.Articles   Let the Earth live       Живи, Земля!

ДОКЛАД О СЦЕНАРИИ БУДУЩЕГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

 

- Какие перспективы развития человечества, воплощающиеся в жизнь или отраженные в публичных выступлениях, неприемлемы для сложившихся представлений о желательном и допустимом будущем. В чем проявляются эти тенденции сегодня?

 

Человек всегда стремился предугадать будущее. При этом замечено, что тяга к предвидению особенно усиливается в перелом­ные моменты истории, в условиях быстрых изменений. Уже не единожды в истории человечества те или иные пророчества представлялись как абсолютно истинные и единственно возможные варианты будущего. Но проходило время, а предсказания не сбывались. Для людей, проникшихся верой в эти идеи и возможно­сть их осуществления, наступал полный драматизма момент про­зрения, краха иллюзий.

Широко известны моде­ли будущего развития человечества, разработанные в 70-х гг. прошлого века по заказам ООН, Римского клуба (международной неправительст­венной организации, объединяю­щей ученых, политических и об­щественных деятелей из различных стран мира), ряда правительственных и других организации. С помощью этих моделей были обнаружены некоторые новые кри­зисные тенденции глобального развития, к которым было привлечено внимание общественности. Однако коренной порок созданных на Западе моделей и проек­тов глобального развития состав­ляет недооценка его социальных параметров, за которой скрываются пред­ставления о незыблемости капиталистического способа производ­ства.

Волна экономических и экологических кризисов нынешнего времени усилила пессимистические настроения в обществе. Это отразилось и на характере социальных прогнозов. Так, продолжая пессимисти­ческую линию О. Шпенглера, некоторые активные участники Рим­ского клуба разработали «катастрофические» сценарии будущего, обосновали идею неизбежной гибели цивилизации под влиянием ускоряющегося процесса загрязнения окружающей среды, сокра­щения природных ресурсов, прекращения роста экономики. Один из основоположников этого направления американский ученый Д. Форрестер в книге «Мировая динамика» изложил основы теории «пределов роста». Предотвращение грядущего краха цивилизации автор видел в возможно более скором переходе к «нулевому росту», что означало бы отказ от строительства новых предприятий, простое воспроизводство населения, использование только возоб­новляемых источников энергии, т.е. солнечной энергии, гидроре­сурсов и т.п. В дальнейшем теория «пределов роста» была подвер­гнута серьезной критике.

В целом можно констатировать, что капитализм делает все, чтобы отсталые народы так и остались отсталыми, а передовые – передовыми. Была такая иллюзия у некоторого числа так называемых мыслящих российских интеллигентов, что при объявлении победы «демократии» в России, победят и некие «свободомыслящие» идеи капиталистического общества. Но не может получиться так, чтобы все народы мира пришли одновременно к одним и тем же идеям, в силу своего исторического развития. Фактически, хотим мы того или нет, общий смысл социализма, с моей точки зрения, заключается в том, чтобы обеспечить выживаемость всего населения мира (что и наблюдается в «развитых странах», правда, только для «своих» сограждан) за счет всего человечества.

Капитализм же исходит из того, чтобы создать некие «благоприятные» условия только для своих сограждан (стран «золотого миллиарда») за счет нещадной эксплуатации всего человечества. Например, ныне голодают около 1 миллиарда землян, в основном, в странах Африки, Азии, Латинской Америки, в то же время в странах Запада немало людей усиленно борются с перееданием, ожирением и избыточным весом, применяют специальные низкокалорийные диеты. При создании для слаборазвитых стран (на что, понятное дело, вряд ли пойдут страны Запада) более или менее благоприятных условий (устранение и борьба с коррупцией, развитие реального сектора экономики и т.д.) они получат совершенно другие возможности, но это вряд ли устроят «развитые страны», которые готовы «держать на привязи» слаборазвитые страны.

Я. Тинберген, голландский экономис­т, лауреат Нобелевской премии писал в свое время: «Сегодня 2/3 всех людей в мире живут (если это можно назвать «жиз­нью») менее чем на 30 центов в день. Сегодня перед нами такая ситуа­ция, когда около 1 млрд. человек в мире неграмотны, хотя мир распо­лагает и средствами, и методами распространения образования. Почти 70% детей в «третьем мире» страдают от недоедания, хотя в мире есть достаточно средств, чтобы накормить их. Распределение мировых ре­сурсов до такой степени ненормально, что промышленно развитые стра­ны потребляют приблизительно в 20 раз больше ресурсов на душу на­селения, чем бедные страны. Перед нами ситуация, при которой в «тре­тьем мире» миллионы людей заняты тяжким трудом под палящим солнцем с утра до темноты за ничтожное вознаграждение, с тем что­бы преждевременно умереть, так и не успев понять, ради чего они жили».

Развитие многих государств Латинской Америки, Азии и Афри­ки сдерживается также внешней задолженностью. В нынешнее время в слабораз­витых странах сумма долга достигала 50 — 60% от стоимости их ВВП. На оплату долга уходит до 1/3 выручки от экспорта товаров и услуг. При этом нередко уплачива­лись только проценты, а сам долг оставался и продолжал расти. Не случайно это явление назвали «долговой петлей».

Французский экономист и Нобелевский лауреат М. Алле высказывал положение о том, что всякая теория сколь-нибудь ценна, если «она представляет собой сгусток реальности» («Современная экономическая наука и факты»), а другой экономист и философ, а также Нобелевский лауреат, представитель экономического либерализма Ф. Хайек писал в свое время: «И хотя термины «капитализм» и «социализм» все еще широко употребляются для обозначения прошлого и будущего состояния общества, они не проясняют, а скорее затемняют сущность переживаемого нами периода» («Дорога к рабству»). Фактически всю историю человечества можно охарактеризовать как переход от общего к частному и обратно или борьбу за собственность (приватизация и национализация в разных вариациях, временных рамках и исторических контекстах). Общее олицетворяют род, община, государство, социализм; частное олицетворяют вожди, жрецы, рабовладельцы, феодалы, буржуазия, капитализм. Остальные формы собственности (акционерная, муниципальная, коммунальная и др.) являются производными от этих двух основных форм. История социализма не как теории, а как реальности, конечно, крайне коротка, счет можно вести с Октябрьской революции 1917 г. в России (если не считать 72 дня существования  Парижской Коммуны 1871 г.), оказалась подвержена многим ошибкам, проблемам, постоянной угрозе извне и т.д. По-новому переосмысливается ныне идея Маркса о победе социализма первоначально в развитых странах мира, в этих странах сейчас действуют многие элементы социализма – относительно высокий уровень жизни, доступность образования, медицинских услуг, решение жилищных и бытовых проблем. Все это было бы хорошо, если бы не было так плохо для остального мира, ведь отрыв остального мира по уровню жизни, доступа к жизненным благам становится для них все более и более недосягаемым, а разрыв между двумя мирами все более и более расширяется (это и данные ООН, и других международных организаций). Если бы страны Запада способствовали созданию реального сектора экономик стран мира (но кто будет создавать себе конкурентов!), а не сырьевого, то тогда можно было бы говорить о том, что Запад стремится к подтягиванию остального мира к своему уровню. Неплохие успехи показывает ныне социализм в Китайской Народной Республике, где по-прежнему правит Компартия, за 60 лет (1949-2009 гг.) достигнуты большие результаты. Ну, а в целом, вспомним опять старика Маркса, который писал: «Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет сознание».

 

 

- Какие сценарии будущего можно признать приемлемыми и заслуживающими поддержки?

 

Многие выдающиеся мыслители прошлого столетия оставили нам свои проекты будущего устройства человеческого общества. Например, «идеаль­ное» государство Платона, гармоническое общество социалистов-утопистов (классики марксизма расценивали взгляды на будущее Фурье, Сен-Симона, Оуэна как утопические прежде всего потому, что эти мыслители не выявили путей перехода на новую ступень развития), марксистские представления о коммунизме, переход к которому, по мысли основоположников марксизма, и был бы началом подлинной истории человечества, в которой нет эксплуатации человека человеком. В нынешнем столетии зародилась целая отрасль обществознания, охватывающая разработку концепций будущего, анализ воз­можных перспектив социальных процессов. Термин «футурология», означающий «изучение будущего», был предложен в 1913 г. социологом О. Флетхеймом.

Одним из средств исследования является экстраполяция, которая предпо­лагает продолжение в будущее тенденций настоящего. С помощью этого метода представляется возможным ответить на вопрос: что будет с обществом, отдельной его сферой или социальной группой, если сложившиеся характеристика их развития сохранятся? Од­нако в ситуации ускорения общественных процессов, их быстрых и часто радикальных изменений экстраполяция, взятая в отрыве от других методов, не может дать надежных прогнозов. Конструируя возможное будущее, исследователи используют метод моделирования. Реальный объект или процесс заменяется его теоретическим аналогом, схемой, моделью. В прогнозировании различают модели-проекты и модели-сцена­рии. Проекты будущего чаще всего ориентированы на достижение определенных целей, желаемых состояний общества. А так как представления об оптимальном жизнеустройстве у всех людей, социальных групп различны, то в обществе одновременно может существовать множество проектов будущего социального устрой­ства. Сценарное моделирование — это определение того, что будет, если осуществлять те или иные меры, предпринимать те или иные шаги в заданном направлении. Примером прогноза-сценария можно считать прогнозирование наступления «ядерной зимы» в случае возникновения в мире ядерного конфликта. В определенных условиях, когда, к примеру, нужно установить, каким образом можно выйти на оптимальный путь развития, особое значение приобретают прогнозы не будущих состояний, а организуемых процессов, то есть в таком случае важен не проект самой «постройки», а представления о характере и последовательности ее «сооружения». Исследование проблем, стоящих перед человечеством, поиски путей их решения пред­ставляют собой сложную, комп­лексную задачу, требующую син­теза теоретических и методологи­ческих решений, привлечения к анализу многих дисциплин, широ­кого использования средств си­стемного анализа. Одним из перс­пективных научных направлений является глобальное моделирова­ние, или построение математиче­ских моделей, реализуемых на суперкомпьютерах, при помощи которых оцени­ваются различные варианты реше­ния мировых проблем.

Система моделирования, опи­рающаяся на научную методологию, наряду с природными, демографическими и экономическими факторами включает также социально-политические и культурные фак­торы, учитывает вероятные из­менения социально-экономических и политических отношений в раз­личных регионах мира. Ее разра­ботка позволяет сделать вывод, что успешное решение проблем человечества возможно при последо­вательном сокращении военных расходов во всем мире, при утверждении принципов экономики, развивающейся по научным критериям и использующих как рыночные, так и плановые механизмы.

Социалистический путь развития всего человечества — наиболее надежный путь решения суще­ствующих проблем человечества и предотвращения новых.

 

- Какие шаги можно и нужно предпринять для предотвращения нежелательных путей развития и воплощения в жизнь идеалов желаемого будущего?

 

Глобальные проблемы - это проблемы, имеющие жизненно важное значение   для   всего человечества и требующие для своего решения сотрудниче­ства  всех   или  большинства  народов  мира.  Появление таких  проб­лем свидетельствует о развитии тесных связей (экономических, политических, социальных, куль­турных, научно-технических) в масштабах  всего человечества. Более того, есть  основания   гово­рить   о   становлении глобальной системы, то есть совокупности  взаимосвязанных компонентов циви­лизация и природы. Однако на­личие внутри этой системы мно­жества социальных субъектов дея­тельности (стран, классов и т. д.), интересы и цели которых сущест­венно различны, обусловливает противоречия и конфликты, на почве которых и возникают различ­ные по масштабу и характеру мировые проблемы человечества. Первая группа глобальных проблем связана с об­ластью международных отноше­ний: предотвращение угрозы тер­моядерной войны, обуздание гон­ки вооружений, развитие между­народного сотрудничества на ос­нове мирного сосуществования, перестройка международ­ных экономических отношений в соответствии с принципами суве­ренитета и равноправия всех на­родов, справедливости и взаимной выгоды партнеров. Вторая груп­па глобальных проблем отражает опасную несба­лансированность во взаимодейст­вии природы и общества: поиск новых путей для удовлетворения потребностей растущего населения Земли в энергии и других при­родных ресурсах, защита здо­ровья людей от особо опасных и распространенных заболеваний, охрана природной среды от раз­рушительного антропогенного воз­действия. Эти проблемы свиде­тельствуют, во-первых, о том, что в условиях научно-технической ре­волюции мощь воздействия челове­ка на природу стала сопостави­мой с мощью самих природных сил, и, во-вторых, о недостаточной управляемости развитием этих воздействий.

Массовая культура, по определению автора дан­ного термина Д. Белла, это комплекс духовных ценностей, «со­ответствующих вкусам и уровню развития массового потребите­ля». В отличие от «высокой» культуры, которая возвышает человека, приобщая его к прекрасному, массовая культура рас­ценивалась как продукт потребления, удовлетворяющий запро­сы толпы. Появилось понятие «индустрия культуры». Оно указывает не только на применение современной техники, но и на стандарти­зацию производимого продукта — книг, фильмов, популярной музыки и т.д. Развлекательная литература — детективы, дам­ские романы и т.д. — создается по выверенным рецептам. В телесериалах с героями, живущими в разное время и в разных странах, происходят одни и те же истории. Голливудские филь­мы имеют свой стандарт, основанный на трех принципах: силь­ный герой, «эффект звезды», счастливый конец. Главная задача всех «творений» массовой культуры – получение прибыли. Составной частью массовой культуры стало возникшее в 50-е гг. в Великобритании и США течение поп-арт («популярное искусст­во»). Один из зачинателей поп-арта Р. Гамильтон не без юмора опреде­лял новое течение как «общедоступный, преходящий, потребитель­ский, дешевый, массовый, молодой, остроумный, сексуальный, обманчивый, блестящий и большой бизнес». На фоне обслуживающей потребителя массовой культуры все­гда выделяются произведения литературы и искусства, в которых художники обращаются к насущным вопросам жизни человека и общества, извечным понятиям добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства, жестокости и сострадания. Это наглядно показал кинематограф послевоенных десятиле­тий. Вслед за расцветом итальянского неореализма в европей­ском, и особенно французском, кино 60-х гг. заговорили о «но­вой волне». Ее представители Ж.-Л. Годар, А. Рене, Ф. Трюффо и другие стремились своим творчеством доказать, что кинофильм может быть образцом высокого искусства, не уступающим литературе, живописи по эмоциональному воздействию на челове­ка. Особое место в кинематографе 50—80-х гг. заняли произве­дения так называемого интеллектуального, философского, пси­хологического кино, признанными мастерами которого являлись И. Бергман, М. Антониони, Ф. Феллини и др. Примечательным явлением второй половины XX в. стало уг­лубляющееся взаимодействие и взаимообогащение культур на­родов разных стран и континентов. Этому способствовал ряд обстоятельств, в том числе: совершенствование техники и средств массовой информации (радио, телевидения и др.); расширение возможностей культурного обмена; подъем культуры в странах, освободившихся от колониальной и полуколониальной зависи­мости (распространение образования, государственная поддерж­ка национальной художественной культуры и т. д.); деятель­ность международных организаций — ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и куль­туры) и др. В новых исторических условиях складывались предпосылки для глобализации и интернационализации культуры. Глобали­зация создавала возможности лучшего взаимопонимания меж­ду людьми. Однако существовало и одностороннее ее истолкова­ние как процесса всемерного распространения «передовой», «про­грессивной», «демократической» североамериканской и евро­пейской культуры в других регионах мира. Другая тенденция — развитие самобытных национальных культур.

Во второй половине XX в. стали проявляться противоречия между «Севером» и «Югом» — группой развитых индустриаль­ных держав и развивающимися странами Азии, Африки и Ла­тинской Америки. Они были обусловлены многими обстоятель­ствами, в том числе значительными различиями в уровнях эко­номического и социального развития, неоколониалистской политикой транснациональных корпораций, обострившимися проблемами народонаселения и использования природных ре­сурсов в развивающихся странах, их возраставшим внешним долгом и др. В мире суверенных, формально равноправных государств очень важными характеристиками оказались «развитость» и «неразвитость», «богатство» и «бедность». На страны «третьего мира», занимающие около половины территории Земли с насе­лением, превышающим половину всего человечества, в начале XXI века приходилось 18% мирового валового внутреннего про­дукта (ВВП), 28% мирового экспорта, 15% потребления элект­роэнергии, 30% потребления зерновых, 17% мировых расходов на образование и 6% расходов на здравоохранение. За десяти­летия независимости показатели экономического и социального развития по группе стран в целом далеко не всегда улучшались. В настоящее время. 20% населения мира, относившиеся к наиболее обеспеченным слоям, обладают до 60% мирового богат­ства, а 20% беднейших граждан получали всего 4%. Эти бед­нейшие проживали в основном в развивающихся странах. За чертой бедности в государствах Латинской Америки и Азии на­ходились от 40 до 60% населения, в Африке — около 70%. В странах Африки средняя продолжительность жизни составляет 49,4 года, 80% населения не были обеспече­ны медицинским обслуживанием, 91% сельских жителей не име­ли возле жилища источников питьевой воды. В большинстве стран свыше 50% населения неграмотны, в отдельных странах этот показатель превышал 90 %.

Наряду с противоречиями между «Западом» и «Востоком», «Севером» и «Югом» во многих государствах давали о себе знать проблемы отношений между национальными, этническими, ре­лигиозными группами. Это нередко приводило к острым, за­тяжным конфликтам: Ольстерский кризис в Великобритании, ситуация в Косово, на Кавказе и др. Усилились также сепаратистские движения (сепаратизм — стремление к обособлению, отделе­нию тех или иных территорий по национально-этническому, ре­лигиозному или иному признаку). В течение нескольких деся­тилетий такие движения действовали, например, в Испании (в Стране Басков), Индии (среди сикхов — на севере страны и тамилов — на юге), Турции (среди курдского населения) и др. Сепаратисты чаще всего использовали нелегальные, террорис­тические методы. В Испании баскская организация ЭТА осуще­ствляла убийства высших государственных чиновников и воен­ных, в Индии от рук сепаратистских заговорщиков погибли ру­ководители страны И. Ганди и Р. Ганди.

Наблюдая проявления цивилизационного, социального, этнонационального, религиозного многообразия мира в конце XX в., нельзя не заметить, что на протяжении этого столетия значительно расширились возможности людей избирать способ существования, путь развития — традиционный или новый, учи­тывающий опыт других либо особенный. Вместе с тем стремле­ние той или иной общности, группы людей утвердить свои цен­ности и законы, попирая права, свободу и жизнь других, приво­дило к самым тяжелым, трагическим последствиям. Поэтому одной из проблем завершающегося века стало достижение балан­са, равновесия между тенденцией к самоопределению и необходи­мостью сосуществования народов и индивидов.

Противоречия в отношениях между государствами, народа­ми, группами людей породили две мировые войны, множество региональных конфликтов и войн, что привело к созданию ору­жия массового уничтожения и гонке вооружений. Предотвра­щение угрозы мировой термоядерной войны стало одной из гло­бальных проблем человечества. Так называют проблемы, свя­занные с существованием и жизнеобеспечением людей, требующие для своего решения коллективных усилий всего мирового сообщества.

В их числе: сохранение и защита природной среды; обеспечение жителей планеты продовольственными, энергети­ческими и сырьевыми ресурсами; преодоление социально-эко­номической отсталости и нищеты; «демографическая проблема» - достижение сбалансированного соотношения между ростом населения (за вторую половину XX в. его численность в мире увеличилась от 2 до 6,5 млрд. человек) и развитием производи­тельных сил; ликвидация наиболее опасных болезней; комплек­сное использование ресурсов мирового океана, освоение косми­ческого пространства.

Острота указанных проблем состоит в том, что они отражают­ся на повседневной жизни миллионов людей. Бесхозяйствен­ное, безответственное отношение к природной среде привело к катастрофическому загрязнению воздуха и водоемов, истреблению многих видов животных и растений, уничтожению лесов и т.д. Вследствие загрязнения атмосферы появились «кислотные дож­ди», «парниковый эффект», началось разрушение озонового слоя Земли.

Бичом крупных городов стал «смог» (фотохимический туман), при котором людям не рекомендуется выходить на улицу. «Кис­лотные дожди» в середине 70-х гг. причинили огромный ущерб лесам Европы, под их воздействием пострадали от трети до поло­вины лесных площадей. В результате загрязнения в Швеции ока­зались «мертвыми» 18 тыс. из существующих в стране 100 тыс. озер. «Парниковый эффект» ведет к глобальному потеплению кли­мата на Земле, что ставит под угрозу сельское хозяйство засушли­вых районов, а многие островные и прибрежные территории мо­гут быть затоплены вследствие повышения уровня моря.

Тяжелый удар природной среде нанесло истребление лесов. Если, в начале 80-х гг. в мире ежегодно вырубалось 10—12 млн. га леса, то спустя десятилетие — почти в 2 раза больше. Особенно широким фронтом велось наступление на тропические леса Южной Америки и Юго-Восточной Азии. Между тем эти леса называют «легкими планеты», обогащающими атмосферу кислородом, в них обитает более половины всех существующих на Земле видов растений и животных. Уничтожение лесов, особенно в горных районах, ведет к изменению рельефа, гидрологических условий, вследствие чего возникают катастрофические наводнения, оползни и др. Серьезная экологическая проблема во многих регионах мира — наступление пустыни. Площадь пустынь и полупустынь, занима­ющих более трети земной суши (а в Африке — свыше 55%), с каждым годом увеличивается. Это происходит под влиянием есте­ственных факторов и вследствие деятельности человека — выруб­ки деревьев и кустарников, подсечно-огневого земледелия и т.д. Опасности опустынивания подвержены территории более чем 100 стран, большинство из которых составляют развивающиеся государства. В начале 80-х гг. от сильной и длительной засухи пострадали свыше половины стран Африки, голод охватил около 200 млн. жителей. Опустынивание в регионах с быстро растущим населением приводит к тяжелым последствиям — массовым пересе­лениям людей, голоду.

 

- Какие общественные и политические силы мира сегодня способны взаимодействовать для решения этих задач?

 

События и перемены, происходящие ныне в мире, усилили стремление людей защитить жизнь на Земле, предотвратить уг­рожающие ей опасности. Поскольку мировые проблемы каса­ются всех вместе и каждого в отдельности, в их разрешении должны участвовать международные правительственные и об­щественные организации, руководители и обычные граждане, взрослые и дети. Смысл действий заключается не только в преодолении последствий уже случившихся экологических или со­циальных бедствий, но и в устранении их причин. Ведь главное сегодня — в движении к гармоничному, безопасному миру.

Реально решить перечисленные задачи способны многие общественные и политические силы мира, это – патриотические, народные, коммунистические партии и организации всех стран мира. Значительный вклад в решение глобальных проблем человечества внесли общественные организации и движения. Среди экологи­ческих движений с середины 70-х гг. выделились «зеленые». Их деятельность началась в странах Западной Европы как «граж­данская инициатива» в защиту окружающей среды (само название зеленых» связано с цветом, символизирующим живую природу). В ней участвовали люди разных профессий и возрастов, политических взглядов, религиозной принадлежности. По­степенно «зеленые» включились в антиядерные выступления, обратились к проблемам безработицы и другим социальным воп­росам, показывая тем самым, что проблемы выживания челове­ка в современном мире имеют множество взаимосвязанных сто­рон. В начале 80-х гг. движение «зеленых» в некоторых странах оформилось в политические партии. Их представители были из­браны в парламенты ряда государств и в Европейский парламент. В наше время активными действиями зая­вила о себе международная организация «Гринпис» («зеленый мир»). Ее участники устраивали де­монстрации протеста около военных объектов, в местах, где воз­никала угроза экологического бедствия. Значительную часть их работы составляли практические акции по спасению живой при­роды.

С надеждой и тревогой за судьбы цивилизации мы смотрим в будущее. Какие прогнозируемые сценарии воплотятся в действительность? А может быть, это будут некие, неведомые нам варианты развития? Ответы даст сама жизнь. Обще­ственное развитие, особенно в переломные моменты, содержит в себе различные, нередко альтернативные возможности. Какие из них осуществятся на практике? В конечном счете, это зависит от сознательной и активной деятельности людей. Дорогу в будущее мы прокладываем сегодня. Выживание и прогресс человечества во многом зависят от того, в какой момент распространится новое мышление, базирующееся на общечелове­ческих ценностях. Постигнув опасность конфронтации, осознав значение достижений нынешней и предыдущих цивилизаций как неоспоримых ценностей, которые надлежит беречь и приумножать, убедившись в необходимости совместных и согласованных усилий перед угрозой мировых проблем.

Проблемы, стоящие перед человечеством, тесно связаны между собой. Быстрый рост населения ведет к более интенсивному использованию при­родных ресурсов, обостряет продовольственную проблему. В ре­зультате экологических катастроф сотни тысяч людей, лишив­шихся жилья и средств к существованию, становятся беженца­ми, что углубляет социальные проблемы, вызывает межна­циональные и этнические столкновения. Массовое недоедание и голод во многих странах Африки, Азии, Латинской Америки порождены не только природными бедствиями — засухами, на­воднениями, неурожаями, но в первую очередь — экономичес­кой и социальной отсталостью. Подсчитано, что природные ре­сурсы Африки при рациональном их использовании, охране и восстановлении могут обеспечить производство продовольствия, достаточного для всего населения континента, даже если его численность возрастет в 2—3 раза.

 

Андрей Тихомиров, Оренбург:

http://gazetavseti.narod.ru/1.html

orenburgerallgemeine@narod.ru

 

P.S. Читайте мою недавнюю статью “Правда о нынешней России”:

http://krugozormagazine.com/show/Rossiya.545.html

 

 

----------------------------------------------------------------------