www.anti-glob.ru   Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

Чье же дело - табак?

О вреде табака читают лекции уже полтора столетия (см. творчество А.П.Чехова). И кое-где вред осознали и борьбу начали всерьез. Крайности жителей США, а следом и Западной Европы в борьбе с курильщиками стали предметом для наших анекдотов: видано ли, во всем помещении нельзя курить, надо для этого выходить на улицу. Но вот уже и у нас такое появилось - и ничего.

К сожалению, "ничего" здесь надо понимать не только в том смысле, что смирились с новыми порядками, но и увы, как то, что строгости ничего не дали: число курильщиков в России не уменьшается. А проблема эта немаловажная, как видно из реакции западных людей. В США, кстати,  уже давно осознали ценность здоровья, необходимость ограничений на телепередачи в детское время, даже поняли вред Кока-Колы  - короче, себя, любимых, берегут, и тут у них поучиться можно. У нас же борьба идет почти по Аркадию Райкину: "Минздрав предупреждает: "не курите папиросы, папиросы это яд". Минторг заверяет: " Покупайте папиросы, позабудьте все вопросы". Аркадий Райкин (сообщаю для молодых) - это классик советского времени. Сейчас вместо Минторга, т.е.Министерства торговли, частные фирмы, а точнее - почти исключительно транснациональные корпорации Филип-Моррис, Бритиш Тобакко, еще пара-тройка. И уж они-то умеют сказать свое "Покупайте папиросы!" так, что попробуй удержись.

Поэтому тема влияния СМИ и рекламы была одной из важнейших на второй Всероссийской конференции "Курение или здоровье?", проходившей 25-26 мая в Москве. Форум собрал многих врачей (заметную роль там играл известный глава Кардиоцентра Лео Бокерия). А на открытии выступил наш Главный санитарный врач Г.Онищенко. И речь его потрясла искренностью - и безнадегой. Он приводил примеры, как табачные супермагнаты влияют на общество и власть - и подкупами, и "спонсорством". А от себя добавим - и угрозами. И тем не менее, на конференции превалировала позиция: общество надо ограждать от вредного влияния рекламы и СМИ, продвигающих табачные бренды.

Интересно, что в тот же день проходило заседание экспертного совета ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ, и одной из тем была реклама одной табачной марки, упиравшей на притягательность стиля (не будем ее называть, дабы лишний раз не рекламировать). И сколько же прозвучало самых обтекаемых. противоречивых, непоследовательных суждений экспертов, имевших целью убедить присутствующих: такая реклама - это нормально. Справедливости ради надо сказать, что немало специалистов выступило с противоположной точкой зрения: представленная реклама создает соблазн для молоденьких девушек, связывает их успех у мужчин со стилем, предполагающим дамскую сигаретку. И доказывалась такая позиция вполне последовательно. Так что можно ожидать иска ФАС к заказчикам этой рекламы. Уже хорошо! Все-таки западная антимода на курение тоже оказывает влияние.

А вот другие решения того же Совета поневоле огорчают. Сначала вынесли порицание пивоварам "Очакова", посмевшим в одной рекламе назвать фирмы, владеющие основными пивными брендами России: почти все они оказались зарубежного происхождения, только "Очаково" осталось полностью российским. Следующим вопросом была московская наружная (сити-формат) реклама фильма, где была изображена обнаженная дама, чьи пикантные места прикрывали грампластинки (виниловые диски). В дамском или даже мужском журнале смотрелось бы прекрасно. Но на московской улице - б-р-р! Но тут все эксперты единогласно признали, что ничего страшного.

Так что, дорогие сограждане, кое от какой рекламы вас, возможно, и защитит ФАС или даже суд. Но по большей части перед лицом рекламодателей, особенно таких могучих, как мировые табачные бренды, вы беззащитны. И вы, и ваши дети.

Н.Соломатина

Выскажите свое мнение на форуме

         Назад