Главная                      Новости                     Статьи                      Архив      Мнения


 

Уничтожить Вселенную - и нас вместе с ней

24.08.06
Андрей Ваганов

Техногенные катастрофы невозможно рассматривать в отрыве от социальных факторов.

Последний месяц лета в очередной раз собрал свою печальную жатву. Катастрофа российского авиалайнера Ту-154 под Донецком, в которой погибли 170 человек, будем надеяться, закроет этот печальный список. Но даже самого беглого перечисления катаклизмов, происходящих именно в августе, вполне достаточно, чтобы предположить: что-то в этом месяце притягивает к себе катастрофические события. 29 августа 1996 года - катастрофа Ту-154 над Шпицбергеном (141 человек погиб); 24 августа 2004 года - катастрофа Ту-154, взорванного террористкой-смертницей над Ростовом-на-Дону (46 человек погибли); государственный переворот в СССР, создание ГКЧП - 19 августа 1991 года; гибель атомной субмарины "Курск" - 12 августа 2000 года; крупный пожар на Останкинской телебашне - 27 августа 2000 года. Да и Бесланская трагедия 2004-го - 1 сентября, совсем рядом.

Что же происходит? Версий, самых экзотических, гуляет предостаточно. Например, такая. Оказывается, самая высокая частота появления так называемых НЛО зафиксирована именно в конце августа - начале сентября. Это - гауссовское, то есть "одногорбое" распределение статистики событий, и спорить с ним бессмысленно (но можно спорить с существованием самих НЛО - это другой вопрос). Таким образом, концентрация катаклизмов в августе связана, мол, с деятельностью внеземного разума.

Однако существует и вполне рациональное объяснение происходящего. Сваливать ответственность за ежегодные августовские апокалипсисы на инопланетян не приходится. Официальный сайт Министерства по чрезвычайным ситуациям РФ, например, в своем прогнозе на год отмечал последний месяц лета как наиболее потенциально опасный в отношении техногенных катастроф. И это не простое совпадение - всему есть рациональное объяснение. В августе - пик перевозок всеми видами транспорта и одновременно наиболее опытные и подготовленные кадры уходят в отпуск, зачастую рейсы выполняют резервные экипажи летчиков или путейских бригад. Недаром психологи подтверждают: август - самый "расслабленный" месяц. Этот человеческий фактор намеренно используют и те, кто планирует теракты.

Вообще главный вывод, который надо сделать всем нам и прежде всего людям, принимающим решения на государственном уровне, - это осознать, что развитие человеческого общества вступило не просто в технологическую фазу, а в техносоциальную фазу. Не учитывать законов саморазвития и самоорганизации технологической среды просто смертельно опасно. Техника буквально мстит нам за это безжалостно.

Не случайно статистика показывает, что число техногенных катастроф в мире резко увеличилось с конца 1970-х годов. Особенно участились транспортные катастрофы. При этом, несмотря на то что страны Европы и Северной Америки обладают значительно более плотной транспортной и промышленной инфраструктурой, чем иные континенты, наибольшее число жертв этих катастроф из Африки и Азии. Уровень смертности в результате техногенных катастроф, произошедших за период с 1994 по 2003 год в индустриально развитых странах, составляет 0,9 погибшего на 1 млн. жителей, а для наименее развитых стран - 3,1 смертельного случая на 1 млн.

Мир насыщен и перенасыщен техническими устройствами самой разной сложности. И степень этого насыщения неумолимо нарастает. Так, по прогнозу компании Forecast International, за десять лет (2006 - 2015-е годы) в мире будет произведено 7907 пассажирских авиалайнеров на общую сумму 770 млрд. долларов. В 2004 году только авиакомпании США перевезли 688 млн. пассажиров (в 2003 году - 642 млн.). По оценкам Контрольной палаты США, в 2015 году авиатранспортном воспользуются более 1 млрд. пассажиров. При этом с каждым годом растет не только число пассажиров, но и количество задержанных полетов (в 2004 году было зафиксировано 1,4 млн. задержек, в 2003 - 1,2 млн.).

Бороться с этим все более укрепляющимся симбиозом общества и технологий невозможно. Это как бороться с законом всемирного тяготения. Но вот использовать этот факт для пользы "народного хозяйства" - это вполне возможно. Например, более ответственным составлением графиков отпусков сотрудников, обслуживающих сложные технические объекты.

Возрастание размеров и мощи технологических систем повышает риск людских, материальных и экологических потерь - такова плата за технологический прогресс. Это неизбежно. Но минимизировать этот риск пока в наших силах. Иначе придется согласиться с известным британским астрономом - сэром Мартином Ризом: "Рано или поздно созданная нами техника уничтожит Вселенную и нас вместе с ней".

Примечание от редактора:

Во время обсуждения проблемы безопасности полетов в России один из слушателей радиостанции "Эхо Москвы" сказал в эфире:

"Одно из направлений моей работы связано с аналитикой состояния российской авиации. У меня сейчас точных цифр под рукой нет, но по данным на декабрь 2005 г. аварийность с 1991 до 2005 гг. соотносилась с последними 14-тью годами СССР, с середины 80-х по 1991 г. В целом, за последние 14 лет аварийность увеличилась в абсолютном исчислении примерно на 25 - 27%. Абсолютных цифр я точных не помню, мы тогда подводили эту калькуляцию, и я в помню только в процентах. В принципе, это увеличение очень серьезное. Оно показывает - я извиняюсь за такой термин, "бардак", которые рыночные реформы устроили в авиации. Но это в абсолютном исчислении. А количество полетов - оно уменьшилось примерно на 2,5 - 3 раза. То есть, реальная пропорция еще больше. Полетов стало меньше в 2,5 раза, даже в 3 раза меньше. Снижение полетов пошло за счет малой авиации, раньше аварийность распределялась и на такие машины, как АН-2, сейчас вся аварийность выкинута из малой авиации. И вся аварийность сконцентрирована на большой авиации. Я просто хочу, чтобы люди поняли, что нынешнее реформирование дало безопасности людей.

--------------------------------------------------
Об авторе: Андрей Геннадьевич Ваганов - ответственный редактор приложения "НГ-наука" "Независимой газеты".

Источник: Независимая газета

Прислано по рассылке dialog-21

Получено по электронной почте

 

Выскажите ваше мнение на форуме

 

 Назад