Мн Правовые и социальные аспекты введения ювенальной юстиции в РФ К рассмотрению на Госсовете 27.12.2010 пакета документов по введению ювенальной юстиции
Введение системы ЮЮ, делающей нормой принудительное изъятие детей полноправных граждан без достаточных и соразмерных санкциям оснований, изменяет базовые конституционные основы РФ, как социального государства. В частности, ЮЮ нарушает ряд положений Конституции РФ и норм международного права, в частности, Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 года (http://www.un.org/russian/documen/convents/genocide.htm), как минимум, пункта «e» Ст 2 настоящей конвенции - « насильственная передача детей из одной человеческой группы в другую». Кроме того, сама угроза лишения детей в результате действия органов ЮЮ, в частности, по мотивам «недостаточности доходов» ( не говоря о настойчиво предлагаемой лоббистами ЮЮ регламентации «прав на деторождение») окажет существенное воздействие на решение родителей на рождение ребенка, что подпадает под пункт d - «меры, рассчитанные на предотвращение деторождения в среде такой группы» и отчасти - пункта с – «предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее». Учитывая, что принудительное отделение детей от биологических родителей причиняет и детям, и родителям, сильнейшие моральные страдания, способные вызвать существенный вред душевному и физическому здоровью, практика ЮЮ подпадает и под пункт «b» - « причинение серьезных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы» Соответственно, обычная для ЮЮ практика массового и необоснованного изъятия детей из родительской семьи подпадает под ст. 357 УК РФ «Геноцид» ( http://www.zakonrf.info/uk/357/ ) Система ЮЮ противоречит общепринятым исторически сложившимся правовым нормам, и моральным ценностям разделяемым основными мировыми религиями и культурами, и имеет ряд признаков, характерных для тоталитарной идеологии. Ни одна из исторически известных правовых систем не оспаривает естественной социальной нормы совместного проживания родителей и несовершеннолетних детей, непосредственно вытекающей из биосоциальной природы человека и общества. Исторически разлучение детей и родителей допускалось исключительно в отношении рабов. Европейское феодальное право, наделяя феодала несоразмерно большими правами в отношении крепостных , включая личную зависимость, право первой ночи, пытки и телесные наказания, не позволяло произвольно разлучать семьи крепостных, в том числе – в случае продажи или передачи другому владельцу. Таким образом , даже в отношении феодально зависимых сословий право детей на совместное проживание с родителями рассматривалась как неотъемлемое естественное право, наряду с правом на жизнь. Естественность родительских прав и , тем более, прав ребенка на воспитание в семье биологических родителей была и остается настолько естественной , что соответствующие положения попросту не зафиксированы в правовом корпусе большинства государств, как самоочевидные. Введение ЮЮ означает единовременное качественное изменение правового положения всех детей и всех родителей путем введения всеобщей принудительной опеки над всеми детьми. Де факто изымаются из семьи все дети, взамен чего вводится разрешительный порядок совместного проживания несовершеннолетних детей в родительской семье, со стороны органов опеки обставленный множеством произвольных, часто невыполнимых или антиконституционных, требований. Кроме умаления достоинства личности ( ст. 21 Конст. РФ), нарушаются также ст.23 и 24 Конст. РФ ( неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна, сбор , использование и распространение информации о частной жизни лица) Фактическое введение ЮЮ имущественного ценза на родительские права грубо нарушает общепринятый принцип равноправия граждан, зафиксированный, в частности, в ст.19 Конст. РФ: «Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, происхождения, имущественного и должностного положения…Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной….принадлежности». В РФ, где до половины занятого (!) населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, введение имущественного ценза на родительские права будет означать изъятие из семьи более чем половины детей якобы в связи с виной родителей, якобы «не желающих» материально обеспечить детей на «должном» уровне, произвольно определяемом органами ЮЮ. Следует отметить, что имущественное положение родителей зависит не только от их стремления заработать и индивидуальной «конкурентоспособности», но от общеэкономической, а часто мировой конъюнктуры. Таким образом, введение ЮЮ в условиях характерного для РФ и его депрессивных регионов социально-экономического кризиса и неоправданно высокого расслоения по доходам будет усугублять Неоднократно отмечалось, что сама концепция ЮЮ, игнорирующая общепринятые нормы права и морали, строится на ряде чисто идеологических и весьма тоталитарных постулатов, не обоснованных ни наукой ( психологией, социологией, криминологией…), ни практикой. В этом плане ЮЮ неоднократно сравнивалась с опасными тоталитарными сектами, такими как сайентология Р.Хаббарда. Таким образом, введение ЮЮ, основанной на спорных идеологических постулатах и придание ей государственного статуса будет нарушением п. 2 ст. 13 Конст.РФ: «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной»
Главная угроза правам и свободам граждан РФ, исходящая от ЮЮ – полное игнорирование громадного и непоправимого вреда, наносимого детям и их родителям в ходе деятельности органов ЮЮ. Под видом «защиты прав ребенка» ЮЮ вводит в обычную практику карательные санкции для детей и родителей, явно несоразмерные с инкриминируемыми нарушениями ЮЮ рассматривает «изъятие» детей из родительской семьи как адекватное средство, якобы улучшающее положение детей, игнорируя причинение ребенку и его родителям фатального морального ,психологического, социального вреда, несоразмерного с декларируемой для ребенка и общества «пользой». С точки зрения психологии, сильнейшая эмоциональная привязанность детей и родителей ( и, соответственно, моральная травма – в случае утраты детей или родителей) обусловлена не только социально-культурными причинами, но и сильнейшими инстинктами, лежащими в основе человеческой психики - инстинктом самосохранения для детей и инстинктом защиты и заботы о потомстве – для родителей. Утрата детей или родителей является наиболее тяжелой из возможных для человека психологических травм, затрагивая эмоциональную и ценностную основу человеческой психики. Принудительное разделение семьи наносит ущерб не намного меньший, чем утрата членов семьи вследствие смерти. Известно также, что утрата родителей, особенно в результате принуждения со стороны государства, ни в коей мере не «компенсируется» содержанием ребенка в воспитательных учреждениях или передачей их в семьи усыновителей, независимо от материальных условий содержания. Очевидно также, что сама угроза принудительного разделения семьи, не только реальная, но и потенциальная, причиняет членам семьи острый либо хронический стресс, вызывая моральные страдания и провоцируя психогенные заболевания. Поэтому внесению соответствующих законопроектов должно предшествовать как минимум независимое и адекватное социально-медицинское исследование, позволяющее адекватно оценить моральный, физический и социальный ущерб, связанный с утратой ( разделением) детей и родителей. В том числе – сопоставить объективную и субъективную тяжесть ювенальных санкций с санкциями, используемыми в уголовной и административной практике. Без такого исследования решение законодательной власти не может считаться информированным. Неправовой характер ЮЮ. Предлагаемая модель ЮЮ в качестве средства «семейной коррекции» широко использует тяжелейшие и несоразмерные с нарушениями санкции, направленные как на родителей, так и на сам объект «защиты» - ребенка. Это нарушает общепринятые в современном уголовном и гражданском праве принципы гуманизма ( особенно в отношении изымаемых детей) и соразмерности наказания преступлению, подменяет принцип вины нарушающим основы правовой системы принципом коллективной ответственности. Общеизвестно также игнорирование европейскими органами ЮЮ принципа презумпции невиновности, что, в частности, проявляется в исключительно высоком (не менее 50%) доле юридически необоснованных решений. Это означает, что использование самого термина «юстиция» неправомерно и имеет целью преднамеренное введение в заблуждение. Налицо – система устрашения ( террора), делающая граждан, включая детей, как номинальный объект защиты, заложниками карательной системы. Так, согласно докладу Генерального инспектора по социальным делам Пьера Навеса и Генерального инспектора юридического отдела Брюно Катала о положении дел в судах по делам несовершеннолетних и социальных службах, о разлучении детей с родителями, во Франции к 2000-му году было отнято у родителей 2 млн. детей, причем половина из них юридически безосновательно [ http://juvenaljustice.ru/index.php/yuvenalnaya-yusticiya-o-proekte ]. Таким образом, даже сравнительно малокоррумпированная европейская ЮЮ допускает до половины очевидных ошибок, выявляемых даже при формальной проверке. В целом же, учитывая несоразмерность наносимого изъятием детей вреда декларируемой пользе, обоснованность базовых принципов ЮЮ и ее деятельности оказывается крайне сомнительной, и в ЕС уже ставится вопрос о необходимости отказа от ЮЮ, по крайней мере, в том виде, в котором ее намереваются внедрить в РФ. В конечном счете, тоталитарная антисемейная идеология, лежащая в основе ЮЮ, практически полностью парализует собственно защиту прав детей от основных социальных и криминальных угроз, лежащих вне семьи. «Действительные проблемы детей, включая насилие со стороны педофилов, жестокое обращение вплоть до убийства, службы ювенальной юстиции не решают, обращая свой террор исключительно против родителей и института семьи, а в конечном итоге - против самих детей (зачастую отнимая последних у тех, кто их любит, и отдавая в руки будущим палачам). Пожалуй, наиболее иллюстрирующим такое положение является случай в немецком городе Вормс, где ювенальщики в 1993 г. «доблестно» раскрыли целую «сеть педофилов», состоящую из 27 родителей, а также дедушек и бабушек. Само собой разумеется, что 15 «детей-жертв» немедленно отправили в приют «Воробьиное гнездо», а их подозреваемых родственников — в тюрьму. За четыре года процесса большинство обвиняемых потеряли работу, разорились, оказались в разводе с оставшимися на свободе супругами, а одна из них и вовсе умерла. В 1997 г. все они были судом полностью оправданы ввиду «полного отсутствия состава преступления», а дело закрыто с заключением, что «показания детей были неверно интерпретированы». Трагизм ситуации состоит в том, что единственным настоящим педофилом в этой истории оказался как раз изобличенный в 2007 г. неопровержимыми уликами директор детского приюта, куда отдали детей, успевший за время следствия их развратить и настроить против своих невиновных домочадцев. Естественно, что никто из чиновников, искалечивших судьбы нескольких десятков человек, наказан не был. Как, впрочем, и во множестве всех остальных случаев, на деле ставших преступлениями против детей, приведших их к серьезным психическим, физическим травмам и даже смерти» ( цит. по Ю. Гордеев О ювенальной юстиции, педофилии и… деградации европейцев http://www.fondsk.ru/news/2010/12/13/o-juvenalnoj-justicii-pedofilii-i-degradacii-evropejcev.html )
Что касается РФ и аналогичных стран с переходной экономикой , то здесь на первый план выходят коррупционные угрозы, при которых угроза изъятия ребенка может использоваться для вымогательства, а также различные виды злоупотреблений, вплоть до торговли людьми и криминального изъятия донорских органов. В условиях коррупции власти на местах неизбежно угроза изъятия детей неизбежно станет средством давления на гражданское общество, прессу, общественных и политических деятелей, средством фальсификации выборов. При этом громадная фактическая власть ЮЮ над гражданами, при отсутствии механизмов адекватного контроля де факто изменяет всю политическую и правовую систему РФ. Официально признаваемый высокий уровень коррупции и высокая латентность должностных преступлений указывает, что введение ЮЮ в современной России преждевременно хотя бы потому, что вред от коррупционных злоупотреблений властью существенно превысит декларируемую пользу. Однако главный довод в пользу отказа РФ от внедрения ЮЮ – внутриполитическая и этноконфессиональная ситуация в России, находящаяся на грани устойчивости. Поскольку ЮЮ находятся в резком противоречии с социальными доктринами основных религий, обычаями ( обычным правом) и моральными нормами народов, составляющих население РФ, введение системы ЮЮ неизбежно вызовет резкий рост социальной, межконфессиональной и межэтнической напряженности и регионального сепаратизма, приведет к необратимой утрате доверия к власти и первым лицам государства. В качестве примера грубого вмешательства государства в сферу семейного права можно привести попытку введения системы принудительного контроля над рождаемостью, концептуально близкой к ЮЮ,в Индии. Результатом введения принудительных мер по контролю над рождаемостью стал политический кризис, утрата доверия населения к правящей партии ( ИНК) и в конечном счете – к убийству инициатора проекта главы государства - Индиры Ганди, собственной охраной. Избранный после смерти И. Ганди ее сын Раджив Ганди был также убит. Выводы. · Как показывает опыт ЕС, система ЮЮ, игнорируя вред, наносимый гражданам и обществу масштабным изъятием детей из в целом благополучных и устойчивых семей, намного превысил декларируемую создателями ЮЮ пользу, в результате чего ЕС движется к отказа от ЮЮ – во всяком случае, от ее радикального варианта. · В самой концепции и правоприменительной практике ЮЮ усматриваются элементы неправового подхода: явная несоразмерность санкций характеру нарушений, коллективная ответственность, применение санкций ( передача в систему опеки) в отношении ребенка, как объекта защиты, нарушения конституционных прав и свобод, а потенциально – нарушении Конвенции ООН 1948 года «О геноциде…» · Применительно же к России с ее низким уровнем жизни, высокой коррумпированностью, нарастающей межэтнической и межрелигиозной напряженностью внедрение ЮЮ, принципы которой противоречат религиозным и социокультурным нормам народов РФ, неизбежно приведет к росту напряженности и необратимой утрате доверия к власти. · Законопроекты в области ЮЮ требуют тщательной дополнительной проверки со стороны органов Прокуратуры и Конституционного Суда РФ, так как в них имеются признаки несоответствия Конституции РФ и действующему законодательству РФ.
Александр Дмитриевич Орлов
Прислано по электронной почте
|
Комментарий сайта: надо иметь в виду, что уже в Семейном кодексе существуют статьи, позволяющие изымать детей из семей под очень смутным предлогом "ненадлежащего воспитания". Хороша юриспруденция! |