Чудо
- "Остров"...
Чувство
недоверия к фильму "Остров" возникло у меня еще задолго до его просмотра, когда
началась его назойливая реклама. Было время, когда "старец" Мамонов в
затрапезной шапочке смотрел на публику с каждого столба, с каждой автобусной
остановки. Есть такой простой закон - если кому-то очень нужно что-то "впарить",
то и лапши надо обильно на уши повесить. Поэтому дрянные карамельки "Чупа-чупс"
- рекламируют, а вот автомобили "Роллс-Ройс", или, скажем, часы "Ролекс" не
мозолят глаза с рекламных щитов...
Я знаком с талантливыми, профессиональными режиссерами, порою
безкорыстно, на "своем горбу" делающих православные фильмы. Конечно, это не
игровые фильмы - на них нет денег. Однако, фильмы прекрасные, и... никому не
нужные, никем не замеченные. Разве что кроме фестиваля "Золотой Витязь", который
после шумного триумфального шествия по России "Острова" тоже как-то странно
теперь выглядит. Все, что собирал, отмечал и награждал "Золотой Витязь", это
вроде как никому не нужно, а вот "Остров" - это супер...
Апологеты "Острова" практически в один голос расценивают, как главное
достоинство фильма то, что он сделан нецерковными людьми. Мол, свежий взгляд,
незашоренность+
Дважды внимательно просмотрел этот фильм. И считаю, что не ошибся в своих
предположениях. Да, "наши люди на такси в булочную не ездят"... А "не наши люди"
никогда не станут вкладывать деньги в фильм, по-настоящему духовный. Это
подделка, издевка, пародия.
Почему? Было уже много критических разборов этого фильма. Поэтому не буду
останавливаться на моментах, уже освещенных в других статьях (http://www.pravmir.ru/article_1507.html
и http://www.pravaya.ru/dispute/9878).
Скажу вот о чем. Искусство, как правило, берет своих героев из реальной
жизни. Есть какое-то типичное явление, есть какая-то насущная проблема. И на
основе реальных фактов, реальных судеб - выписывается герой произведения.
Характерный пример из православного творчества - знаменитый "Отец Арсений".
Таких батюшек сотни были, здесь все жизненно, достоверно. А вот "отец
Анатолий"... Ни одного подобного случая я не знаю. Может, я, конечно, человек
малообразованный, неначитанный. Может, неисповедимыми путями Божиими и было
такое, чтобы подобный жалкий трус, предатель, еще до конца не раскаявший свои
иудин грех, нарушивший Божии и людские законы, еще не поняв толком, простил ли
его Господь, признающийся отцу наместнику, что "мира в душе нет" - творить
чудеса, исцелять, изгонять бесов? Я, правда, знаю историю одного старца,
убившего некогда человека. Но, это была совсем другая история. Он, будучи
узником советского лагеря, убил надсмотрщика-истязателя, чтобы спасти от смерти
его беззащитную жертву+
А ведь есть, напротив, множество примеров судеб, совсем непохожих на
"отца Анатолия"! Ибо "верный в малом - и во многом верен, а неверный в малом
неверен и во многом" (Мф. 25.21). Первые послевоенные насельники
Троице-Сергиевой лавры чуть ли не наполовину были вчерашними фронтовиками. С
честью прошедшие Великую Отечественную Войну, и отнюдь не искавшие в стенах
монастыря убежища от возмездия за дезертирство... Всем известный старец о.
Кирилл (Павлов). Великий подвижник о. Тихон (Агриков). Воевавший во Вторую
мировую войну Паисий Святогорец. На них, и на всех наших многочисленных
батюшек-воинов фильм этот бросает неприятную, мутную тень. Совершенно
справедливо пишет в своей статье об "Острове" о.Владимир Седов - скорее
преданный "отцом Анатолием" Тихон стал бы старцем, а не эта показанная в фильме
"тварь дрожащая". Может, я не прав, ну тогда приведите другие примеры, хоть
один! Расскажите о ком-либо, хоть отдаленно напоминающего "отца Анатолия".
На одном моменте хотелось бы остановиться подробнее. Несть числа
примерам, когда святости, и необыкновенных даров чудотворения сподоблялись от
Господа искренне раскаявшиеся разбойники, преступники, еретики, иноверцы... Нет
ни капли сомнения - Богу все возможно. Но не припомню ни одного случая, чтобы
явная Благодать Божия почивала на человеке мятущемся, не прощеным еще ни Богом,
ни людьми. "Стяжи Дух мирен, и тысячи вокруг тебя спасутся" - сказал батюшка
Серафим. "Нет мира в душе" - говорит "старец" Анатолий, однако люди вокруг него
спасаются. 20 лет каялась в пустыне преп. Мария Египетская. Но, заметьте, не
принимала паломников, не исцеляла никого, не задавала никому вопросы: "За что
Каин убил Авеля?".
На многие подобные неувязки у авторов фильма ответ простой - "но это ведь
притча..." А по мне, так обыкновенное вранье. Сухоруков в интервью рассказывал,
как вся съемочная группа "уламывала" Мамонова, который, вероятно, чувствовал это
вранье и не хотел его играть. Уломали...
Есть еще один неприятный момент, связанный с этим фильмом. У любого
православного, слова "остров" и "старец" несомненно должны вызвать совершенно
конкретную ассоциацию - о. Николай Гурьянов. Вот с кого надо было бы "ваять"
героя фильма. Но, как говорится, "и близко не лежало", конечно же. Мамонову в
лучшем случае удалось бы сыграть какого-нибудь болящего, страждущего получить
молитвенного заступничества Батюшки, но никак не самого старца. Получилось
странно. Есть у нас прекрасные, дивные подвижники Божии, подвизавшиеся в
прошедшем веке - преп. Серафим Вырицкий, блаж. Матрона Московская, иеросхим.
Сампсон (Сиверс), преп. Алексей Мечев, схииг. Савва, преп. Лаврентий
Черниновский, блаж. Любушка+ Почему бы их не взять за образец? Но куда там,
это, видимо, слишком духовно было бы. Нам старец нужен посовременнее, покруче.
Но "не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?" (1 Кор) Вот мы и выбираем,
перед кем нам быть безумными - перед Богом, или перед мiром+
Очень непонятные моменты фильма - ракурсы съемок богослужения в храме.
Камера как бы стоит на месте Царских врат или амвона. Чьими глазами нам
предлагают взглянуть на службу? Также - все сцены молений "старца". Крупным
планом, глаза в глаза, на нас смотрит Мамонов. Но, православный человек обычно
молится перед иконой. Зачем зрителя помещают вместо иконы?
Одна из темных сторон фильма - взаимоотношения "старца" с Церковью, с
Евхаристией, с Таинствами. Мы видим "о. Анатолия" со своим иудиным грехом один
на один. Специально подальше уплывает он в пустынное место, чтобы на живописном
мху возлежать в покаянной молитве. Остается только догадываться, исповедал ли он
кому этот грех, знал и об этом о. наместник, было ли какое-либо духовное
окормление у "старца"? Мы види лишь демонстративное поворачивание в сторону на
богослужении. Видим его в стороне от всех, со своей собственной молитвой... Эта
"антисоборность" получила свое закономерное завершении в финале фильма. Не знаю,
какой православный христианин, будь он трижды прозорлив и чудотворен, откажется
на смертном одре от соборования, исповеди, причастия, отходной, в конце концов.
"Притча" об этом скромно умалчивает, и мы можем лишь гадать, преставился ли
"старец" по-христиански, или умер без покаяния. Мы лишь видим, как "старец",
закладываясь в гроб-ящик, усиленно прогоняет от себя иеромонаха, который мог бы
напутствовать "о. Анатолия" в жизнь вечную. Благодать старца не может
действовать автономно от благодати Церкви. Внешне старец может отделиться - уйти
в затвор, в пустыньку. Но незримо он неотделим и от своего монастыря, и от
Церкви. В фильме этой связи не видно.
Не слишком обрадовали меня и два других героя - о. Иов и о. наместник.
Герой Дюжева просто смешон. Все таки так плотно играть в сериалах - это даром не
проходит... Роль написано совершенно недостоверно. То, что в реальной жизни
старцам завидуют - да, это общее место. Но, такой топорно слепленный
"детсадовский ябеда" - это просто смешно и мелко. Наместник - о. Филарет -- тоже
не является характерным персонажем. Я таких никогда не встречал. Ну, одного
настоятеля видел похожего, - своей безтолковостью, мягкотелостью и
безхарактерностью. Да и того вскоре под запрет отправили... Наместник и
настоятель - должности в большой степени административно-хозяйственные. Это -
начальник, управленец, психолог, он же и хозяин, отец. Вместо этого мы видим
какого-то слабохарактерного, романтического недотепу. Не понял я также
живописной сцены "несения креста" о. Иовом. Выглядит очень пафосно, и,
естественно, у православного ассоциации однозначые - Via Dolorosa. Но к чему
здесь это, непонятно.
Когда в советские времена я попадал на территорию действующего храма или
монастыря, я всегда поражался разительному контрасту неухоженной "советской
действительности" и благолепию, царящему на церковной территории. Монастырь
"Острова" оставляет в этом смысле тягостное впечатление. Шаткие, черные,
прогнившие мостки, слепленная из кривых бревен звонница, живо напоминающая
издали сторожевую вышку концлагеря, кочегарка-душегубка, достойная фильма
ужасов: Церковь и келья наместника благообразны, но показываются в фильме
пару раз, в основном в кадре видна разруха и неустроенность. Любой самый
неопытный паломник, хотя бы раз посетивший монастырь, заметит, как разнятся его
впечатления и псевдожизнь киношного монастыря. Лица монахов, послушников, просто
и смиренно исполняющих свое послушание - искренне радостны. Дух любви и
благодать Божия почивают на этих намоленных частях нашего православного
материка, называемого Русью.
Короче говоря, много в сей "притче" неувязочек. Их количество грозит
превращением этой "притчи" в "анекдот"+ И, в отличие от авторов фильма и
восторженных ценителей "Острова", я не думаю, что этому произведению суждена
долгая жизнь. Показ фильма имел вид продуманной и хорошо спланированной акции,
преследующей определенные цели. Какие? Точно сказать не берусь. Многие, многие
"клюнули" на "островную" наживку. Много есть, восторженных отзывов. Кто-то уже
призывает в семинариях вводить уроки "острововедения". Но вот какие настроения
были при обсуждении фильма на одном совершенно светском интернет-форуме:
"+ Фильм "Остров" - это не призыв идти в церковь. Создатели картины
наоборот иронизируют над церковью+
+ Верим в Мамонова, не верим в Лунгина...
+ Фильм хороший - Про то, что вера (не обязательно православная) - вещь
необходимая и способная творить чудеса+
+ Фильм лжёт, если возить хоть 200 лет тупую тачку с углем и им же
питаться, прощения не получишь. Нет его, прощения. Прощение надо было идти на
фронт завоёвывать+
+ Неплохое кино, но на его рекламу потратили в пять раз больше денег, чем
не сам фильм+"
Ну, а с моей точки зрения - получилась нелепица, кое-как выползшая за
счет интересной актерской игры Мамонова, и конечно, шикарных видов северной
природы. Попытка живоописать "русского старца Анатолия" явно не удалась. Хотя,
может, в этом и есть разгадка этой "притчи"? Может, зря я выискиваю разные
нелепицы и несуразицы? Может, просто под видом православного старца нам
пытались рассказать о старце какой-то другой религии? Но это уже другая тема,
другой разговор...
Вячеслав Капорин
Прислано на адрес сайта