Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература
Спасем образование - или...

Над системой образования занесён меч реформ. Он призван разрушить последнее из выдающихся достижений советской истории, и тогда образование ждёт участь, постигшая промышленность, сельское хозяйство, культуру великой страны. Возможно, предстоящий бой последний, но если Вам не всё равно, что будет завтра с вашими детьми и внуками, со страной, Вы имеете возможность громко заявить о своей позиции.

Знайте: она будет услышана, поскольку мы с вами – страна, народ, а чиновники – всего лишь слуги народа, которых при желании мы можем заменить.

«Отведём четыре удара» - так называется обращение к образовательному сообществу, под которым каждый россиянин может поставить свою подпись.

 

 

Отведем четыре удара

Уважаемые друзья:
родители и старшеклассники, учителя и воспитатели, преподаватели и студенты!

После печально знаменитой «монетизации», означавшей разгром образовательного законодательства, в наступающем году российскому образованию грозит очередной перелом. К тому же – множественный. Точнее, целых четыре «перелома».

1. В полном объеме вступает в силу закон №17 от 9.02.2007 г. о Едином государственном экзамене (ЕГЭ). Отныне школа, вместо того чтобы развивать личность ребенка, вынуждена будет натаскивать его на решение тестов – сплошь и рядом бессмысленных. Эта система резко снижает и без того невысокое качество школьного образования. В итоге в текущем году количество провалов на ЕГЭ по различным предметам составляло от 4% до 23,5% по математике и 25% по литературе.

Поскольку в следующем году, когда закон вступит в силу, «двойку» до «тройки» округлять уже не будут, почти половина всех выпускников вместо аттестата зрелости получит «волчий билет». Следовательно, не смогут поступать в вузы и техникумы, но вынуждены будут выбирать между армией и самым неквалифицированным трудом. Таким образом, порочный круг окончательно замыкают вместо того, чтобы его разомкнуть. Чтобы этого не произошло, необходимы срочные изменения в законодательстве. Однако правительство и думское большинство блокируют законопроект №455479-4 о добровольности ЕГЭ, разработанный депутатами Госдумы: лидером движения «Образование – для всех» Олегом Смолиным и профессором МГУ Иваном Мельниковым.

2. В федеральном бюджете на 2009 год впервые за всю послесоветскую историю не предусмотрено ни рубля на повышение зарплаты интеллигенции и другим работникам бюджетной сферы в регионах. А фонд зарплаты в федеральных учреждениях образования, здравоохранения, науки и культуры повышается на 30%, что в лучшем случае покроет рост цен на товары первой необходимости в 2008 году.

В регионах же на повышение зарплаты «бюджетников» на 30%, как заявил депутатам фракции КПРФ 6 августа министр финансов Алексей Кудрин, требуется около 500 млрд. рублей. Федеральное правительство такими деньгами не располагает и поэтому призывает регионы не следовать его собственному примеру в отношении заработной платы. Другими словами, не повышать ее на 30%.

Напомним: дополнительные доходы федерального бюджета за 2008 год ожидаются на уровне 2,5 трлн. рублей, а на 2009 год – на уровне не менее 2 трлн. рублей. При «бешеной» инфляции отказ правительства помогать учителю, врачу, работнику культуры в регионах означает курс на их дальнейшее обнищание. При огромных доходах бюджета оправданий таким действиям быть не может.

3. В следующем году вступает в силу и Федеральный закон №232 от 24.10.2007 г. о так называемом «двухуровневом высшем образовании».

В результате:

- большинство российских студентов будут учиться на год меньше, т.е. получат менее качественное образование;

- большинство выпускников вузов не смогут трудоустроиться без дополнительного обучения, поскольку российские работодатели плохо понимают, что такое бакалавр;

- большинству из тех, кто захочет получить полноценное высшее образование в магистратуре, придется за это доплачивать;

- бакалавры вообще не смогут стать специалистами, а для поступления в магистратуру должны будут вновь выдержать конкурс;

- бакалавры из провинции, которые захотят продолжить образование, например, в столичных вузах, потеряют право на отсрочку от призыва на военную службу;

- тем самым, фактически возникнут две системы высшего образования: одна (четырехлетняя) – для «блондинок из анекдотов», другая (пяти или шестилетняя) – более или менее качественная для узкого круга.

Таким образом, российское высшее образование, десятилетиями доказавшее свою эффективность хотя бы тем, что его выпускники создали вторую промышленную державу мира и военно-стратегический паритет с Соединенными Штатами Америки, вынуждено будет плодить «волшебников-недоучек», не способных развивать инновационную экономику. В таких условиях программа развития России до 2020 года обречена на полный кадровый провал.

4. Министр образования и науки А. Фурсенко объявил в стране «новую реформу». Суть ее в следующем:

- сократить общее количество вузов приблизительно с тысячи (по данным министра) до 150-200;

- вузы, не попавшие в список избранных, должны быть либо закрыты, либо преобразованы в техникумы, либо превратиться в филиалы университетов.

Ничего подобного не предлагал даже Гайдар в начале 1990-х годов, которые сейчас именуются не иначе, как «лихими». Сколько при этом в России останется студентов вообще и бюджетных студентов – в особенности, где будет учиться молодежь из российских регионов и как при такой политике Россия намеревается входить в информационное общество, министр не уточнил.

Очевидно: эти предложения означают мощнейший удар по правам человека и по экономике страны. И если Президент Д. Медведев на основе одной частной ситуации призывает не «кошмарить» бизнес, то российскому образованию сулят сразу четыре «кошмара», причем один «кошмарнее» другого.

В таких условиях мы призываем образовательное сообщество, всех, кто обеспокоен будущим страны, своих детей и своим собственным будущим, поддержать массовые акции протеста в октябре 2008 года. Наши лозунги:

1. «Нет» «волчьему билету» вместо аттестата! Поддержим закон о добровольности ЕГЭ!

2. Педагогу – зарплату и социальные гарантии чиновника! Требуем предусмотреть в федеральном бюджете на 2009 год не менее 500 млрд. рублей на повышение заработной платы интеллигенции и других работников бюджетной сферы!

3. Каждому студенту – полноценное образование! Требуем отменить или отложить на три года закон о двухуровневом образовании!

4. Нет сокращению числа российских вузов! Защитим право каждого на профессиональное образование!

Если Вы поддерживаете обращение, поставьте свою подпись. От Вашего голоса в защиту образования зависит его судьба!

Первыми обращение подписали:

И.И. Мельников,
Заместитель Председателя
Государственной Думы ФС РФ
доктор педагогических наук,
профессор Московского государственного
университета им. М.В. Ломоносова

О.Н. Смолин,
Заместитель Председателя
Комитета по образованию Государственной Думы ФС РФ,
председатель общественного движения
«Образование - для всех»,
член-корреспондент Российской академии образования

Я.С. Турбовской,
Заслуженный учитель России,
председатель Совета директоров школ России,
доктор педагогических наук

С.К. Комков,
Президент Российского фонда «Образование»

А.А. Коробейников,
Член Совета Федерации ФС РФ,
председатель общероссийского движения
«Российский Союз за здоровое развитие детей»

В.В. Бортко,
Народный артист России,
кинорежиссер, сценарист, продюсер,
Лауреат государственной премии РСФСР

Н.А. Останина,
Депутат Государственной Думы ФС РФ,
член Комитета по вопросам семьи, женщин и детей

Л.И. Егорова,
Герой России, заслуженный мастер спорта,
шестикратная олимпийская чемпионка в лыжных гонках,
обладательница Кубка мира 1993 года,
почетный гражданин г. Санкт-Петербурга,
президент Федерации лыжных гонок

А.В. Бузгалин,
Профессор МГУ им. М.В. Ломоносова,
Доктор экономических наук,
координатор Общероссийского общественного
движения «Альтернативы»

С.В. Никитин,
Депутат городской Думы г. Москвы,
председатель общественного движения
«За возрождение отечественной науки»

К.Ш. Мансурова,
Председатель общественного движения
«Родительская Забота»

Б.С. Кашин,
Депутат Государственной Думы ФС РФ,
член-корреспондент Российской академии наук,
председатель межрегионального движения
«За возрождение отечественной науки»

А.С. Миронов,
Исполнительный директор Межрегионального
объединения профсоюзных организаций
научных центров и учреждений
«За сохранение и развитие
научно-технического потенциала страны»

Ж.М. Балева,
Председатель Всероссийского женского союза
«Надежда России»

М.Г. Делягин,
Доктор экономических наук,
политолог, председатель президиума –
научный руководитель
Института проблем глобализации

 Комментарий сайта: антиглобалисты сразу же высказались в поддержку обращения: ведь в нем содержатся требования, за которые мы боремся вместе с авторами воззвания много лет. И вы поставьте свою подпись и предложите через педагогические сайты это сделать коллегам или преподавателям.

 

 

Выскажите ваше мнение на форуме

 

         Назад