Главная anti-glob                     Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

·                                

Переформатированное общество

И увидел новое небо и новую землю

 

Ну, и что дальше? То, что мир летит в пропасть, и без нас все знают. Делать-то что? И главное – кто? Кто сейчас способен как-то повлиять на происходящее?

Нет, с одной стороны с политической активностью и классовой солидарностью все в порядке. Как в «Манифесте»: «все силы старого мира объединились…». В нашем случае это группа олигархов, которые они сами себя очертили: «А у кого нет миллиарда, тот пусть идет в …» (не припомню, куда именно). А также «нанятые им менеджеры, т.е. управление, в нашем случае – управление государством. Ну, и уровнем пониже. Главное, на кого они работают. И после кризисной заморозки бюджетных зарплат и одновременной выплаты денег банкам, приведшей к удвоению числа миллиардеров в России, вопрос: «С кем едина эта «Россия» уже не встает.

            Но и наниматели, и наемные менеджеры – все на службе более серьезных структур. «Вашингтонский обком»? Да, и это тоже. Но ведь над каждым обкомом есть ЦК. Назовем его транснациональный финансовый капитал и не будем вдаваться в подробности.

            Теперь пусть будет выслушана другая сторона. В Европе она заявляет о себе громко, как только – затрагивают ее права. Однако в партийные привязанности недовольство не выливается: коммунистические партии везде захирели, всякие социал-демократы стали неотличимы от консерваторов. Протесты организуют профсоюзы, инициативные группы  и другие НКО.

            А у нас, в бывшей СНГ, - ни протестов, ни партий. Кое-где еще возможен бунт. Но при ближайшем рассмотрении оказывается, что пришлось очень постараться, чтобы его организовать. И старались вовсе не радетели за народ и даже не местные.

            Самая интересная ситуация в России. Ни отнимание льгот, ни замораживание зарплат, на превращение образования и здравоохранения в платное не способно не то что сподвигнуть на выражение протеста, а даже повлиять на отношение к власти. А отношение к ней, точнее, к ним – ветвей несколько – вообще фантастическое. Если верить опросам Левада-центра, в июне (когда уже было известно о платном образовании и здравоохранении) наших заботливых руководителей любило более 70%. Правда, правительство, возглавляемое этими любимыми руководителями, одобряла половина населения. Я уж молчу, что таким образом эта половина одобрила все реформы, в том числе успевшие ударить по кошельку (как тарифы на ЖКХ выросли!). Меня волнуют те 20%, которые правительство не одобрили. С чего тогда они так любят тех, кто этими министрами руководит – президента (силовые министерства, МИД) и премьера (остальные).

            Возможны два ответа. Первый: ну народ у нас такой, дебилы и пьяницы, им показали мускулистого мужичка или продвинутого блоггера, они и расплылись, полюбили сердцем, оставив голову в стороне от политики, про которую им уже двадцать лет внушают, что лучше не интересоваться – дело грязное. Зная технологии манипуляции сознанием, вполне можно поверить, что и впрямь дебилизовали нашего брата. Более того, для поколения, с пеленок смотревшего рекламу, это во многом верно. В той же степени, что и для американцев и европейцев, где уж и не осталось иных поколений. Да, там тоже умеют воздействовать так, что большинство на Западе и сейчас верит, что теракт 11 сентября 2001г. совершила Аль-Каеда (а Восточная Европа не верит, даже в Германии по отношению к этому событию четко проводится граница между бывшими восточными и западными немцами).  Однако когда дело касается кошелька или даже более абстрактных прав отдельного гражданина, никакое зомбирование не помогает: протестуют, да еще как. Наши в этой ситуации, даже уже увидев, где митингуют в защиту их же прав, не подойдут, а стыдливо похихикают: вот дурачки, а я умный – пусть последние деньги отберут, а протестовать не буду!

            Так что это за помрачение, распространяющееся и на тех, кого с детства рекламой не готовили к зомбированию, на тех, кто все понимает и даже, возможно, не любит наших руководителей и не голосует за «Едимроссов». Мне они напоминают мужика-погорельца. Который, видя, что потерянного не вернуть, машет рукой и спускает все оставшееся. Или человека, потрясенного утратой или приближающимся несчастьем, который не в состоянии адекватно реагировать, считать деньги, планировать будущее. Какие уж ту выборы-партии, когда почва из-под ног ушла!

            С тем, что мы не можем понять, на каком очутились свете, согласны многие. Сначала шок от смены ориентиров, причем не только политических, но и моральных: в конце 80-ых выяснилось, что воровать, бл.дствовать, обманывать и предавать – хорошо. В начале 90-ых – что честно трудиться, быть профессионалом, держать слово, относиться к людям с сочувствием – это плохо, да просто ужасно для твоего благосостояния. Для семьи. И если распад страны и появление богатеев как-то с течением времени оказалось принято большинством, то разрушение моральных норм не принято очень многими и иногда делаются попытки их возвращения, как это было сделано с понятием «патриотизм» в начале тысячелетия.

            Однако устои продолжали разрушаться. Особенно поспособствовали этому дефолт 1998г. и мировой финансовый кризис 2009г. Только поверили, что деловая хватка и предприимчивость выведут из быдла в короли. Ан глядь – банкротство, увольнение. И снова ты лох. И что самое ужасное, понятно, что твердой земли под ногами больше не будет.

Так что большая часть нашего населения действительно чувствует себя потерянно в этом мире и не видит не только сил, которые могут вывести на привычную твердую почву для планирования, жизни и борьбы, но даже не понимают, в чем должна заключаться такая почва. Чтоб был порядок? Хорошо бы, а какой? И звучат для нашего потерявшего себя соотечественника имена то Сталина, то Николая Второго или Столыпина, и поддерживает он в разговоре то коммунистов: «Ведь были же мы второй сверхдержавой!», то националистов: «Главное – это единство по крови, а все эти интернационалисты…» О вере и церкви молчим, но ,судя по популярности такой экзотики, как родноверие, тут то же самое – ухватиться бы за что-нибудь и держаться, отвергая все доводы.

Так и в политических пристрастиях: и видит человек, что власти его разоряют и обворовывают детей, но – а что еще есть? Пусть уж хоть так…Потому что катастрофа уже разразилась и может стать еще страшнее. Так думают те, кто привык обдумывать происходящее. А те, кто по разным причинам успешно подвергается зомбированию, делают, что внушили: голосуют «как надо» или демонстративно плюют «на грязную политику». Результат примерно одинаков – активное участие в делах страны этих людей исключено.

Как видите, для большинства населения борьба за снижение квартплаты или за нормальное бесплатное образование – вещь абсолютно бессмысленная на фоне катастрофических потерь и предчувствий (еще для кого-то – бессмысленная, потому что так внушили). Но что остается делать лишенным почвы под ногами, кроме как спиваться и вешаться? (что тоже встречается). Из того, что держит на земле, остается  только самое глубинное: семья, дружба. И это тоже рассыпается на глазах: многие дети уже вполне «зомбированы» на свободу от родителей. Но все-таки что-то ведь остается! И эти чувства свойственны не только родителям, которые помнят ценность любви и дружбы по прежним временам, но часто и их детям. И не только потому, что те все еще читают классику и смотрят советские фильмы. Просто стремление к нормальным человеческим отношениям глубоко укоренены в каждом молодом человеке.

И вместо партий и профсоюзов возникают попытки создать какие-то общины, взять землю и обрабатывать сообща. Жить своей человеческой жизнью и забыть о мире, теряющем человеческий облик. Иногда этот порыв поддерживают и мистические чувства: христианские, сектантские. Поскольку таких поселений становится все больше, можно говорить о тенденции. А подкрепляется она созданием сообществ родителей, вместе организующих обучение детей вещам, которым их не учат в школах, прихожан храмов, налаживающих взаимопомощь и обмен детскими вещами. В общем, какой-то возврат к миру русской общины (и не только русской), возвращение к братству независимо от новых экономических отношений, выстроивших бесчеловечный и бесперспективный нынешний мир.

И остальной мир эта тенденция не обошла. Хоть там и не отказываются от привычных средств борьбы за свои права, но и сохранение человеческих, божеских отношений тоже очень ценится. И знаменитый дауншифтинг, т.е. отказ от карьерного успеха тоже в какой-то степени возвращение к человечности.

Тогда что же, будущее за такими общинами? А общее управление сложными технологическими системами и процессами, характеризующими огромные человеческие сообщества, кто и как будет направлять? Пока перспектив создания таких управляющих структур на базе братских общин не просматривается.

И еще одно настораживает: смутная параллель с еще одной попыткой из недр урбанизованного индустриального общества вернуться к всенародному братству. Именно этим характеризовался фашизм в Германии, Италии.  Из братства единокровцев иногда возникает какое-то звериное неприятие «других». Неужели неизбежно?

Так что же делать, чтобы пережить этот конец света, который пока развертывается как конец привычных ценностей и структур, а дальше вполне может и материализоваться и воплотиться в войны и разрушения? Уйти в поля и возделывать их, чтобы прокормиться хотя бы с семьей и друзьями? Учитывая огромные пустующие угодья, наверное, в этом есть смысл. Но что сохранится из материального в грядущих катаклизмах? А вот те духовны ценности, которые помогали переносить страшные тяготы в традиционном обществе, обеспечили экономическое чудо индустриализации в Советской России (кстати, японское экономическое чудо тоже базировалось на национальных ценностях) - все это надо сохранить. Конечно, это сознание, что духовное выше материального. А духовное – это и религиозные установки, и заветы предков, и нравственные нормы, которые из нас пытаются выбить – но не выбили. Это наш коллективизм, находящий воплощение и в дореволюционных, и в коммунистических – даже позднесоветских традициях. А еще – нужно сохранить достоинство. А для этого придется давать отпор тем, кто смешивает нас с грязью, поскольку нет у нас миллиарда. Так что тихой отсидки и размеренного созерцания такая установка не обещает.

Но зато у нас есть шанс остаться людьми

О.Сокольников

Комментарий сайта: некоторые мысли автора созвучны антиглобалистскому воззванию "Прорвемся!". Только мы не останавливаемся, когда надо выяснить, что за центры теперь перехватывают управление :)

         Назад