Главная                      Новости                     Статьи                      Архив       АНЦ

Русский менталитет: тенденции и результаты изменений

Доклад, что естественно для тем такого рода, не претендует на полноту и точность выводов. Приводятся данные – результаты опросов, педагогические исследования, контент-анализ публицистических текстов, которые позволяют сделать вывод о векторах изменения русского менталитета и степени продвинутости в этом.

В начале девяностых годов демократическим министром образования была поставлена задача: изменить менталитет россиян, для того чтобы они смогли войти в капитализм. С тех пор прошло пятнадцать лет, и помимо субъективного фактора – действий СМИ, искусства, рекламы – влияли объективные перемены: воплощение в жизнь представительской демократии, внедрение реальных рыночных отношений, в том числе в ранее нерыночные образование, здравоохранение и даже соцобеспечение (пенсионные фонды, монетизация льгот). Подведем предварительные итоги.

Под менталитетом мы, в соответствии со складывающейся традицией, понимаем систему ценностей, в той или иной мере разделяемой нацией, а также некоторые более глубокие свойства психики: традиции мышления и аргументирования, языковую картину мира (отражение в словах некоторых представлений, не совпадающих с рациональными – например, солнце восходит). Нередко сюда же относят и коллективное бессознательное. Таким образом, в относительно новое понятие менталитет вошли представления, примерно соответствующие понятиям народного духа, души народа, психического ядра, затем массового, национального сознания и т.п. Понятно, что менталитет оказывается в центре этносоставляющих факторов, хотя отдельный русский практически никогда не обладает всеми свойствами, включаемыми в эту абстрактную характеристику.

Русские в двадцатом веке находились в переходном положении между традиционным обществом, многие ценности и представления которого воплотились в коммунистической идеологии советского образца (коллективизм, державный патриотизм, традиции «общества Слова»), и индустриальным, тоже влиявшим на массовое сознание (малодетная семья, рост пьянства, проникновение масс-культуры, ценностей потребительского общества). После падения Советского Союза продвижение в направлении «смены менталитета» пошло гораздо интенсивнее. Причем самым интенсивным казался сдвиг в начале 90-ых – в 1989-1992 годах. Именно тогда самыми популярными у старших школьников признавались профессии киллера и проститутки, тогда возникло название совок, которое широко использовали не только молодые бизнесмены, но и вполне-таки «совки». Однако дальнейшие исследования показали, что этот отказ от традиционных ценностей был во многом нарочитый, и опросы выявляли реально большое уважение к ним.

Однако спустя двенадцать лет подросло поколение, воспитывавшееся в новых условиях. И результаты опросов, педагогических наблюдений дают весьма различающиеся результаты для молодежи до двадцати пяти лет и старших групп населения. Здесь следует также отметить, что очень разная картина получается для людей, связанных с частным сектором (предпринимателей, их родственников, наемных работников в малом бизнесе), и для прочих (бюджетники, наемные работники на бывших государственных предприятиях). Последние усвоили рыночные ценности в гораздо меньшей степени. Есть определенные различия и по регионам – Северо-Запад оказывается «более продвинутым».

С учетом всех этих оговорок можно признать, что за последние годы произошли определенные изменения в менталитете русских, затронувшие в первую очередь молодых людей до двадцати пяти лет. Наиболее заметным в этом плане можно считать отношение к интимной сфере, так называемую стыдливость. Здесь произошел сдвиг, более или менее принятый и более старшими поколениями. Изменилось отношение к демонстрации нижнего белья (например, на витринах, в рекламе), к обнажению, к обсуждению подробностей, связанных с репродуктивными функциями организма – месячных кровотечений, мужской потенции и т.п. . Это соответствует современному западноевропейскому стандарту приличий. В соответствии с этим стандартом произошло и перемещение в сферу непристойного обсуждение размеров зарплаты и доходов собеседника.

Другие, более серьезные изменения менталитета затронули скорее всего только часть населения, причем, наиболее вестернизовавшуюся. Они в большей степени ориентируются на западные ценности успеха (именно эти люди употребляют слова успешный о человеке, состоявшийся, ущербный о небогатом) и принимают соответствующие представления о рыночных отношениях. Неясно, насколько глубоко эти представления укоренились в менталитете этих людей, возможно, это наносное. Однако для молодежи до 25 лет, не сформировавшей иных ценностей, такие установки, возможно, стали уже фундаментальными. Интересно, что именно эта возрастная группа (по крайней мере, в больших городах и с уровнем достатка средний и выше) представляется идеальной целевой аудиторией для рекламистов, поскольку ее реакция на рекламу более или менее соответствует той, которая характеризует западного человека. Люди постарше относятся или более критично, или безоглядно доверчиво.

Существенно изменился за последние годы взгляд на секс – физиологические ощущения, приносимые совокуплением. Они получили право существовать вне семейных и вообще вне каких-либо духовных ощущений. Однако несмотря на общую массированную атаку СМИ и рекламы, формирующую именно такой взгляд, последнее время стали проявляться и противоположные точки зрения, когда модный деятель кино обращает внимание, что секс – это в первую очередь зачатие, а в рекламе Правительства Москвы против СПИДа единственной гарантией безопасности объявляется верность любимому человеку (такие слова до сих пор в рекламе не встречались). Возможно, целомудрие как составная часть русского менталитета, еще возьмет реванш.

Если говорить о серьезных ценностях, претерпевших в последнее время изменения, то можно отметить изменение отношения к старости, которое достаточно долго сохранялось в рамках традиционных представлений: уважения к старости (с некоторым перерывом в двадцатых - начале тридцатых годов). В наши дни опросы показывают еще довольно пристойную картину, но в жизни постоянно приходится сталкиваться с презрительным отношением молодежи к «старикам» - частично, «потому что совки», частично из-за их немощи, потребности в помощи. Причем это проявляется не только в том, что заметно реже уступают места в транспорте. Скорее обращают на себя внимание различные проговорки типа: «Кто так думает? Старики? Ну, это неважно, все равно скоро умрут». Здесь тоже произошел отход от русского менталитета, причем дело пошло дальше, чем в западных традициях, в которых, несмотря на несколько большую степень жестокости в целом (это проявляется в сказках, особенно немецких), жестокое отношение к старикам не приветствуется. (Можно говорить о большей отдаленности детей от родителей, но это все-таки не то же самое).

Схожие соображения можно высказать и относительно представлений о честности, которая еще как-то признается в опросах и беседах, однако косвенные данные (да и наблюдения) показывают, что уже сформировалось презрительное отношение к ней как в общественных, так и в межличностных отношениях. Большинство людей (по недавним данным РОМИР) признают, что бизнес не может быть честным, и тем не менее, намерены заниматься бизнесом. Обман государства – взятка, неуплата налогов, «откос от армии» считается не просто допустимой, но прямо-таки необходимой моделью поведения. Честное слово теряет значение и в личных отношениях.

Не все традиционные ценности потеряли свое значение для молодежи. Например, и опросы, и педагогический опыт показывают сохранившееся место в системе ценностей дружбы и даже коллектива. Однако на фоне других изменений – роста жестокости и беспринципности – это выливается в стремление к неформальным коллективам, уважительно называемых сейчас «бригадами», а по сути – бандам.

Поэтому не стоит торопиться с радостью по поводу все-таки произошедших изменений в менталитете юных русских, причем изменений, сближающих их с западным мышлением. Человека Запада долгое время сдерживали собственные, в частности, пуританские ценности. У нас же вытаптывание традиционных ценностей приводит к формированию менталитета «волчонка», оторванного от корней и потому не признающего иных ограничений, кроме силы. Возможно, такой менталитет в

принципе должен быть типичным для человека «нового мирового порядка». Однако не очевидно, что общество «войны всех против всех» способно выжить на Земле. Философы (например, А.С.Панарин) говорят о том, что задача выживания ставит на повестку дня замену общества соперничества обществом сотрудничества. В таком случае те особенности менталитета, которые позволяют организовать такое общество, превращаются в огромную ценность.

Радует, что отмеченные изменения в менталитете или затронули только поверхностные слои сознания, или коснулись только части населения. Опыт показывает, что планомерное воздействие СМИ может в наши дни навязать и положительные ценности и представления – или, по крайней мере, дать им возможность выйти из глубин души, куда они были загнаны предшествующим воздействием. Именно так произошло с понятием любви к Родине. Значит, можно надеяться, что целенаправленные усилия различных «групп влияния» позволят сохранить основу русского менталитета - ценность мирового значения.

Деятельность «Антиглобалистского сопротивления» (АГС) в 2005 г.

 

Проведен Всероссийский форум антиглобалистов (27 января), где принят Манифест, одобрено Соглашение о совместной деятельности, принято семь программ сопротивления новому мировому порядку, принят ряд воззваний. Участвовали представители двух десятков регионов России, гости с Украины и Белоруссии.

Проведен круглый стол «Управляемые революции» (18 мая), где обсуждалась угроза спровоцированных насильственных действий в России.

Проведены митинги и пикеты:

27 января – в поддержку иракского сопротивления,

26 марта в День антиглобалистского сопротивления,

12 мая – против электронной слежки (против личных номеров, электронных паспортов и биометрических данных в паспортах),

28 июня – в поддержку Слободана Милошевича. 9 мая проведена акция «Буш, вон» против визита Д.Буша в Россию.

Со своими лозунгами и эмблематикой АГС принимало участие в митингах против монетизации льгот, в поддержку Кубы, против визита Буша в Россию, в демонстрации 1 мая и митинге 9 мая.

Посылались заявления в поддержку деятельности А.Лукашенко в Беларуси, призыв к В.Путину не допустить контроля США над ядерными объектами, приветствие участникам выступлений в Глениглс против встречи «Большой восьмерки», выражение поддержки усилий «Антиимпериалистического лагеря» по проведению конференции солидарности с иракским народом вопреки недовольству США.

Издан сборник «Антиглобализм: новые повороты» по итогам Всероссийского форума антиглобалистов.

Вышло два номера бюллетеня антиглобалистов «Планета Антиглоб», который распространяется в пяти городах России.

Регулярно (не менее раза в неделю) обновлялся сайт. Подготовлен новый вариант сайта с переходом на домен второго уровня. Налажена информационная связь с рядом российских и зарубежных источников. Проходила регулярная работа на форумах в Интернет.

Налажены контакты с православными и патриотически настроенными предпринимателями. Сделаны первые шаги в коммерческой деятельности (книгоиздание, книготорговля, изготовление и продажа компакт-дисков).

Прошла встреча с кинорежиссером В.Яцкиным в процессе работы над проектом «Альтернативное телевидение».

         Главная