Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

 
Какая компартия нужна противникам глобализации

 

 От сайта www.anti-glob.ru: приводим полемику вокруг программы КПРф двух известных в комдвижении аналитиков. С.Строев - один из признанных "властителей дум" "Антиглобалистского сопротивления". Михаил Кропоткин - сторонник альтерглобалистов, однако из числа тех немногих, кто находил у нас понимание, стремился к объединению усилий всех противников "нового мирового порядка". И в жизни нас объединяет память о совместном участии во многих акциям, иногда не вполне спокойных. То, что два противника "нового мирового порядка", не согласны друг с другом, нас не удивляет: проблем немало, возможны разные взгляды и позиции. А то, что дискуссия ведется по-деловому, нас только радует. Это поможет выявить новые аспекты современной общественной жизни. А на вопрос, какая компартия нужна противникам глобализации, ответ только один: сильная и умная. Потому что именно прокоммунистические силы являются стержнем противодействия империалистической глобализации.

Текст М.Кропоткина приводится по публикации на com-piter.ru.  

Данные заметки были написаны участником общественного движения «Альтернативы», сторонником КПРФ М.П. Кропоткиным накануне 13 съезда партии и распространены в виде листовки среди участников съезда.

 

Распространяемая С.А. Строевым, членом Центрального районного комитета КПРФ Санкт-Петербурга с 2006 года, брошюра «Новая программа КПРФ. Предложения и критика», служащая во многом основой для ослабляющих единство партии нападок на т.н. «неотроцкистов», содержит ряд грубых ошибок, как в методологии, так и в фактологическом обосновании содержащихся в ней положений.

По сути, речь идет о развернутой платформе затушевывания классовой природы общества, социальной борьбы, эксплуатации и т.д.

Так уже на стр. 5 утверждается, что в «современном постиндустриальном (? оно далеко пока не господствует) обществе нужда связана с дефицитом не продуктов труда, а природных ресурсов».

Следуя этой логике, нужда должна была бы прийти в бедные ресурсами страны Западной Европы и Японию, а в «развивающемся мире» – исчезать! В действительности разрыв в доходах между странами «золотого миллиарда» и «третьим миром» (в пользу первых) растет с каждым десятилетием!

Далее мы с интересом узнаем, что «класс эксплуатируемых представлен теперь в первую очередь наемными работниками умственного труда – производителями информации, а класс эксплуататоров – собственниками информационного производства…». Одним росчерком пера 95% населения Земли стали непонятно кем – и не буржуазией, и не трудящимися.

На стр. 8 утверждается: «…«бегство капитала» в страны «третьего мира» – это частный и второстепенный фактор европейского и американского постиндустриализма». Создается впечатление, что Строев вообще лет 10-15 не заглядывал в магазины, где практически все промтовары – из КНР, Тайваня, Юж. Кореи, Малайзии, Таиланда и т.д. Да у нас соленые огурцы – из Индии и Вьетнама! И такая же ситуация – по всему миру. Причем это касается не только бытовой техники и продуктов – только Китай, Бразилия, Индия и Южная Корея выплавляют в 1,5 раза больше стали, чем все страны «Золотого миллиарда» вместе взятые. Строев утверждает: «…«Золотой миллиард» не только не испытывает необходимости, но даже и не заинтересован в эксплуатации пресловутых «дешевых рабочих рук»… Утекание производства в периферийные страны западному обществу в целом приносит скорее убыток, чем выгоду…» Ну надо же!

Удивление от «выдающегося труда» Строева нас ждет еще не раз. Например, мы узнаем, что «главной причиной иноэтнической миграции в Россию является целенаправленная политика замещения коренных народов». Интересно, а какой «план» выполняют рвущиеся в США мексиканцы? А иммигранты в ФРГ, Францию, Англию, Швецию и т.д.?

Интересно бы узнать, как в голове Строева соединяются «планомерная иноэтническая иммиграция в Россию» и планы ее обезлюдить (стр. 9)?

«Русский народ и другие коренные народы… верно распознали в усиливающейся миграции, принявшей… характер прямой инородческой колонизации страны, угрозу своему существованию» (с. 14, 15). «За что мы должны бороться? В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ, когда идет целенаправленный геноцид и физическое уничтожение нашего народа более чем по миллиону человек ежегодно? Да за выживание! За физическое выживание Русской нации» (с. 24).

Можно вообразить, что безработица, дешевая водка, маленькие пенсии, ничтожные пособия на детей и т.д. существуют в России только для русских, для всех же других действуют какие-то иные законы! Да те же «иноэтнические мигранты» не имеют как раз в основном и наших мизерных прав!

Отдельного внимания заслуживают и попытки ввести в программу КПРФ задачу «постепенного ревоцерковления Русского народа» (стр. 40). При общей близости духовных основ христианства и коммунизма, в практической деятельности в современном классовом обществе подходы и действия коммунистов и священников (многие из которых не свободны к тому же от соблазнов капитализма) во многом различны. Непонятно, как подобная партия сможет руководствоваться хотя бы основными положениями марксизма и исторического материализма.

Впрочем, с «материализмом» у Строева как раз все в порядке. На стр. 25 мы узнаем, что «единственным конкретным и реальным смыслом, который наполняет такие понятия, как «патриотизм», «целостность страны», «суверенитет» и т.д. являются материальные потребности каждого человека в отдельности и коллектива людей как целого»!

Нелегко, наверное, таким «патриотам» в нашей не очень материально устроенной  стране!

Предлагаемые же Строевым законы в отношении «некоренного» населения практически не имеют мировых аналогов. В сравнении с ними законы прибалтийских «государств» выглядят весьма гуманными – там все же достаточно знать местный язык, чтобы стать полноправным гражданином! Про проблему разделения народов РФ и отдельных людей, четверть которых рождена в смешанных браках, на «коренные» и «некоренные» уж и говорить не будем.

Национальные проблемы в нынешней РФ действительно существуют, но они целиком порождены классовым обществом. Именно буржуазное общество не позволяет народам, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки, сливаться в гармоничный, взаимодополняющий ансамбль.

Коммунистическая партия РФ сможет победить, только видя главные цели и причины явлений и идя впереди масс, ведя их за собой, а призывы совершить в России не социалистическую, а национально-освободительную революцию могут привести к вырождению не только самой партии, ее идеологии, но и к деградации русского человека.

 

С.Строев ответил письмом в рассылку:

О, критика, однако!
И даже как будто по делу, а не в обычном духе шпиономании.
 
Ну, что ж, почитаем вместе.
 
> Распространяемая С.А. Строевым, членом Центрального районного комитета КПРФ Санкт-Петербурга с 2006 года, брошюра «Новая программа КПРФ. Предложения и критика», служащая во многом основой для ослабляющих единство партии нападок на т.н. «неотроцкистов»
 
Брошюра, о которой идёт речь, выложена здесь http://russoc.kprf.org/Book/NewProgramm.zip
И где в ней "нападки на неотроцкистов"? То ли я чего забыл, то ли уважаемый критик, называя один текст, имеет в виду другой.
Но всё ж таки, брошюра «Новая программа КПРФ. Предложения и критика» - она про новую программу, а не про неотроцкистов и борьбу с оными.
 
 
> По сути, речь идет о развернутой платформе затушевывания классовой природы общества, социальной борьбы, эксплуатации и т.д.
 
Правда? Уважаемый критик не обратил внимание на такую малость, что как раз именно проблеме социальной борьбы в обществе с неофомившейся классовой структурой работа, главным образом, и посвящена.
 
Теперь читаем, что написано у меня в книжке:
"Во-первых, это означает возвращение каждому представителю коренных народов России участия в общенародной собственности на все природные ресурсы страны и материальные блага, созданные общенародным трудом в советские годы. А также гарантия и фактическое обеспечение ренты (независимо от зарплаты) с этой собственности в форме натуральных благ, перечисленных в предыдущей главе (бесплатное жильё, медицина, образование и т.д.).

Исходя из этого должна формулироваться задача ренационализации и возвращения в общенародную собственность всех природных ресурсов, земли, недр, лесов и вод, а также транспорта, энергетического комплекса и других стратегически важных отраслей и предприятий.

Как следствие гарантии природной ренты в форме натуральных благ, должна ставиться задача восстановления бесплатного образования и здравоохранения, а также обеспечения за счёт той же ренты бесплатности, или, по меньшей мере, существенного уменьшения оплаты услуг ЖКХ (второй вопрос референдума), транспорта, гарантирование достойной пенсии, предоставление бесплатного государственного жилья."

 

Ага, тов. Кропоткин полагает, что борьба за возвращение в общенародную собственность всех природных ресурсов, земли, недр, лесов и вод, а также транспорта, энергетического комплекса и других стратегически важных отраслей и предприятий - это не социальная борьба и не классовая, а так, воробьям фиги показывать?

 
Читаем уважаемого критика дальше
 

> Так уже на стр. 5 утверждается, что в «современном постиндустриальном (? оно далеко пока не господствует) обществе нужда связана с дефицитом не продуктов труда, а природных ресурсов».

Следуя этой логике, нужда должна была бы прийти в бедные ресурсами страны Западной Европы и Японию, а в «развивающемся мире» – исчезать! В действительности разрыв в доходах между странами «золотого миллиарда» и «третьим миром» (в пользу первых) растет с каждым десятилетием!

 
Уважаемый критик, ухитрился "не заметить" две "маленькие" детали.
Во-первых, то, что на уровень постиндустриального общества вышли только развитые страны, а никак не "Третий мир", ставший сырьевой периферией.
Во-вторых, то, что вся суть глобализации как раз и состоит в построении "открытого" рыночного пространства - то есть говоря по-простому - В ПРИСВОЕНИИ ресурсов всей планеты капиталократической транснациональной олигархией. Что, кстати, в моей работе пояснено достаточно ясно:
"Итак, конечный «голый» интерес «золотого миллиарда» по отношению к нам состоит вовсе не в том, чтобы эксплуатировать наш труд, а в том, чтобы нас по возможности вообще уничтожить и присвоить принадлежащие нам недра. Это центральный момент, требующий понимания. Отношения «золотого миллиарда» к нам не есть отношения классовые, предполагающие диалектику единства и борьбы, а есть отношения чистого антагонизма, отношения тотального истребления и расчистки территории. "
 
Читаем критику дальше:
 
 

> Далее мы с интересом узнаем, что «класс эксплуатируемых представлен теперь в первую очередь наемными работниками умственного труда – производителями информации, а класс эксплуататоров – собственниками информационного производства…». Одним росчерком пера 95% населения Земли стали непонятно кем – и не буржуазией, и не трудящимися.

 

Когда Маркс писал Манифест и Капитал, 95% населения Земли жило в докапиталистическом, аграрном мире. Однако Маркса, главным образом, интересовали не они, а численно ничтожный на тот момент (в масштабах всего человечества) класс промышленного пролетариата. Почему? Потому что Маркс был диалектик и анализировал общество не в статике, а в его развитии, искал в настоящем зародыш будущего. Ответ доступен?

Кстати, специально для таких критиков как т. Кропоткин я ведь пояснил, что классовая структура общества "Золотого миллиарда" и "мировой периферии" - разная, и анализировать их нужно отдельно.

 

Кропоткин пишет:

> На стр. 8 утверждается: «…«бегство капитала» в страны «третьего мира» – это частный и второстепенный фактор европейского и американского постиндустриализма». Создается впечатление, что Строев вообще лет 10-15 не заглядывал в магазины, где практически все промтовары – из КНР, Тайваня, Юж. Кореи, Малайзии, Таиланда и т.д. Да у нас соленые огурцы – из Индии и Вьетнама! И такая же ситуация – по всему миру. Причем это касается не только бытовой техники и продуктов – только Китай, Бразилия, Индия и Южная Корея выплавляют в 1,5 раза больше стали, чем все страны «Золотого миллиарда» вместе взятые.

 

Читаем, как выглядит исходная - не вырванная из контекста фраза в моей брошюре:

 

Главная методологическая ошибка этой концепции состоит в непонимании или игнорировании базиса, определяющего, согласно марксистской теории, весь характер социально-экономической реальности – развития производительных сил. Именно развитие производительных сил привело к тому, что всё больший объём промышленной продукции производится со всё меньшими затратами человеческого труда. Именно в этом корень постиндустриальной реальности. «Бегство капитала» в страны «третьего мира» – это реально существующий, но частный и второстепенный фактор европейского и американского постиндустриализма."

 

Как видим, я не отрицаю факт "бегства капитала", я говорю о приоритетах. А приоритет - это развитие производительных сил. Это движущая сила истории. Если, конечно, оставаться на позициях марксизма.

 

> Удивление от «выдающегося труда» Строева нас ждет еще не раз. Например, мы узнаем, что «главной причиной иноэтнической миграции в Россию является целенаправленная политика замещения коренных народов». Интересно, а какой «план» выполняют рвущиеся в США мексиканцы? А иммигранты в ФРГ, Францию, Англию, Швецию и т.д.?

 

Дорогой товарищ, план в данном случае выполняют не рвущиеся в США мексиканцы и рвущиеся в Европу арабы и негры, а капиталократическая власть, которая устанавливает миграционные законы. В какую-нибудь Японию рвись-не рвись, а не больно прорвешься.

 

> Интересно бы узнать, как в голове Строева соединяются «планомерная иноэтническая иммиграция в Россию» и планы ее обезлюдить (стр. 9)?

 

Элементарно: сокращение населения параллельно с изменением его этнического состава.

То есть население России исходя из интересов олигархата должно стать меньше и при этом - как можно более некоренным и смешанным.

 

> Можно вообразить, что безработица, дешевая водка, маленькие пенсии, ничтожные пособия на детей и т.д. существуют в России только для русских, для всех же других действуют какие-то иные законы!

 

Воображать можно что угодно, но то, что в России доля этнически Русского населения в общем населении страны существенно больше, чем доля Русских в органах власти, СМИ и бизнесе - это факт апартеида.

И то, что в ряде национальных регионов "малые народы" имеют преференции по нац. признаку, а Русские не имеют таких преференций нигде в России - это тоже факт апартеида.

 

> Отдельного внимания заслуживают и попытки ввести в программу КПРФ задачу «постепенного ревоцерковления Русского народа» (стр. 40). При общей близости духовных основ христианства и коммунизма, в практической деятельности в современном классовом обществе подходы и действия коммунистов и священников (многие из которых не свободны к тому же от соблазнов капитализма) во многом различны.

 

Уважаемый критик невнимателен. Смотрим, что написано в брошюре:

"

Мы убеждены в том, что задача КПРФ состоит, напротив, в деятельном исправлении допущенной нашими историческими предшественниками ошибки – дехристианизации страны. Мы видим нашу задачу в том, чтобы «восстановить симфоническое единство наших духовных и государственных традиций» (Г.А. Зюганов), в постепенном ненасильственном и непринудительном ревоцерковлении Русского народа, в восстановлении роли православной традиции как важнейшей из основ русской национально-культурной самоидентичности и самосознания. В том числе мы считаем необходимым оказывать всяческое содействие скорейшему введению «Основ Православной Культуры» в образовательную программу средней школы на всей территории России в качестве факультативного курса. В этом мы также полностью солидарны с позицией лидера нашей Партии Г.А. Зюганова, который в своём интервью на вопрос «Считаете ли вы правильным обязательное изучение основ религии в школах?» газеты «Известия» и радиостанции «Эхо Москвы» ответил: «Должен быть факультатив. Но надо понимать истоки нравственных, духовных основ жизни общества. Основы православной культуры – это потребность многих людей».

Однако, учитывая опыт внутрипартийной дискуссии по поводу «письма 10 академиков», мы отдаём себе отчёт в том, что в настоящий момент наша Партия в целом ещё не готова к внесению данных задач и формулировок в текст Программы. Мы сознаём, что предложение закрепить данные задачи в Программе может сегодня вызвать в Партии столь же глубокие противоречия и оказаться СТОЛЬ ЖЕ ОПАСНЫМ для единства её рядов, как и предложенная Программной комиссией формулировка о «следовании принципу отделения церкви от государства и школы от церкви».

Поэтому в интересах единства Партии мы предлагаем отказаться от попыток пересмотра формулировки действующей Программы по данному вопросу в равной мере с обеих сторон и считаем целесообразным сохранить формулировку действующей редакции."

 

 

Критик:

> Предлагаемые же Строевым законы в отношении «некоренного» населения практически не имеют мировых аналогов. В сравнении с ними законы прибалтийских «государств» выглядят весьма гуманными

 

"Гуманизм" - это слово, основное достоинство которого состоит в том, что оно красиво звучит и весьма пригодно для навешивания в качестве мишуры. Меня же в данном случае интересовало не то, насколько красиво звучат словеса, а то, какие средства сообразны интересам развития моего народа. Марксизм, знаете ли, вещь вообще весьма чуждая лирике, и один из первейших его постулатов состоит в том, что развитие осуществляется через противоречия. Если интересы нашего развития не умещаются в чьи-то моралистические мечтания - тем хуже для чьих-то мечтаний. Я в данном случае следую Энгельсу: «Справедливость», «человечность», «свобода», «равенство», «братство», «независимость» — до сих пор в панславистском манифесте мы не нашли ничего другого, кроме этих более или менее моральных категорий, которые, правда, очень красиво звучат, но в исторических и политических вопросах ровно ничего не доказывают».

Если критик хочет сказать по делу, пусть попробует доказать, что нам выгодно отдавать свою наследственную коллективную собственность (ресурс нашего развития) всем, кто хочет поучаствовать в её дележе.

 

Критик:

>Коммунистическая партия РФ сможет победить, только видя главные цели и причины явлений и идя впереди масс, ведя их за собой, а призывы совершить в России не социалистическую, а национально-освободительную революцию могут привести к вырождению не только самой партии, ее идеологии, но и к деградации русского человека

 

 

Уважаемый критик, по-видимому, так и не понял, что борьба за возвращение в общенародную собственность всех природных ресурсов, земли, недр, лесов и вод, а также транспорта, энергетического комплекса и других стратегически важных отраслей и предприятий - это и есть база СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ революции. Напомню Постановление Х Съезда, которое, кстати, ни один из последующих Съездов КПРФ не отменял и которое, соответственно, является и сегодня официальным выражением политической линии КПРФ: "Ключ к возрождению России – в единстве и слиянии борьбы трудящихся за социальную справедливость и борьбы патриотов за национальное спасение. Политический режим своими действиями создает объективные предпосылки для новой социалистическая революции в России. Но в современных условиях она может состояться только как результат национально-освободительной борьбы русского народа, объединяющего вокруг себя все остальные народы нашей страны. Такая национально-освободительная борьба в силу наших исторических и национальных особенностей будет неизбежно носить антибуржуазный, антикапиталистический, антиглобалистский характер.

 

 

 

         Назад