х гг. выделились
«зеленые». Их
деятельность
началась в странах
Западной Европы как
«гражданская
инициатива» в защиту
окружающей среды
(само название
зеленых» связано с
цветом,
символизирующим
живую природу). В
ней участвовали люди
разных профессий и
возрастов,
политических
взглядов,
религиозной
принадлежности.
Постепенно
«зеленые» включились
в антиядерные
выступления,
обратились к
проблемам
безработицы и другим
социальным
вопросам, показывая
тем самым, что
проблемы выживания
человека в
современном мире
имеют множество
взаимосвязанных
сторон. В начале
80-х гг. движение
«зеленых» в
некоторых странах
оформилось в
политические партии.
Их представители
были избраны в
парламенты ряда
государств и в
Европейский
парламент. В наше
время активными
действиями заявила
о себе международная
организация
«Гринпис» («зеленый
мир»). Ее участники
устраивали
демонстрации
протеста около
военных объектов, в
местах, где
возникала угроза
экологического
бедствия.
Значительную часть
их работы составляли
практические акции
по спасению живой
природы.
С надеждой и
тревогой за судьбы
цивилизации мы
смотрим в будущее.
Какие прогнозируемые
сценарии воплотятся
в действительность?
А может быть, это
будут некие,
неведомые нам
варианты развития?
Ответы даст сама
жизнь. Общественное
развитие, особенно в
переломные моменты,
содержит в себе
различные, нередко
альтернативные
возможности. Какие
из них осуществятся
на практике? В
конечном счете, это
зависит от
сознательной и
активной
деятельности людей.
Дорогу в будущее мы
прокладываем
сегодня. Выживание и
прогресс
человечества во
многом зависят от
того, в какой момент
распространится
новое мышление,
базирующееся на
общечеловеческих
ценностях. Постигнув
опасность
конфронтации,
осознав значение
достижений нынешней
и предыдущих
цивилизаций как
неоспоримых
ценностей, которые
надлежит беречь и
приумножать,
убедившись в
необходимости
совместных и
согласованных усилий
перед угрозой
мировых проблем.
Проблемы, стоящие
перед человечеством,
тесно связаны между
собой. Быстрый рост
населения ведет к
более интенсивному
использованию
природных ресурсов,
обостряет
продовольственную
проблему. В
результате
экологических
катастроф сотни
тысяч людей,
лишившихся жилья и
средств к
существованию,
становятся
беженцами, что
углубляет социальные
проблемы, вызывает
межнациональные и
этнические
столкновения.
Массовое недоедание
и голод во многих
странах Африки,
Азии, Латинской
Америки порождены не
только природными
бедствиями —
засухами,
наводнениями,
неурожаями, но в
первую очередь —
экономической и
социальной
отсталостью.
Подсчитано, что
природные ресурсы
Африки при
рациональном их
использовании,
охране и
восстановлении могут
обеспечить
производство
продовольствия,
достаточного для
всего населения
континента, даже
если его численность
возрастет в 2—3
раза.
Андрей Тихомиров,
Оренбург:
http://gazetavseti.narod.ru/1.html
orenburgerallgemeine@narod.ru
P.S.
Читайте мою недавнюю
статью “Правда о
нынешней России”:
http://krugozormagazine.com/show/Rossiya.545.html