Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Мн    

ДЕМОКРАТИЯ И КОММУНИСТЫ

 

 

Некоторыми политическими аналитиками считается, что демократия и коммунистическая доктрина несовместимые понятия. Однако, это не так.

Хотя понятия и демократии и коммунизма менялись, тем не менее, в них существует некая константа – постоянная. Например, термин «демократия» в переводе с греческого языка означает власть народа, но как реально это должно осуществляться - предмет длительных дискуссий, коммунизм тоже считает, что любая власть должна быть народной, поэтому и выдвигает на первое место народное самоуправление.

В современных условиях принято считать, что подлинно демократический режим должен основываться на принципах народо­властия, гуманизма, открытости общества, защите и гарантиях прав и свобод человека. Не человек для государства, а государство для человека — таков основной принцип современного демократического государства. Никто не имеет права монополизировать госу­дарственную или политическую власть. Все граждане независимо от общественного или имущественного положения равны перед законом, который обязателен для всех в одинаковой степени. С этими положениями коммунисты полностью солидарны. Коммунистическая доктрина исходит из приоритета общегосударственного (общенародного). Существовал Союз коммунистов (1847-1852 гг.), Маркс и Энгельс в 1848 г. написали «Манифест Коммунистической партии», официально коммунистической партией становится Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) в 1918 г., после прихода к власти в результате Октябрьской революции (переворота, кому как нравится), а затем и другие партии левого направления принимают схожие наименования. Главный лозунг коммунизма: «Каждый по способностям, каждому по потребностям!». В советские времена государственная идеология подчеркивала принципиальную осуще­ствимость идеалов коммунизма. Сегодня, после крушения Советского Союза и ликвидации большинства стран социализма, число скепти­ков резко возросло. Многие исследователи и публицисты вы­сказывают мысль, что коммунистическое общество вряд ли способно раз­виваться. В то же время выдвигаются и такие сужде­ния: коммунистическая идея возникла задолго до Маркса и при­надлежит не ему; на протяжении нескольких эпох она находила отклик в сознании людей, подтверждая свою притягательную силу. Коммунистическая идея относится к сверхдальнему прогно­зу, а он неизбежно включает в себя элементы утопии. Еще большей критике подвергаются сегодня марксистские представления о путях и способах переустройства общественной жизни, о роли революционного насилия в общественно-истори­ческом развитии. Говоря о коммунизме как обществе социальной справедливости, исключающем любые проявления насилия, Маркс и Энгельс, тем не менее, считали, что путь к этому об­ществу пролегает только через социалистическую революцию, то есть через период острого классового противоборства. И хотя они резко выступали против его крайностей, «бесполезных жестокостей», предупреждали, что «восстание было бы безумием там, где мир­ная агитация привела бы к цели более быстрым и верным путем», однако вывод их был однозначен: поскольку буржуазия добровольно власть не отдаст, постольку пролетариат (трудящиеся) должен завоевать ее. При этом насилие, как считали Маркс и Энгельс, не только исто­рически неизбежно, но и морально оправдано, потому что про­летарская революция всегда есть ответ на систематическое, веками совершаемое насилие над трудящимися.

Правы ли, однако, были Маркс и Энгельс, отводя насильст­венным действиям, пусть даже во имя благородной цели, столь значительную роль? Можно ли построить светлый справедливый мир, начиная преобразования с использования принуждения, репрессий, всевозможных ограничений в масштабах государства? Не происходит ли при использовании таких средств подмена цели? Драматические события истории XX в., особенно в нашей стране, заставляют вновь и вновь возвращаться к этим мучи­тельным вопросам.

Возникшие в конце XIX — начале XX  веков различные общественно-политические направления и идейные течения, пытав­шиеся применить марксизм в новых исторических условиях, резко разошлись, прежде всего, в вопросе о допустимости и целе­сообразности революционного насилия.

Можно выделить основные признаки демократического режима, которые полностью признаются коммунистами:

·        Признание народа источником власти, сувере­ном в государстве. Народу должна принадлежать учредитель­ная, конституционная власть в государстве. Народ выбирает своих представителей во власть, имеет право участвовать непосредст­венно в разработке и принятии законов путем народных инициа­тив и референдумов.

·        Участие граждан в формировании органов власти, принятии политических решений и осуществлении кон­троля за органами власти. Однако реализация на практике иде­алов прямой демократии оказывается невозможной. В современ­ных демократических странах принцип участия граждан реа­лизуется через принцип их представительства. Граждане избирают своих представителей в структуры власти и делегируют им на определенный срок свои полномочия. Носителями представительной власти являются парламенты, а также выборные пред­ставители исполнительной и судебной власти. На основе принципа большинства, определяемого в ходе выборов, формируются струк­туры исполнительной власти.

·        Приоритеты прав и свобод человека и граждани­на над правами государства. Государственная власть должна защищать естественные права и свободы рядовых граждан: пра­во на жизнь, достоинство, здоровье, образование, работу, соци­альное обеспечение и т. д., а также политические свободы, на вла­дение имуществом, на невмешательство в личную и семейную жизнь.

·        Политическое равенство всех граждан. Каждый гражданин может избирать и быть избранным в органы власти. Никто не должен иметь политических преимуществ.

·        Верховенство закона во всех сферах жизни об­щества. Существование гражданского общества и правового государства. Законам принадлежит приоритет над государством. В правовом государстве четко определены формы и механизмы деятельности государства, а также пределы свободы граждан, гарантируемые Конституцией.

·        Практическое проведение в жизнь принципа раз­деления властей на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из них самостоятельна и независима, испол­няет свои определенные функции. Судебная власть полномочна отменить решения исполнительной и законодательной власти.

·        Политический плюрализм, многопартийность. Политические партии должны быть поставлены в одинаковые правовые условия. Партия, получившая большинство голосов из­бирателей на выборах, получает право на формирование органов власти и становится правящей партией. Партии, проигравшие выборы, становятся оппозиционными. В силу исторических событий, когда против большевиков выступили все остальные партии, в стране сформировалась однопартийная система, но в народном Китае существуют наряду с Компартией и другие партии.

·        Идеологический плюрализм. В обществе отсутствует одна официальная идеология. Ряд идеологических течений могут противостоять друг другу, но не в ущерб национальным интересам общества. В статье 6 Конституции СССР 1977 г. говорилось: «Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу». В ходе исторического развития СССР перманентно (постоянно) находился в состоянии или «холодной» или «горячей» войны, поэтому формировался и «культ личности» и вождизм, когда лидер нации наделялся функциями главнокомандующего. Если бы социализм (как первая стадия коммунизма) победил первоначально в развитых странах, как и писал Маркс, то он и был бы мирным и спокойным. Но пролетарская революция произошла в слабом звене империализма – России.

·        Гласность и свобода средств массовой информации, которые могут выражать мнение, отличающиеся от офици­альных установок. Допускается существование альтернативных источников информации.

·        В деятельности властных структур преобладают методы убеждения, компромисса, учитывается мнение меньшинства, оппозиция не преследуется. Исключается применение средств массового насилия и террора по отношению к населению.

·        Армия, полиция, органы безопасности находятся под постоянным демократическим контролем.

·        В демократических государствах действует правовой принцип «все, что не запрещено, — разрешено».

Таким образом, демократия и коммунизм это вполне совместимые понятия.

 Андрей ТИХОМИРОВ

 

  

Комментарий сайта: беда в том, что в наши дни гласность и свобода слова терпятся в странах, где ведется тотальная промывка мозгов (манипуляция общественным сознанием). Коммунисты же всегда отличались уважением к личности и вместо промывки предпочитали "политобразование" (или в крайнем случае, замалчивание). Так что не все так просто. Да и мечты Маркса о победе в "продвинутых странах" сейчас уж точно не сбудутся. А судя по тому, как эти "передовые страны Запада" скатываются к тоталитаризму, предположение автора о том, что "социализм был мирным и спокойным" как-то неубедительно.

         Назад