Главная              Новости                     Статьи                      Документы           Мнения

Патриарх-палеонтолог и мэр-антиглобалист

 

Знаете, какая научная конференция в Москве самая масштабная по числу секций? А по количеству выступавших патриархов? (Да-да, именно патриархов, и не думайте, что я не отличу патриарха от митрополита). А по чинам лично (!) приветствовавших форум руководящих лиц? Такой представительной оказалась педагогическая наука (да шире – вообще гуманитарные научные знания) под покровительством нашей Православной церкви – как выяснилось, единственной в мире, чьи ряды сейчас растут (это относится и к другим православным церквам). И происходит это не первый раз, а пятнадцатый – в Москве проходили 15ые Рождественские образовательные чтения.

И помимо открывавшего их Патриарха Алексия Второго, на открытии выступил и Патриарх Чешских земель и Словакии – чья церковь тоже растет, единственная в этих двух, в общем-то неправославных странах. А кроме них, еще и мэр Лужков (приветствовавшийся достаточно бурно), и министр Фурсенко (а тот, напротив, сдержанно), и митрополиты, и академики, и писатели. И помимо трех пленарных заседаний в Кремлевском дворце съездов, работали 130 (сто тридцать!) секций, где обсуждалось все, что связано с образованием и православием: преподавание в школе и в вузе, причем как религиозных предметов, так и любых других, занятия спортом и искусство, православный Интернет и православная журналистика, чудеса, религиозная интерпретация естественно-научных теорий, народное творчество и защита прав родителей… На сто тридцать названий ни у меня, ни у вас духу не хватит. Короче, переходим к вопросам.

Вопрос главный: о чем свидетельствует не просто такая активность церкви, но и отклик в обществе? Ведь приехали из разных мест тысячи, и очень часто за свой счет. Причем активность эта заметно возрастает от раза к разу: в прошлом году секций было чуть не в два раза меньше.

Начнем искать ответ с выступлений Патриарха и мэра на открытии.

Юрий Михайлович, выступавший третьим, довольно быстро взял быка за рога и начал…практически все, что он говорил, можно было найти в материалах антиглобалистов. С ходу заявил, что не допустит сексуального просвещения в школе (и впрямь в Москве, в отличие от Питера и других городов России, в школах сейчас с этим не напирают). Что не допустит пропаганды однополых браков, наркомании и наркоторговли. Вспомнил (под аплодисменты) о том, как он не разрешил гей-парад, хотя на него «все давили на всех уровнях» и пообещал, что и впредь не допустит. На это, кстати, моментально (к вечеру того же дня после трансляции из Кремля) последовала отповедь от мэра Лондона К.Ливингстона. Но наш мэр пошел дальше, заявил, что именно русские умеют жить в мире, и «нечего разводить жижу дискуссий о человеческих правах». Так что когда он заговорил о борьбе с ксенофобией, то это уже воспринималось как продолжение традиций Отечества.

Патриарх говорил сдержанно, с пастырскими интонациями. Но и в его речах звучали вполне антиглобалистские ноты алармизма и осуждения разрухи в умах и сердцах (и в семьях), постигшей нашу отчизну вследствие наступления чуждых нам сил и ценностей. И продолжением этого наката он назвал «стремление вытеснить религиозное сознание на периферию общественной жизни». А проявлением этого оказывается и «боязнь видеть священника в школе», что «является пережитком», и недостаточные усилия по организации духовной (читай – православной) жизни в войсках. И от недостатка роли церкви в обществе происходят и конфликты на религиозной (вроде бы таких еще не было? –О.С.) и национальной почве: слабое религиозное сознание оставляет место для извращений и предрассудков. И вообще демократия требует соблюдения прав не только меньшинства, но и большинства – а у нас ведь до 90% младенцев в русских регионах крестят. А раз так, то и не стоит учить детей, что человек происходит от обезьяны (надеюсь, в школе говорят иначе: что у человека и обезьяны общие предки – О.С.) На всю страну была растиражирована патриаршья фраза о том, что кто хочет считать своим предком обезьяну, пусть так считает. А Его Святейшеству приятнее считать, что его предок создан по образу и подобию Божию.

Последняя фраза, действительно, заставила призадуматься многих верующих, которые были уверены, что Господь создал человека по своему образу и подобию через долгий ряд эволюции. И эта точка зрения была распространена задолго до «нечестивого большевистского террора». Митрополит Калужский Климент на том же заседании привел пример М.В.Ломоносова как свидетельство того, что «вера и наука шествуют рука об руку». Однако судя по многим другим выступлениям на форуме на этом уже не останавливаются, и та рука, где наука, должна быть срочно убрана.

Итак, какие получаются ответы (предварительные)?

 Православная церковь сейчас – действительно серьезная сила, духовный авторитет которой позволяет ей эффективно выступать против наступления глобализаторов в духовной сфере, включая сюда весь «тититейнмент» (примитивные развлечения по Бжезинскому), безнравственность рекламы, СМИ и искусства, воспитания и образования. Тут установки церкви соответствуют требованиям обычных антиглобалистов, а в некоторых областях (борьба против «электронных идентификационных средств», движение родителей за нравственную безопасность детей) – оказываются впереди. Если учесть, что в ряде выступлений духовных лиц звучали и социальные требования, то можно говорить о новой роли церкви как лидера антиглобалистского движения России. (Под антиглобализмом мы имеем в виду не суету отдельных групп то левого, то правого направлений, а усилия по противодействию новому мировому порядку, которые осуществляются различными элитами, структурами и силами, антиглобалистами себя не назвавшими бы и в страшном сне).

Далее. Православная церковь (осознавая свою новую роль) претендует на значительное место в общественной жизни вплоть до вытеснения науки и культуры из общественного сознания (пока непонятно, до какой степени, однако заявка сделана).

Наконец, очевидно, что при таком напоре церковь рискует потерять поддержку тех, кто видит в этих действиях сброс в архаику, что не то чтобы плохо само по себе, а просто опасно в мире, где степень модернизации определяет успешность самообороны.

Предварительно вот так.

Окончательный ответ даст жизнь.

Олег Сокольников    

(прислано по электронной почте)   

Выскажите свое мнение на форуме!

         Главная