Точка опоры
Любой социальный и политический проект на словах выступает от имени широкого
круга лиц - демократы говорят от имени
"народа", либералы - граждан, националисты - нации, коммунисты - класса и
т.п. Однако на практике любая из этих сил в
каждый данный момент пропагандирует свою идеологию осознанно адресуясь
прежде всего к определенным социальным слоям и
группам, в противном случае мы имеем дело с обыкновенной демагогией.
Каким должен быть наш выбор? Какие страты мы можем и должны прежде всего
привлечь на нашу сторону? С кем, в какой среде
предпочтительнее на данный момент работать?
Пытаясь ответить на этот вопрос, совершим экскурс в прошлое. Бросим взгляд
на взаимоотношения интеллигенции и угнетенных
масс сто – сто пятьдесят лет назад. Ситуация была следующаая - внизу
общества можно было видеть громадный пласт людей,
подверженных прежде всего ФИЗИЧЕСКИМ страданиям - массы реально голодающих
безработных, рабочих, вынужденных ФИЗИЧЕСКИ
ПЕРЕНАПРЯГАТСЯ, работая по 12-13 часов в сутки, так что свободное время
остается только на сон и удовлетворение самых
примитивных естественных потребностей. Плюс к тому неграмотность, грубые
нравы и пороки. Часть интеллигениции, находясь
в сравнительно комфортных материальных условиях, не могла в то же время не
реагировать на социальную проблему
бедственного положения трудящихся, понимая, что это угрожает целостности
всего общественного организма. Из этого
понимания проистекало как реформистское движение и благотворительность, так
и радикальные контрсистемные движения.
Обращая взор на современную действительность, мы видим несколько иную
картину. Как реформизм, так и революционное
движение (подстегивавшее реформизм) привели к сравнительному улучшению
условий жизни и труда эксплуатируемых. По крайней
мере элемент физических страданий ушел на второй план. Трудно сейчас
встретить настоящий голод, у рабочего появилось
свободное время, автоматизация производства снизила объем физических
нагрузок на рабочего. Фундаментальные условия
обуславливающие положение угнетенного класса не изменились, но их эффект
трансформировался. Теперь пролетарии
сталкиваются не столько с грубым физическим страданием, сколько с более
утонченными формами отчуждения. В свою очередь
и интеллигенция претерпела заначительные качественные изменения,
непосредственно включилась в процесс общественного
производства и как следствие стала массовой. Отчуждение так же давит как
пресс на интеллигенцию как и на рабочих. Но в
силу своего преимущественно интеллектуального труда интеллигенция имеет
возможность быстрее и глубже осознать отчуждение.
Отдавая себе в этом отчет, архитекторы Системы стремятся недопустить этого,
создавая и поддерживая гибкий и
дифференцированный идеологический комплекс, имеюший цель привязать
интеллигенцию к своей колеснице.
Союз человечества "мыслящего" и "страдающего", интеллигенции и рабочих, это
стратегическая цель. Но проблема в том, что
этот союз не имеет сейчас той почвы, что была раньше. Интелигенция не может
ничего дать народу, ибо сама в себе не
переболела, не выработала духовное противоядие от болезни которой страдает
наравне с рабочими - отчуждения. Соответсвенно
и рабочим нечего взять от интеллигенции.
Необходимо найти прежде всего "слабое звено" Системы и сосредоточить на нем
усилия. Интеллигенция, рабочие - это слишком
широкие понятия. Интеллигенция "в целом" пробуржуазна (Система работает
эффективно), рабочие "в целом" пассивны и
нерешительны (ибо не сталкиваются, в такой мере, как в прошлом, с физическим
страданием). Сразу презумируем, как делать
не надо. Парочка левацких сект нашла своеобразное решение,
сконцентрировавшись на работе со студенческой молодежью из
тех, кто зачитывается окололевыми философами, всевозможными бодриярами и
фуко с делезами. Самонадеянным левакам невдомек,
что люди, по-настоящему задыхающиеся от отчуждения и ищущие выход, не будут
искать ответов в подобной философской
тягомотине. Это ребячество и блажь от пресыщенности. Представляется, что
предпочтение в выборе объекта
агитационно-пропагандистских усилий необходимо отдать прежде всего
безработной, маргинальной молодежи и аутсайдерам
(в широком смысле) современного общества. И идти к ним надо не с пустыми
руками, а с продуманной, привлекательной,
новой эстетикой и этикой. Сегодня угнетенные нуждаются прежде всего не в
хлебе, а в слове. Но найдутся ли те, кто сможет
его сказать?
Дмитрий Кремнёв.
|