Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Русское сокольство -  форма сплочения нации

 

 

Наша страна снова станет могучей, если найти и включить в действие механизм сплочения в первую очередь Русов (Сла­вян и родственных им по пси­хическому складу других пле­мён) как ядра образования еди­ной нации на территориях ис­торической России. И таким видится Сокольское движение, о котором сейчас мало извест­но в силу ряда причин.

СЛАВЯНСКОЕ СОКОЛЬСТВО В ЕВРОПЕ

 

 

 

В XIX в. Чехия входила в состав Австрийской Империи Габсбургов. Для того, чтобы выжить и сохра­нить свою национальную самобыт­ность, славянскую культуру, Чехам удалось найти способ оставаться Славянами и не ассимилировать­ся в немецкой среде. К началу вто­рой половины XIX в. Чехом из Пра­ги Мирославом Тыршем была раз­работана теория национального сопротивления онемечиванию и космополитизму. Теория стала переходить в практическую плос­кость, и в 1862г был создан «Союз соколов» в Праге. Он представлял собой отколовшееся чешское от­деление от немецких гимнасти­ческих союзов (ДТФ). С самого начала «соколы» носили подчёр­кнуто национально-политический характер, рассматривая гимнасти­ку лишь как основу для военно-политического воспитания Чехов в антигерманском духе. К концу 1862г М.Тыршем и его родствен­ником И.Фигнером было создано около 60-ти сокольских общи«, численность которых превышала 1200 членов. Эти яркие предста­вители Славянского народа по праву считаются теоретиками и основателями Сокольства в Евро­пе, а в дальнейшем и на других континентах Земного шара. В 1864г Общество получило назва­ние «Пражские соколы», а позднее был создан Союз Славянских Со­колов (ССС).

Образ птицы сокол - это сим­вол мужского благородства, храб­рости, силы, ума, красоты и любви к свободе. Сокол был избран эм­блемой ещё и как противополож­ность австро-германским имперс­ким орлам -тяжеловатым, с топор­щащимися перьями; сокол изоб­ражался вниз головой, перевёрну­тым, т.е. пикирующим. Такая нео­бычная, нетрадиционная эмблема сразу давала возможность понять коренные, непримиримые разли­чия в политике чешских патрио­тов-националистов и Австрийской Империи.

Вторым этапом развития Со­кольского движения было образо­вание в 1869г Сокольского Союза Пражских дам и барышень, и в том же году произошло объединение Сокольских гимнастических об­ществ в Чешский Сокольский Союз (ЧОС). С начала 70-х годов XIX в. «соколы» стали вести актив­ную панславянскую пропаганду. Уже к 1871 г Соколы насчитывали

в своих рядах более 13 тысяч че­ловек. После окончания победо­носной Русско-Турецкой войны (1877-78) начался период небыва­лого подъёма и роста славянско­го самосознания.

Несмотря на сложные полити­ко-экономические условия в стра­не, Чехам удалось провести пер­вый Сокольский слёт, которым ру­ководил М.Тырш. Для Чехов, не имеющих своей национальной ар­мии, этот слёт был воспринят как проявление национальной силы народа и его единения. Спустя три года, на третьем слёте ЧОС в 1882г впервые выступил сокольский   батальон с военными упраж­нениями. В этот исторический мо­мент каждый Чех ощущал себя ча­стицей этого события, а все Соко­лы олицетворяли армию Родины. Упражнения по системе М.Тырша выполнялись синхронно, и это про­изводило неизгладимое впечатле­ние на присутствующих, их сердца переполняло чувство радости и гордости за сынов Отечества. Та­кое событие явилось причиной мощного притока свежих сил в сокольские организации, в которых проводилось системное обучение на научной социальной базе. С педагогической и медицинской точек зрения система Тырша дала мощный толчок развитию личнос­ти, её возвышенности духа, что в свою очередь явилось двигатель­ной силой всестороннего гармо­ничного становления гражданина патриота.

С началом Первой Мировой войны ССС был распущен как ан­тинемецкая организация. Таким образом. ССС с 1914 по 1918гг пришлось перейти на нелегаль­ное положение и временно обо­сноваться на территории США. В 1918-1920гг часть сокольского ру­ководства перешла со своими ча­стями на сторону России, подняла мятеж против советской власти в Поволжье, а в Сибири поддержа­ла Колчака, выступая под сокольс -кими знаменами в составе бело­гвардейских соединений. В те же годы Масарик и Бенеш, создав­шие Чехословацкую республику, не могли найти точки соприкос­новения с ультранационалисти­ческим сокольским руководством. И только в 1920г было образова­но Чехословацкое сокольство. Слёт, прошедший в том же году, ознаменовал собой конец борь­бы за свободу и объединение че­хословацкой нации. А в 1926г со­колы были утверждены на госу­дарственном уровне; в Европе к этому времени было более мил­лиона членов Сокольских органи­заций.

 

Концом деятельности соколов в Европе послужило начало Вто­рой Мировой войны в 1939г. Со­кольские организации были зап­рещены и распущены. Часть со­кольского руководства эмигриро­вала на Запад, вошла в состав во­енных частей, поддерживающих че­хословацкое правительство в Лон­доне. В 1948г ССС был запрещён в Чехословакии как реакционная организация. И только в 1990г Указом президента Гавела ССС был восстановлен в своих правах со своей традиционной символи­кой и атрибутикой.

СОКОЛЫ РОССИИ

Первое сокольское общество образовалось на Волыни в среде чешских колонистов в 1870г. Чешские соколы видели в России свою естественную Славянскую страну. «Русское гимнастическое общество» было образовано в 1883г и начало налаживать доб­рососедские отношения с Чешс­кими соколами в обход прави­тельства прави­тельства России, которое враждеб­но относилось к идее создания в России Русского Сокольского дви­жения, боясь политических ослож­нений с Австро-Венгрией. Но, не взирая на запреты, в России об­разовывались гимнастические организации, во главе которых в большинстве случаев стояли чеш­ские соколы. К 1901 г в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве были со­зданы аналогичные спортивные общества. Признанием Европой Русского Сокольства явилось при­глашение в Прагу в качестве гос­тей делегатов от гимнастических обществ России на слёт соколов в 1902г. В течение пяти лет Пра­вительство России наблюдало за Соколами, и только в сентябре L907r, когда наступило время сво­бод после революции 1905-1907гг. сменившей Самодержавие на конституционную монархию (после известного Манифеста Им­ператора от 17 октября 1905г), по настоянию Председателя Совета Министров Петра Аркадьевича Сто­лыпина название «Сокол» было разрешено к повсеместному при­менению и поэтому стало возмож­ным переименовывать общества и кружки в общества «Сокол». Военное ведомство при создании «Главной офицерской гимнастической фехтовальной школы» в Москве у Манежной площади использовало сокольскую гимнасти­ческую систему М.Тырша, что полно­стью определило её всеобщее признание. /Впрочем, уже в наше время в Русском Зарубежье, в Лос-Анджелесе, действующая Соколь­ская Академия на сокольских слё­тах в самом начале показательных выступлений символически де­монстрирует фехтовальный номер, тем самым, отмечая значимость для развития Русского Сокольстза вклада этой офицерской школы /.

В 1914г, с началом Первой Мировой войны все инициативы по распространению и совершен­ствованию Русского Сокольства отошли на второй план, и намеченное проведение Сокольского слёта в Москве в этом году было перенесено на неопределённый  срок. И только после смены госу­дарственного строя в России, в Советской Республике в апреле 1919г Союз Русского Сокольства. который был создан 4 (17) июня 1910 г  и успевший провести пер­вый свой съезд в Москве 14-15 апреля 1911г (он установил официальную дату возникновения Со­кольстза в России -I сентября по старому стилю 1907г - в день новолетия  по церковному календа­рю), выступает на Первом Всероссийском съезде по физической культуре, спорту и допризывной подготовке с докладом о своей деятельности. А пять лет спустя в апреле 1923г будущие враги на­ода и иностранные шпионы Карл Радек и Николай Бухарин вносят предложение о закрытии Сокольских организаций как организаций национального толка, т.е. конкрет­но Русского Сокольства; началось «узаконенное» преследование русских соколов. За границей же белая эмиграция Русских людей, осо­бенно в Славянских странах, име­ла возможность свободно и даже при поддержке местных соколов развивать Русское CОКОЛЬСТВО.. И• здесь оно уже превращается в на­циональные культурно-спортив­ные общины с участием лиц всех возрастов - организуется художе­ственная самодеятельность, здесь, -кроме спортивных упражнений с показательными выступлениями, песни, пляски, выезды на природу с вечерними кострами, летние оздоровительные лагеря вдали от обычных баз отдыха и, наконец, концерты со спортивными номе­рами на больших сценах городов. Так, гимнастическое общество «Русский Сокол» возникло в Праге  в январе 1921т, а в Земуне (Югославия) - в июле 1922г. На­чиная с 1927 г Русские Сокольские организации появляются во Фран­ции (Мёдон под Парижем), в Швейцарии (на Женевском озе­ре), в Болгарии (София, Шумен), в Латвии (Рига, Двинск), в Польше (Познань). в Китае (Харбин. Тянь-Зинь), в США (Нью-Йорк). К нача­лу Второй Мировой войны Русское Сокольство имело в своём соста­ве четыре Краевых Союза - в Че­хословакии, Болгарии, Югославии, Франции - и отдельные общества, в целом около 70. В ходе Второй Мировой войны Германия уничто­жила Русское Сокольство и  Со­кольство других Славянских наро­дов . В  зонах  оккупаций  значительная часть соколов-Сла­вян влилась в военно-национали­стические организации Словакии, Хорватии, находящиеся под гер­манским контролем, в дивизию СС «Галичина», в болгарские фашистские дружины. Русские же соколы, после запрещения немцами их организаций, большей частью вли­лись в 1-ю Русскую Национальную Армию генерала Б.Хольстон-Смысловского, ставившего цель -с помощью немцев освободить страну от большевиков («врагов» национальной России), а за­тем, выгнав всенародно немцев, восстановить подлинно Нацио­нальную Историческую Россию. В последующем костяку этой Армии удалось, совершив переход через Альпы (по тропам Суворова), по­кинуть Европу и сильно пополнить Русскую Аргентину.

ДЕВИЗЫ РУССКИХ СОКОЛОВ:

"За Русский народ - Русь Свя­тую!», «За русскую нацию - Рос­сию!», «За Русскую расу - Славян­ство и все народы Русской расы!». «Тот народ побеждает, кто нрав­ственность не попирает!», «Всякое пятнышко на чести Русской жен­щины есть зло, причиняемое Рос­сии и русской нации», «Русский Сокол тот, кто не курит и не пьёт и других вперёд ведёт», «Не в силе Бог, а в Правде, а Правда Божия в любви к своему народу, в братс­кой любви друг к другу»

Честь и слава нашим братьям и сестрам, погибшим за национальную сокольскую идею, и тем, кто мужественно и стойко хранит эту идею в своём сердце.

Теперь о том, как косвенно сокольская идея продолжает жить здесь - на территории нашего Отечества.

Сокол, в понимании русского народа, - лучшая, передовая часть общества, всегда готовая по пер­вому зову встать на защиту своей Родины, земли своих предков, сво­его народа. Русский богатырь Илья Муромец назвал своего сына Сокольничек В былинах чаще встре­чается звание сокол, чем орёл. В советский период соколами назы­вали Ленина и Сталина. В период развития советской авиации появилось высокое звание Сталин­ские Соколы, и они громили в небе немецких ястребов; об этом подробно описано в книге воспо­минаний немецкого лётчика офи­цера Швадебиссе, вышедшей в США в 1962г. Звание Сталинский Сокол было высшим признанием в 30-50-ые годы в СССР. На выставке, при­уроченной 125-ой годовщине со дня рождения И.В.Сталина, в разделе «Соколы» были представлены кни­ги, плакаты, художественные открыт­ки, кино- и фотоматериалы. Среди книг была представлена небольшая по объёму монография руководите­ля Православной Русской Академии Ковалькова Вячеслава Павловича «Русским соколам»/|Ц2001/, нашед­шая признание и в РФ, и за рубе­жом. В структуре этой обществен­ной Академии, которой в январе 2006г исполняется 14 лет, органи­зовано Отделение «Русский Сокол» со своим Уставом, гимном, эмбле­мой. На эмблеме аллегорически изображена победа добра над злом - высоко над землёй в лучах солн­ца сокол разрывает змею, которая душила Земной шар (известный иудо-масонский символ); этим сокол совершает обряд очищения Земли от скверны, устанавливая тор­жество добра над злом, хотя и через кровь.

Пусть хранят нашу Родину Святые заступники земли Русской и подвигами своими воодушевляют, вразумляют и наставляют на путь истинный Русский народ, народ Богоносец, народ Победитель!

Слава Русскому народу! Слава Русскому воинству!

Слава России! Слава Рус­ским Соколам!__________

Мы осознаём, что новейшее Смутное время, начавшееся с 9(22) января 1905. продолжается, растянувшись более чем на сто лет, и что его преодоление может быть осуществлено путём массового развития Сокольского движения, с его замыслом объединения всех родственных Святой Руси народов под знаменем и эмблемой Русского Сокольства.

Начальник Отделения

«Русский Сокол», действительный член Православной Русской Академии В.П.ТИХОНОВ

Наш адрес: Россия, 141411, Московская область, г. Химки-11, а/я №26

 Комментарий сайта: в отличие от русского скаутинга сокольство исследователям детских движений известно мало. Конечно, сказывается и запятнанность связью с фашистами... Но в целом в наши дни молодежное движение, имеющее целью возрождение национальных нравственных традиций, вполне может быть востребовано. А то ребята в скинхеды пойдут, кому от этого лучше? Надо только, чтобы соколы не забывали, что они - не единственная детско-юношеская организация в России. И что пионеры - тоже наследники славных традиций Отечества. Если же весь советский период рассматривать как часть смуты, то приверженность национальной идее будет, фигурально выражаясь, хромой. Ведь советский период - время наибольшей национальной славы русских. 

Выскажите ваше мнение на форуме. 
 
 

         Назад