Главная                      Новости                     Статьи                      Архив        Мнения   Литература

Научите их писать сочинения!

           

Большинство нынешних родителей старшеклассников учились тогда, когда в школе писали сочинения по литературе. И на экзамене – за полную среднюю школу или за неполную – приходилось четыре или шесть часов размышлять, мучиться над черновиками, переписывать, исправлять ошибки и в последний момент нетвердой рукой класть листочки на стол учителя, где обязательно сидел и кто-нибудь из районо. А желающие получить высшее образование, пусть инженерное или медицинское, проходили ту же непростую процедуру и на вступительных экзаменах.

Непросто? Да. И многие сейчас вспоминают то свое нежелание открывать том Л.Толстого или М.Шолохова, продумывать план будущего сочинения, а потом мучиться в поисках нужного слова и в попытках выстроить предложение так, чтобы оно было понятно и «по-русски сказано». Думаю, что вспоминается и возмущение той поры: кому это нужно, все равно никогда в жизни писать сочинения я не буду!

Но теперь все тогдашние муки и злобствования воспринимаются снисходительно, как угрозы из еще более далекого детства: «Не купила мне мороженое! Вот вырасту, куплю себе сразу сто штук и сам все съем!». Потому что жизнь уже ответила на вопрос: «Зачем нужно писать сочинения?» Причем не любые рассуждения – хотя и тут понятно, как хорошо, что научили мыслить и излагать свои рассуждения последовательно. Но важно, что сочинения -   именно о литературных произведениях, в первую очередь, родной литературы. Потому что родная литература образует основу для нравственной оценки жизни, дает слова для разговора о самых серьезных вещах. (Мы говорим здесь о русских учащихся. Но для тех, кто писал сочинения по родной литературе не на русском языке, они были еще важнее – язык домашнего и уличного общения наполнялся глубиной и способностью к выражению сокровенных истин, что делает возможным только литературное произведение большого мастера)

Потому-то нам так непросто было писать эти сочинения: очень сложно освоить язык многовековой культуры. Кто-то справлялся с этим лучше, кто-то хуже. Но в итоге страна была населена людьми, способными с полуслова понять: «старуха-процентщица», «заячий тулупчик», «русский бунт, бессмысленный и беспощадный». Мы все – от дворника до академика – подхватывали «Разворачивайтесь в марше!» и «Буря мглою небо кроет», «Белеет парус одинокий» и «Чудная картина, как ты мне родна!».

Не будем сейчас выяснять, являемся ли мы уникальной нацией по этой пронизанности литературой. Естественно, образованные люди и в Европе, и в Китае, и в других странах мира изучают в школах литературу, пишут по ней сочинения. (Не будем уточнять, насколько понятие «образованный» охватывает население страны в целом). У нас пока еще тоже пишут. Понемногу. Потому что главные силы в любой школе бросают на то, чтобы подготовить учеников к итоговым испытаниям.

Собственно, и испытания, экзамены организуют так, чтобы проверить те умения, которые нужны полноправному члену общества. Сейчас итоговое испытание – это ЕГЭ. Там умение жить в родной культуре, понимать и говорить на ее языке уже не проверяется. Задание прочитать текст и написать изложение с добавлением собственного мнения в лучшем случае требует умения понимать текст по-русски и связно излагать его содержание и собственную оценку. Почувствовали разницу?

От нашего руководства мы уже слышали: нам нужен не творец, а потребитель. Но сочинения писали отнюдь не только будущие творцы. Рядовые рабочие, колхозники, инженеры и учителя, пройдя через школу с сочинением на выпускном экзамене, становились частицей народа и носителем его культуры. Вот чего лишают наших детей, вытесняя понемногу и сочинения, и уроки родного языка и литературы из школы. Вот чего намерены лишить нашу страну.

Ну, относительно страны могут еще раздаваться возгласы: «Мы политикой не занимаемся». Но детей жалко. Всем родителям. Ведь правда?

Комментарий "Антиглобалистского сопротивления": это письмо было написано как ответ на обращение филологов-профессоров МГУ о роли сочинения, литературы в образовании. Мы предлагаем всем родителям, вообще людям, заинтересованным в воспитании грамотным следующего поколения наших сограждан, написать сочинение на тему "Зачем нужно сочинение на выпускном экзамене?" и послать его сюда на сайт, в "Литгазету" и в Госдуму в Комитет образования по адресу smolin@duma.gov.ru. Может, достучимся?   

Выскажите ваше мнение на форуме. 
 
 

         Назад