Главная                      Новости                     Статьи                      Архив
Соборы антиглобалистских сил...

Мне хотелось бы затронуть вопрос о нашей сплоченности. Совершенно очевидно, что антиглобалистские силы победят лишь тогда, когда будет иметь место резкое расширение общественного влияния, позволяющее оставить в прошлом пребывание в замкнутой политической нише. Пока же понятно одно: поскольку вход в СМИ антиглобалистским силам закрыт, без организации рядов наших сторонников как естественного "средства массовой информации" организовать массовое антиглобалистское движение лишь активистами и малотиражками невозможно. Людей, исповедающих "положительный гуманизм", всегда отличало умение пользоваться "знанием тех богатств, которые выработало человечество". Но есть ли в научном багаже человечества подсказка, с помощью которой можно было бы переломить ситуацию в битве за души людские, организовав шеренги своих сторонников в мощное естественное "средство массовой информации"? При более пристальном взгляде на эту проблему становится ясным, что ключ к успеху лежит в знании социальной психологии, в ее достижениях. И здесь нам помощь может оказать работа двух известных буржуазных социальных психологов - Л.Росса и Р.Нисбетта - "Человек и ситуация. Уроки социальной психологии", переведенная в 1999 году на русский язык издательством "Аспект Пресс".
Один из разделов книги посвящен вопросу неадекватного влияния на поведение людей некоторых вроде бы малозначительных различий между ситуациями: "Когда мы обнаруживаем, что незначительное, на первый взгляд, обстоятельство производит огромный поведенческий эффект, мы можем с полным правом заподозрить, что обнаружили канальный фактор, т.е. стимул или "проводящий путь" для реакции, служащий появлению или сохранению поведенческих намерений особо высокой интенсивности" (Л.Росс, Р.Нисбетт, с. 100). Поясняя это положение, авторы привели эпизод из истории США, связанный с продажей облигаций военного займа. Тогда правительство США обратилось к социальным психологам с просьбой повысить эффективность кампаний по воздействию на массовое сознание. Группа ученых под руководством К.Левина предложила перейти "от относительно обобщенных призывов типа "Покупайте облигации военного займа!" к более конкретным вроде "Купите еще одну стодолларовую облигацию" с указанием времени и места, где это можно было бы сделать (например, "Покупайте у распространителя, который обратится к вам по месту работы"). В результате принятия этих предложений объем продажи облигаций увеличился вдвое, то есть проверка практикой подтвердила истинность положения социальной психологии, гласящего, что "эффективность социального влияния зависит не только от готовности людей придерживаться определенных взглядов или даже формулировать определенные намерения, но также и от наличия легких и очевидных путей или каналов, помогающих облекать эти взгляды и намерения в конкретные действия" (там же). Однако вернемся, просветленные знанием "богатств человечества", в нашу действительность. Руководители всех уровней, активисты недоумевают: как же так! наших сторонников миллионы взрослого населения, а приток в антиглобалистские силы незначительный, почему люди не ищут нас, не приходят к нам? Ну, а почему бы нам самим не поискать "легких и очевидных путей или каналов, помогающих облекать ... взгляды и намерения (наших сторонников) в конкретные действия"? Мысль следующая. В подавляющем большинстве городов есть общедоступные парки и скверы. Наше "самое демократическое в мире" законодательство не запрещает людям встречаться в этих парках и скверах по воскресным дням, беседовать, обсуждать любые проблемы жизни, узнавать горести и беды своих товарищей, оказывать помощь... Причем эти встречи проводить не в формате собраний, дабы не было искушения у власти запретить их, а в форме беседы друзей, единомышленников, товарищей - это то, что в христианстве именуется соборным началом. И когда посещающих эти встречи станут миллионы, тогда появится возможность не на словах, а на деле "войти в каждый дом, в каждую квартиру", и миллионы участников воскресных встреч превратятся в естественное гигантское общественное "средство массовой информации". Особое внимание хочется обратить на необходимость проводить эти собрания систематически, поскольку история человечества на практике подтвердила особую значимость общественных встреч, проводимых не реже одного раза в неделю: необычайно стремительное, бурное распространение христианства и ислама в первую очередь связано именно с общественными встречами единоверцев, проводимыми строго не реже одного раза в неделю. Совершенно очевидно, что по истечении семи дней общественное сознание требует подпитки общественной энергией. Укрепляющее воздействие общественных встреч, проводимых не реже одного раза в неделю, на колеблющуюся часть человечества - истина, проверенная тысячелетней практикой. "Канальным фактором" здесь является то, что нашим сторонникам не надо ехать куда-то, тратя на проезд, искать дом, где проводятся встречи единомышленников, а нужно просто пройти до парка, сквера, которые имеются в каждом районе, и встретиться со своими единомышленниками. А если возникнет необходимость срочно уйти - не надо хлопать дверью, привлекая внимание. Основные возражения против этих встреч следующие. Во-первых, ссылаются на погоду как на препятствие. Но это просто смешное возражение: рыболовы сутками сидят в лютый мороз на улице, нумизматов, меломанов не останавливает в воскресный день никакой мороз, а антиглобалисты вдруг испугались. Но разве можно сравнить идейную убежденность с хобби? Второе возражение и вовсе шкурного плана: летом, по воскресным дням, говорят, на дачном участке надо работать. Ну, если для вас возделывание "общественного сада" стоит на втором плане после личного, то есть "дочка, дачка, водь и гладь" дороже стремления к общественному идеалу, то вам нужно "сменить ориентацию": записаться в глобалисты. Порой товарищи не могут понять, для чего нужны эти встречи. Они полагают, что нужно вооружиться стендами, листовками и в парках, как цыганки, дергать за руки прохожих, приставая с пропагандистским материалом. Суть этих встреч в ином: почувствовать плечо товарища, подзарядится энергией, оптимизмом, приобрести знания, послушать мудрых людей, оказать кому-то помощь... Помню, когда-то посетил одну встречу "диванной" патриотической партии, руководитель которой буквально ошарашил меня, обрывая речь кого-то из своих: "Мы сюда пришли не плакаться в жилетку". Зачем тогда встречаться? Чтобы сказать "демократическое" "это твои проблемы"? А как же "один за всех и все за одного"? Где "положительный гуманизм", где любовь к ближнему своему? Где душа коллектива, которая в церкви, к примеру, именуется "соборностью"? Как можно ощутить свое единство, встречаясь несколько раз в год на коротких собраниях? Как можно привлечь людей, которые не знают, где встречаются антиглобалисты? Либо мы сплотимся на деле и станем единым существом с "одним сердцем и одной душой" либо зачахнем по одиночке". Нам просто необходимо перестроить свои ряды, перегруппировать силы, осмыслить время, в котором живем. Без постоянно действующего СОБОРА антиглобалистских сил это сделать невозможно. Ум хорошо, говорили наши предки, а два лучше. А еще лучше миллионы умов, объединенных "одним сердцем и одной душой". Перед нами закрыты электронные средства массовой информации? Так давайте организуем свои, живые, неэлектронные. Это во много раз дешевле и во столько же раз эффективнее. Мое предложение не просто о встречах, а о "ИНФОРМАЦИОННЫХ УЗЛАХ". Сотни лет такими узлами были христианские церкви и мусульманские мечети. Ныне и там и там - молчание, все информационные "дороги" ведут не в храм и мечеть, а в телевизор и радио. Но там отсутствует самое главное - непосредственный диалог, беседа, общение. Так почему антиглобалистам не подобрать то, что упустили из своих рук христиане и мусульмане? Победа будет за нами!
Вячеслав Макарцев  (Нижний Новгород)
.

Ваше мнение выскажите на форуме!

         Назад