Вопрос
вопросов
Профессор
права Колумбийского Университета, Генеральный Советник FSF, доктор Эбен Моглен в
своей прекрасной и содержательной речи "Die Gedanken Sind Frei: свободное
программное обеспечение и борьба за свободную мысль http://emoglen.law.columbia.edu/publications/berlin-keynote.html
озвученной на конференции Wizards of OS 3 в июне 2004 года, предпринимает
экскурс в историю европейского духа. Др. Моглен
http://moglen.law.columbia.edu/ проводит различие между предшествующими
поколениями борцов за свободу мысли, которые основывались на утопизме, и
современным движением, которое, по его мнению, не должно ставить никаких
метафизических целей и ограничиться лишь горизонтом технологического развития
как средством для улучшения жизни. Технология, в отличие от гегельянского или
марксистского потока истории, не может быть обращена вспять. В этом наша
специальная роль в длинной истории борьбы за свободную мысль. Условия, которые
создали эту уникальную ситуацию, - революция, основанная не на мечтах о том,
что может быть, но на распознавании тех возможностей, что уже есть: этому мы
обязаны индустриальному капитализму XX века. Он сойдет, он должен сойти со сцены
истории, так как сам работает на свое разрушение, - утверждает др. Моглен.
Представляется, однако, что эта точка зрения, несмотря на свою внешнюю
убедительность, сильно уязвима. Начать с того, что, отказываясь от утопизма ,
Эбен Моглен сам впадает в утопизм. А именно в утопическое воззрение, что
технология сама по себе волшебным образом может преобразовать мир
http://en.wikipedia.org/wiki/Techno-utopianism. Собственно ничего нового в
этом воззрении нет каждая революционная эпоха в развитии науки и технологии
порождает такие надежды. Но, как правило, они оказываются, по меньшей мере,
сильно завышенными. Ничего нового нет и в редукционистских призывах не ставить
глобальных целей и не заниматься мечтами . Еще полтораста лет назад видный
русский прогрессивный публицист Дмитрий Иванович Писарев противопоставлял мечты
реализму и писал, что молодежь должна проникнуться "глубочайшим уважением и
пламенной любовью к распластанной лягушке... Тут-то именно, в самой лягушке, и
заключается спасение и обновление русского народа".
Влияние позиции проф. Моглена придает, однако, то, что она органично вписывается
в общий контекст европейского мышления эпохи постиндустриализма, для которого
характерно неприятие больших нарративов, больших проектов . На индивидуальном
уровне эта позиция приводит многих прогрессивно мыслящих работников передовых
технологических производств к установке «не занимайся политикой, пиши код» .
К чему мы подняли этот вопрос? К тому, что он имеет прямое отношение к идеологии
партии. Перед нами два пути: или руководствуясь описанной позицией ограничить
идеологию специализированными вопросами (хотя, будучи доведена до логического
предела, редукционистская концепция ставит под сомнение и саму необходимость
партии), или идти в направлении от общего к частному, выводя частные вопросы из
оригинального и всеобъемлющего концепта. Это в действительности вопрос вопросов
для партии.
Если мысль свободна, то она не ставит себе пределов, иначе это внутреннее
противоречие. К тому же, как доказано современной наукой, попытки отделить от
сознания утопический элемент неправомерны. Нет и не может быть чистого разума
отделенного от поисков утопии .
Но, может быть, для разработки такой философии не наступило еще время? Так или
иначе, но мы этого никогда не узнаем, если будем сидеть сложа руки.
Что действительно может быть по праву признано уже сейчас, так это ошибочность
лозунга «не занимайся политикой, пиши код» . Ты можешь не заниматься
политикой, но политика всегда занимается тобой и очень часто не в твою пользу.
Когда все люди вокруг спят, мы должны стать будильниками!
23.12.06
Прислано
по электронной почте