Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Мн     

     

Карабах как Судеты: нужны ли Москве  лавры Чемберлена?

В очередной  раз навязывая Еревану сдачу Карабаха, Баку действует через коридоры Москвы – «Северной столицы Азербайджана»

 

Чемберлен – это голова…

Ильф и Петров

 «Будет ли третья мировая война?»  «Третьей Мировой не будет – зато будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется».  Этот старый анекдот поневоле вспоминается по поводу «окончательного урегулирования Карабахского конфликта». На этот раз оно  намечено на 5 марта, когда в Сочи состоится первый в 2011 году раунд переговоров по урегулированию нагорно-карабахского конфликта.

 Едва успев вручить свои верительные грамоты президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву,  об этом заявил новый посол США в Азербайджане, Мэтью Браза,  известный своими кавказскими спецмиссиями. Новое назначение Браза – гарантия того, что он пойдет до конца.

 Не секрет, что формальное урегулирование давно замиренного Карабахского конфликта тянется второй десяток лет, но ставки в игре  внезапно выросли. Сегодня на кону - геополитический транскаспийский газопровод «Набукко», который под «зонтиком» НАТО пристегнет постсоветскую Среднюю Азию  и Закавказье к западной экономике  в обход России.(http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/armenia/1376329.html#ixzz1EKAbg3Bs ). Три года «Набукко» был одним из многих виртуально-потенциальных  трубопроводов, привычно  используемых  западной дипломатией как разменная монета. Однако недавнее блиц-турне главы Еврокомиссии Баррозу в Туркмению и Азербайджан и подписание протокола о создании «Южного транспортного коридора» мгновенно поставили вопрос о военном контроле зоны трубопровода. Чему, по мнению Запада, препятствует «неурегулированный» Карабах и все еще независимая от Турции Армения. Вина Армении в том, что она оказалась на пути газопровода – и вдобавок не хочет с пути убираться. Поэтому, как только речь зашла о мире, опять началась стрельба в зоне конфликта,  разговоры о строительстве авиабаз в шаговой доступности от Армении и угрозы оппозиции «повторить египетский и тунисский сценарий» в Ереване.

Казалось бы, что за шутки – конфликт де факто  урегулирован почти два десятка лет назад, к чему спешка с подписанием? К чему нездоровый пафос? Не  взять ли за образец ситуации с Кореей или Тайванем, надежно замороженные более полувека назад? Или подождать с Карабахом до окончательного арабо-израильского урегулирования? И стоит ли вообще говорить о пересмотре условий перемирия, что означает размораживание и возобновление конфликта?

Кроме Карабаха, в ряд надежно замороженных «горячих точек» можно и должно включить  другие непризнанные государства постсоветского пространства, возникшие уже двадцать лет назад - срок вполне достаточный для доказательства прочности мира. Попутно заметим,  что основой мира стало создание  не признанных формально, но прочных буферных государств с армиями самообороны. Миротворческие силы только зафиксировали условия завоеванного мира.

Единственный, но фатальный  недостаток перемирий в Карабахе и других непризнанных республиках – то, что от переговоров отстранено население и правительства  спорных территорий, хотя бы в качестве стороны конфликта. Субъектами переговоров становятся посредники, больше заинтересованные в завершении переговоров, чем в их результате.

Надо сказать, что действующий    режим урегулирования  -  не импровизация дилетантов, а продуманная система, делающая возобновление конфликта минимально вероятным, что доказывают 20 лет мирной и безопасной жизни и НКР, и Азербайджана. Создавали эту систему  профессионалы того уровня, которого сегодня, 20 лет спустя,  уже нет. Во всяком случае, в Москве, которую сегодня провоцируют «порулить» урегулированием.

Учитывая ухудшение позиций России, досрочно сдавшей военные базы в Закавказье, новые условия «мира» будут по определению лучше для Азербайджана,  хуже – для Армении и России и катастрофичны – для НКР. Форсмажорный  пересмотр условий мира в пользу Баку и Анкары, возобновляет конфликт, провоцируя Баку на реванш, а Турцию с НАТО – на вмешательство, чем вынуждает Армению к капитуляции. С боем или даже без боя. Помните, как под давлением спецпредставителя Москвы Черномырдина Милошевич подписал Дейтонские соглашения? Где Милошевич, где Югославия, кто живет в Косово? 

Кому выгодно? Главные заказчики «улучшенного» мира– НАТО и Турция. НАТО напролом пробивает давно запланированный газовый коридор к центру «Хартлэнда», завершая энергетическое и военное окружение не только России, но и Китая, и Индии. Любой ценой перехватить туркменский газ у Китая, рост которого уперся в энергетический барьер – вот настоящая задача «Набукко», ради которой поставлен Браза.

 Турция предвкушает  сломить, наконец, Армению и превратить ее  в транзитный коридор, «коврик для ног» на пути  к Азербайджану, выводящий ее  в Закавказье и далее   – к Волге. Но пантюркизм - тема отдельная.

Нужно ли все это Москве? С точки зрения объективных интересов России – ни в коем случае. С гораздо более весомой точки зрения  газовой монополии – тоже. Замораживание выгодного для Москвы сегодняшнего мира – идеальная тактика, которой должно хватить еще лет на двадцать. Минская группа ОБСЕ, Краковская группа ОБСЕ, Тьмутараканская группа – замораживать и затягивать, пока не уйдет на пенсию Браза и не помрет  Бжезинский.

Однако мы привыкли, что уже 25 лет подряд Кремль всегда  выбирает наихудший вариант. Чтобы покрасоваться перед западной прессой, первые лица Кремля подписывают все что угодно. Началось это с Горбачева, ошибки которого старательно повторяет Медведев. Подписали СНВ, подписали «ядерную сделку», досрочно  подарили Саакашвили российские базы – подпишут и сдачу Армении. Подпишут  ради эстетического наслаждения позировать в олимпийском  Сочи  на фоне такого рослого и красивого мужчины, как Ильхам Алиев.

И все же – будет ли сдан Карабах на этот раз? Далеко не факт. Прежде всего, потому, что этого не хотят сами граждане НКР, непризнанной на бумаге, но не менее реальной, чем проигравший ей войну Азербайджан. Не хотят, потому что прекрасно понимают, что любое изменение статус-кво, проверенного за 20 лет мирной жизни, обещает им в лучшем случае статус беженцев                 -бездомных и безденежных. А в не лучшем, но весьма вероятном – все реалии традиционного восточного геноцида, когда легкая смерть кажется счастьем.

Надо сказать, что, в отличие от никому неинтересного мнения безоружных  россиян, волеизъявление жителей Карабаха подкреплено их  непосредственным участием в армии НКР – по общей оценке экспертов, сильнейшей в Закавказье. И  расположенной на сильных  и хорошо оборудованных горных позициях. Вообще, с мнением повзводно и поротно организованных людей, в доме которых вполне официально лежит боевое оружие, считаются  не только добрые и не добрые соседи, но и Москва с Вашингтоном.

 Для этих людей любое «доурегулирование», будь то изменение статуса Лачинского коридора или появление «особо объективных»  голубых касок, однозначно несет угрозу.  Не говоря уже о «возвращении азербайджанских беженцев». Потому что одно дело – жить в зоне потенциальных боевых действий под защитой собственного оружия и совсем другое – жить, как сербы в Косово,  в  качестве  безоружных заложников в горячей зоне этнического конфликта. Для жителей Карабаха любое изменение статус-кво означает не просто ухудшение уровня жизни, а вполне реальную угрозу геноцида. Стоит ли доказывать, что гражданам Нагорно-Карабахской республики, чье мнение подкреплено  находящимся на руках оружием и убедительным опытом его применения, никакой трубопровод  не нужен, даже под обещания безвизового шопинга  в Баку и в Стамбуле. И турецкую пословицу, что хорошо связанная девушка в поцелуях не нуждается, никто не отменял.

Тем не менее,  отсутствие у НКР международно-правового статуса провоцирует постоянные попытки пересмотреть результаты войны, оказывая давление на Ереван и Москву.

Нужен ли пересмотр карабахского конфликта Еревану? Настал ли момент продажи первородства за чечевичную похлебку чужого газа с охранными услугами в нагрузку? Несмотря на трудности транспортной блокады, Еревану есть, что терять. За двадцать лет Армения нашла свою точку равновесия, позволяющую жить  без роскоши, но материально  не хуже российской глубинки. А морально – и гораздо лучше России: без шизофренических реформ,  внутренних этнических конфликтов, растущего бандитизма.

Главное, что,  в отличие от России, деньги идут не из страны, а в страну. Порядка миллиарда долларов от российской диаспоры, еще примерно столько же – от западных диаспор. Армянское лобби в США и Европе достаточно влиятельно, чтобы обезопасить родину от сюрпризов со стороны Турции и  НАТО. Война-2008 года показала, что  не рвется к войне и Турция, для которой сегодняшние денежные потоки от московских секс-туристок пока осязаемее завтрашнего геополитического реванша.

Важный фактор независимости Армении – АЭС «Мецамор», остановленная в годы перестройки, но экстренно запущенная уже в годы блокады ( 1995). Надо сказать, что энергия – это не только лампочки, но поток   живых денег, идущий прямиком в бюджет. АЭС – это станок для печатания денег. Пока Армения является единственной в регионе страной, обладающей избытком электроэнергии. Характерно, что американцы, проталкивая «Набукко» под обещания будущих доходов от транзита, регулярно зондируют возможности прикрыть АЭС.

Показатель устойчивости сегодняшней  Армении – тенденция к возвращению  не только экономических  беженцев последних лет, но и симптоматичное переселение в Ереван творческой элиты из потомственных московских армян.

Так или иначе,  своим сегодняшним положением Армения обязана именно  Карабаху, держащему «щит меж двух враждебных рас», что прекрасно понимают по меньшей мере ее противники.  Карабах для Еревана  - то же, чем была для довоенной Чехословакии Судетская область. Сдав Судеты под давлением британских и французских «союзников» ради «умиротворения» Берлина,  Чехословакия не просто потеряла пограничный укрепрайон и часть экономики – а полностью распалась, превратившись в германский протекторат.

Естественно,  идти на повторение Мюнхена-38 – то есть сдавать Карабах ради сомнительной выгоды стать транзитным  коридором  между Турцией и Азербайджаном, Ереван не хочет.

Очевидно, навязывая Еревану «умиротворение» давно и надежно урегулированного конфликта, Вашингтон, Анкара и Баку  действуют именно по мюнхенскому сценарию, отводя роль Чемберлена «северной столице Азербайджана», то есть Москве. Именно через коридоры российского МИДа  бакинским лобби  вбрасывается идеи очередного варианта «доурегулирования».

Купится ли Москва на троянского коня мюнхенского образца – вопрос для нас далеко не теоретический. Потому что за 1938 годом последовал 1939, за ним -  1940, а там и 1941.

 

Александр Орлов

 

 

 

 

         Назад