Главная              Новости                     Статьи                      Документы           Мнения

Уроки Крещенского обращения епископа Диомида

 

Нашумевшее Крещенское обращение епископа Диомида и реакция на него с показательной ясностью высветили все то печальное состояние, в котором находится РЦП МП. Произошло это независимо от намерений всех участников этих событий: владыки Диомида, верхов МП, церковного народа и той "православной общественности", которая претендует выражать (точнее: лепить) мнение церковного народа в духе "Нет власти не от Бога". Каждый в создавшейся ситуации проявил свою суть – пора делать выводы, как жить дальше.

1. История появления Обращения в СМИ

"Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви" за подписью Диомида (Дзюбана), епископа Анадырского и Чукотского, и четырех его клириков датировано Богоявлением (6/19 января 2007 г.) Впервые размещено в интернете 17 февраля с благословения владыки на сайте борьбы против ИНН (http://www.notinn.ru/) со следующим сообщением о нем на главной странице и кнопкой для скачивания:

«17 Февраля. Братья и сестры! Наконец-то нашелся один епископ, который не побоялся обличить все заблуждения и предательство отступников, засевших в Чистом переулке. Слава Богу! Просим как можно шире распространить прилагаемое Обращение. Благословение владыки Диомида получено. (9 кб)» (курсив наш. – М.Н.). Никакой реакции в СМИ на это в течение трех дней не было.

20 февраля к нашему сайту издательства "Русская идея" обратилась инициативная группа московских прихожан МП, которая также с благословения владыки Диомида решила заняться более широким распространением столь важного архиерейского Обращения и попросила нас помочь в этом. Впервые оно было широко разослано церковному народу, к которому обращено - с сайта "Русская идея" 21 февраля: http://www.rusidea.org/index.php?a=130043. После нашей рассылки примерно в 5 000 адресов текст Обращения появился на многих дружественных сайтах, сделавших также свои рассылки. Сайт "Русь Православная" дал Обращению свое заглавие: "Пора пресечь беззаконие" (которое потом патриархийные функционеры стали выдавать за "подлог текста", но Обращение-то было независимо от тех заглавий, которые ему дают редакторы).

Итак, впервые за последние полвека нашелся честный архиерей Русской Церкви, который обратился к ее руководству и к народу с призывом избавиться от накопившихся смертельных болезней – всем давно очевидных. Подобных обращений к священноначалию МП было немало и ранее – см. некоторые из них на нашем сайте: http://www.rusidea.org/index.php?a=300000; одно из этих обращений было письменно одобрено епископом Ипполитом (Хилько), подвергшимся за это ссылке: http://www.rusidea.org/index.php?a=300009. Новое в данном Крещенском обращении лишь то, что впервые произнес эти обличения архиерей МП от своего имени, призвав виновных к покаянию, и потребовал для этого созыва Поместного Собора. Все это строго канонично.

Благочестивый народ радостно приветствовал призыв владыки-заступника, ибо давно и многократно просил того же - но ни верхи МП, ни СМИ его не желали слушать. К тому же, хотя содержание Обращения затрагивает строго церковные проблемы, поскольку они неразрывно связаны с общим положением в нашей стране, оно неизбежно приобретает и политический характер, давая честную оценку нынешней власти, особенно в пунктах 2 и 3:

«Развитие духовного соглашательства (неосергианство), подчиняющего церковную власть мiрской, зачастую богоборческой власти, в ущерб богодарованной свободе... Молчаливое согласие вместо обличения антинародной политики существующей власти, приводящее к распаду государства, демографическому кризису, и другим негативным последствиям».

Это, с нашей точки зрения, важнейшая особенность данного Обращения – еще ни один архиерей не осмеливаться называть своим именем нынешнюю антинародную власть. Таким образом, при достаточно широком его распространении оно может быть поддержано не только церковным народом, но всеми честными русскими людьми, которые болеют судьбою своей страны, а в Церковь не идут во многом из-за такой соглашательской политики верхов МП. Автор обращения мог бы стать и тем долгожданным полюсом духовного авторитета (по сути духовной власти), отсутствие которого столь печально сказывается и на раздробленном состоянии патриотического движения сопротивления. Неважно, что раздался этот голос с дальней окраины, с другого конца земли. Важно, что это голос одного из тех "по должности", кому вверена судьба России. Чтобы быть духовным вождем, сегодня не обязательно заседать в Чистом переулке близ Кремля.

Поскольку язвы, названные епископом Диомидом, по сути затрагивают всю сложившуюся государственную систему РФ (и организационную структуру РПЦ МП как часть этой системы), они неизлечимы без ее коренного изменения. И потому возможны только два выхода из положения:

а) Провести необходимые оздоровительные мероприятия, коренным образом меняющие государственную идеологию и антицерковную суть сложившейся структуры МП строго в соответствии с церковными канонами. Для этого созвать требуемый владыкой Диомидом и церковным народом Поместный Собор (сроки созыва которого за 17 безсозывных лет пропущены уже трижды – в нарушение церковного Устава, принятого на последнем Поместном Соборе).

б) Ничего не менять, ибо это затрагивает жизненные интересы слишком многих руководителей в структуре МП и нынешней власти. Это значит – надо постараться задушить в корне прозвучавший призыв к оздоровлению и покаянию, пока он не оброс народным движением.

Естественно, верхами МП и связанными с ними спецслужбами было немедленно принято это второе решение – опорочить Обращение, провести разведку в епархии и поискать предателей, предложить епископу компромисс или – если удастся – чем-нибудь запугать и принудить к добровольной капитуляции с отказом от Обращения под тем или иным предлогом – и тем самым сделать его аки небывшим.

2. Одновременно с очернением владыки-мракобеса стали усиленно сеять сомнения в том, что именно он написал и благословил распространять текст Обращения, а потому не надо собирать подписи и т.п. Под этим предлогом "Русская линия" вообще не публиковала текст и даже удаляла, когда его пытались поставить посетители в окошках для откликов на другие статьи. Рогозянский в откликах (22.02.2007, 17:57) заявил: «ссылку дайте на обращение владыки Диомида, желательно на первоисточник. На Душенова с Назаровым не надо».

Однако 25 февраля владыка Диомид подтвердил свое авторство в беседе с сотрудниками газеты "Дух христианина":

«Владыка, Ваш голос был услышан, потому что очень многие, именно, патриоты Православия, защитники, русские люди поддержали Ваше обращение.

Мы должны и архиереи, и священники, и мiряне – все блюсти чистоту Церкви, чтобы Церковь не была запятнана никаким пороком, потому что Господь ведь с нас спросит за нашу паству: привели ли мы ее ко Господу или нет. Поэтому и надо, именно, эту чистоту возрождать, бороться с такими всякими ненормальными явлениями. Я, управляющий Анадырско-Чукотской Епархии, епископ Диомид, не являюсь раскольником. Я себя не отделяю от Матери-Церкви, считаю себя сыном своей Церкви. И действительно, эти проблемы надо решать.

Владыка, голос Ваш услышан по всей России. Мы Вас поддерживаем. И, слава Богу, что есть такие епископы, которые могут смело сказать свое слово.

Все мы с вами временные пришельцы в этом мiре, и сегодня Господь меня, епископа, призовет и спросит: «Как ты боролся за чистоту своей веры? Как ты блюл заповеди Божии: сам их соблюдал и других учил?» Господь же с меня спросит! Понимаете, вот в чем дело. Поэтому я не должен как епископ-надзиратель надзирать за своей паствой и т.д., а должен в этом особое такое рвение проявлять. Действительно, мы все предстанем перед Судом Божиим. Надо не забывать об этом, что мы сегодня живем, а завтра неизвестно, что с нами будет. И Господь каждого из нас может в любую минуту призвать. Поэтому надо нам спешить и добро делать, и хранить верность Богу.

А есть еще епископы, на сегодняшний день, которые поддерживают Вашу точку зрения?

Многие архиереи. Просто, может, они не высказывают своего мнения, держат его при себе, но согласны и прекрасно все понимают» (http://www.christian-spirit.ru/Pages/int_vl_Diomid.htm).

Итак, и авторство Обращения стало несомненно, и текст архиерея, «безнадежно потерявшего связь с реальностью», разошелся достаточно широко. Что остается делать "папистам"? Добиться от владыки заявления, что написано-то написано, но вовсе "не для для распространения". Владыку стали бомбардировать телефонными звонками, расписывая ему ужасы возникшей смуты, грозящей расколом Церкви и "оранжевой революцией": мол, дорогой владыко, мы Вас любим, уважаем Вашу смелость, но действительно ли Вы хотели этой смуты и раскола, разрыва с РПЦЗ, и если нет – то, наверное, Вашим обращением какие-то экстремисты-враги Церкви злоупотребляют с этой зловредной целью?

Разумеется, злоупотребить можно чем угодно, даже Евангелием. И отчасти эта хитрая уловка с "угрозой раскола" удалась: владыка не отказался от своего авторства и от поставленных проблем, однако выдавил из себя, что, разумеется, возникшей смуты и "раскола" не хотел, поскольку вообще-то предназначал этот текст для книги... Вот как 2.03.2007 это было подано "Радонежем" - слева фото его главного редактора Никифорова (характерно, что заданный "Радонежем" вопрос владыке с "ужасно-раскольничьей" аргументацией не приводится, а сразу дается ответ; курсив наш. – М.Н.):

«Это обращение, которое было мной написано, благословлялось в книгу "Страха же вашего не убоимся". Эта книга должна была издаваться в Рязани. Но это обращение взяли и распространили повсеместно, хотя я, собственно, сильно на этом не настаивал, да и не хотел этого. Я хотел, чтобы оно было в книге, потому что книгу прочитает тот человек, которому эта антиглобальная тема интересна - там как раз и пророчества Святых Отцов на эту тему. Но его взяли и распечатали. Поэтому это получилось чисто случайно, но, конечно, не без Промысла Божия. Мы ведь Промысел Божий ни из чего не исключаем. Вот и все. Поэтому сказать, что я там ставил какую-то цель - нет! Просто я высказал свое мнение частное.

Я считаю, что Православная Церковь должна свою чистоту блюсти. А все эти контакты экуменические, конечно, чести нашей Церкви не делают. Это мое мнение частное - архиерея Русской Православной Церкви. Когда мне говорят, что ваше обращение сыграло на руку в расколе с контактами с Русской Зарубежной Церковью, - я считаю, что это не так. Потому что это не было запланировано и все оно произошло стихийно.

А тем более, если есть контакт, мне кажется, что уже этот контакт ничто не разрушит, никакие там обращения. Просто я коснулся тех проблем, которые действительно существуют, и я считаю, что эти проблемы Церковь должна уврачевать - не замалчивать их, не скрывать их. Потому что даже часто - Собор у нас проходит, а всему этому не уделяется должного внимания. А эти гнойники существуют. Почему казалось бы это обращение обнародовали - оно в Интернет попало и т.д. - и сразу люди стали и отклики свои высказывать… Я скажу, что было много положительных отзывов. Потому что действительно, люди прекрасно понимают, что эти проблемы есть, и проблемы остаются проблемами, пока мы их не решим.

Радонеж: Владыка, а почему в обращении была избрана такая форма: "Ко всем верным чадам Русской Православной Церкви", ведь эта форма нарушает принятую церковную дисциплину?

Владыка Диомид: Я повторяю, это было написано [для] книги, а книга издавалась небольшим тиражом. Для тех, кому близки эти проблемы - чистота Православия и т.д. Там ведь, смотрите, обращение подписали всего несколько человек - это для книги планировалось. Если бы я хотел подписи со всей своей епархии собрать, я бы собрал, конечно

Радонеж: Но, владыка, Ваше обращение вызвало целую бурю и в церковных, и в светских СМИ. Как вы думаете, каковы будут последствия?

Владыка Диомид: Видите, я не пытался этим обращением кого-то возбуждать, кого-то к каким-то действиям призывать, я просто высказал свое мнение и хотел узнать, кто со мной единодушен.

Радонеж: То есть, обращение ваше не было для широкой печати?

Владыка Диомид: Да, не было. Только для книги этой…» (http://radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2204).

Отметим: и корреспондент "Радонежа", и епископ говорят об Обращении, а не о предисловии к книге (как потом будут утверждать). Но, к сожалению, как видим, владыка Диомид, прижатый к стенке аргументами "Радонежа" о "нарушении церковной дисциплины" и о "буре" – все-таки поддался напору "антираскольнической" логики интервьюера – это называется: "ради блага Церкви"... Однако противоречивость его ответов очевидна. В одном месте он говорит: «Я считаю, что эти проблемы Церковь должна уврачевать - не замалчивать их, не скрывать их... хотел узнать, кто со мной единодушен», обращение распространили «не без Промысла Божия» - значит, одобряет это. Но в другом месте: «Обращение не было для широкой печати... Это обращение взяли и распространили повсеместно, хотя я, собственно, сильно на этом не настаивал, да и не хотел этого...»... Получается противоречие даже в одной фразе: "не хотел"? – или "сильно не настаивал" (а только слегка настаивал)?

Полностью статья размещена на сайте www.rusidea.ru

р.Б. Михаил Назаров
28.2./13.3.2007

 С сайта www.rusidea.ru

 

Выскажите свое мнение на форуме!

         Главная