Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Мн   

                                  

Феномен Кара-Мурзы

 Сергей Георгиевич Кара-Мурза – это не просто яркий, убедительный публицист оппозиционного лагеря. Слава Богу, яркие публицисты у нас не перевелись. И не просто автор неожиданных разоблачений: и тут у нас есть несравненные фигуры! Но вот только С.Г Кара-Мурза оказался лидером большого сообщества думающих людей, между собой называющих себя карамурзистами. (Я не в обиду многим другим нашим властителям дум это говорю. Мы при случае рассмотрим и другие феномены). И именно эти люди создавали сайты и даже газету «Точка.ру», циклы лекций и выступления Сергея Георгиевича. Но это только верхушка айсберга. Гораздо важнее то влияние, которое оказывают публикации Сергея Георгиевича на мыслящее сообщество России и других стран. Вот в причинах этого феномена и хочется разобраться.

 Вспомним, как нам стало известно это имя. Публикации в оппозиционной прессе. Потом появление брошюрки «вырвать электроды из нашего мозга», а затем «Интеллигенция на пепелище России». Примерно тогда же, в середине 90-ых, серия лекций под названием «Школа Кара-Мурзы», попытка баллотироваться в Госдуму, поддержка других депутатов. Потом политическая активность отходит на задний план, а власть над умами только растет. С чем это связано?

            Конечно, огромную роль сыграло громко прозвучавшее утверждение Сергея Георгиевича: то, что «светочи прогресса»-демократы называют «разоблачением советской пропаганды», на самом деле манипуляция сознанием. А ведь для тогдашней интеллигенции это разоблачение было величайшим достижением перестройки, гарантией светлого будущего, «свежим ветром перемен». Вообще-то технологии манипуляции, мифотворчество было известно и раньше. Почему же так мало людей оказались готовы применить эти знания к современной им реальности поздней перестройки?

Ответ стал понятен из книг С.Г. Кара-Мурзы, появившихся позднее. Впрочем, он следовал и из более ранних исследований Сергея Георгиевича. Мы, советская интеллигенция, представляли собой западоцентричных или европоориентированных граждан, и были уверены, что иной взгляд  и невозможен. И в то же время мы оставались носителями традиционных ценностей, представления об обществе как о семье, что и позволило так легко сподвигнуть интеллигенцию на самоуничтожение: в глубине души мы не верили, что государство, как бы мы его ни ругали, допустит это: оно ведь всегда о нас заботилось!

Вскрытию этого феномена и были посвящены работы Сергея Георгиевича.

Особое место среди его  книг этого периода занимает двухтомник о советской цивилизации. Это восхитительные воспоминания, трогательные в том, что касается детских переживаний автора, вселяющие гордость за страну, в которой мы жили. И действительно, книгу можно рассматривать как памятник эпохе, чем она и привлекла внимание и любовь миллионов граждан СССР и даже тех, кто родился позднее. Но надо обратить внимание на второе слово в заголовке: цивилизация. Это не просто воспоминания. Это попытка осмыслить «через жизнь» особенности организации, в которой граждане считали правильными «демократические» евроцентристские взгляды, и в то же время разделяли, вместе с властями, практически все основные ценности традиционного общества.

Иными словами, Сергей Георгиевич явно заявил о необходимости использования цивилизационного подхода в обществоведении, чем настроил против себя многих сторонников марксизма. Однако в анализе общественной ситуации С.Г. Кара-Мурзы вполне явственно проглядывает и классовый подход: во многих случаях учитываются и классовые противоречия, и происходит осуждение многих безобразий с классовых позиций (думаю, все помнят образы бездомных в Испании). Другое дело, не делаются попытки найти классовое противостояние там, где его нет, например, в России начала XX века, где пролетариат еще не выделился из крестьянства. Да и у нас сейчас только «процесс идет».

Вот это «течение процесса», преломляемое через призму анализа Сергеем Георгиевичем, и представляет самое интересное во всем его творчестве. Оно составляет важную часть в моделировании «нациеобразования», о чем С.Г. Кара-Мурза много пишет, начиная с середины нулевых. Действительно, русский народ, как и другие народы России, находится внутри нескольких процессов. И наиболее важный связан с цивилизационными изменениями. Индивидуалистические ценности постмодерна, сыгравшие очень большую роль в развитии современной западной цивилизации и сильно повлиявшие на многие другие, уже в XIX веке оказались неприемлемыми для многих и на Западе – это можно назвать любого писателя-классика, не говоря уж о марксистах, -  и в других странах, например, в России (вспомните В.Г. Белинского, шокированного буржуазной Европой, да и Пушкин уже об этом говорил). Необходимость обращения к традиционным ценностям там, где они сохранились, и было той спецификой «русского коммунизма», о котором много пишет Сергей Георгиевич.

Но промышленное развитие России и окраин, основная составляющая Советского проекта, не могла не привести к изменению сознания, в частности, в сторону модерна. .  Кстати, именно С.Г. узрел «бунт интеллигенции» как результат неудовлетворения новых потребностей урбанизованного мира, т.е. модерна за счет средств традиционного советского воззрения.

Известно, что находясь внутри системы, дать описание этой системе нельзя. С.Г. Кара-Мурза смог рассмотреть особенности советской цивилизации и того, что пришло ей на смену, находясь как бы вне ее. С одной стороны, он очевидным образом разделяет сохранившиеся в советское время традиционные ценности. С другой, он как ученый, уже детище новой системы взглядов. Это видно и по языку его работ, который близок по лексике и по приемам, в частности, использованию иронии, к языку либеральной интеллигенции, т.е. людям модерна.  мира, т.е. модерна силами традиционного советского воззрения.

Этот выход из старых систем прокладывает нам дорогу в будущее. Сейчас на смену представлениям модерна приходит постмодерн, т.е. осмеяние и отрицание без позитива. В результате мы не можем говорить о будущем, которое на этом языке выглядит каким-то балаганом, в чем нетрудно убедиться, обратившись к либеральному дискурсу.  Явно должен быть некий синтез взглядов, который обеспечил бы мировосприятие человека сегодня и завтра, в ходе серьезных и трагических перемен, И в «вынесенной за скобки» цивилизационных предпочтений авторской позиции С.Г. Кара-Мурзы мы видим именно такой (или хотя бы один из именно таких) подходов. 

Вот почему переиздаются и перечитываются книги Сергея Георгиевича пятнадцати-двадцатилетней давности. А новые работы – и подступы к новому обществоведению, и практические наработки о решении сиюминутных проблем в ситуации иссякания советского запаса прочности – вызывают внимание и интерес тех, кто готов объективно, рассудочно, как положено человеку модерна, осознать общественные процессы. И в то же время в душе сохраняя  традиционные ценности, которые ценятся все выше и выше в нашу деструктивную эпоху.

Ваш читатель всегда ждет Вас, Сергей Георгиевич!   

           

Н. Юрьева 

Комментарий сайта: К поздравлениям присоединяемся!

         Назад