Главная                      Новости                     Статьи                      Архив      Мнения


 

Вектор нашего движения

 

Поговорить о принципах устройства любого общественного движения: от тимурцев до толкинистов – сейчас самое время. Устойчивые компоненты общественной структуры – государственные системы, профессиональные объединения, партии – шатаются, истончаются, заменяются. Короче, переформатирование общественного поля. А взамен нам создают всяких «Идущих», «Наших», партии-симулякры – несть им числа. Поэтому важно понять, а как и зачем люди объединяются. Т.е., то, что в статье было названо «социология движения».

В рецензии положено отмечать хорошее, а потом переходить к недостаткам. Автор простит, если займемся сразу недостатками: деловой разговор  не предполагает разливания комплиментов.

Главное: мало обращено внимания на социальную востребованность объединения. Сказано, что КСП возникло не просто так, а для реализации потребности во внецензурном общении и внецензурном творческом самовыражении. Скажу, как участник (в семидесятые годы): абсолютно верно! Но и другие объединения создались в ответ на какие-то потребности. «Ролевики» - эскаписты чистой воды. Они объединились и особенно процветали именно тогда, когда действительность – развал страны, втаптывание в грязь русских ценностей, ликвидация производства и науки, выбор между обнищанием и бесчестьем «дикого бизнеса» - требовала немедленных и серьезных действий. Большинство не только оказались не способны на них – они не видели, как можно действовать в этой ситуации осмысленно (все-таки добровольчество на окраинах и тем более демонстративные взрывы урн и памятников – это далеко не для всех!). Отсюда безумная популярность – не фантастики, а фэнтэзи, заведомой сказки, и попытка жить в ней. Между прочим, компартии тоже оказались для многих, особенно пожилых такой сказкой, а участие в них – бегством в ирреальный мир прошлого (это не моя мысль, но я с ней согласна).

А в свою очередь клуб любителей фантастики советских времен – тоже ответ на потребность в осмыслении и обсуждении общественных процессов не на языке семинаров партпросвещения – для всех, кроме самих партработников, чуждом. Фантастика и сейчас воспринимается как способ анализа возможных сценариев будущего, например, это отражено в книгах М.Калашникова и его соавторов.

Поэтому циклы существования движений определяются не способностью лидера удерживать своих «бет, гамм и омег», говоря языком социальной психологии, а изменением потребностей общества.  Конечно, соображения относительно жизни группы, связанные с внутригрупповыми отношениями, вполне справедливы и сейчас подробно изучаются (это называют «командообразованием»). Но если время требует действий, люди найдутся.

В девяностые годы прошел развал большинства коммунистических партий и групп: сначала большевики-ниноандреевцы, потом РКРП. Можно, конечно, считать, что разделение на РКРП и «Трудовую Россию» возникло из-за конфликта  Анпилова с Тюлькиным. Но реально к этому времени возможности пролетарской коммунистической революции (точнее «контр-контр-революции») точно были абсолютно призрачны. Схожая ситуация и с КПРФ. Конечно, поработали политтехнологи. Но в любом случае эта партия уже далеко не та, что в девяностые, когда перед ней стояла задача минимизировать развал страны, сохранить островки для будущего возрождения. Теперь задача иная. Но об этом – в другом месте.

Наконец, для расслабления: а что привело к бурному расцвету филателии в середине двадцатого века и ее угасанию (до разумных, общемировых рамок) сегодня? Ведь какое движение было? Наверное, тяга к экзотическим местам, которая тогда удовлетворялась только благодаря микрокартинкам – маркам «колоний», Маврикиев и Гондурасов. Уже Клуб кинопутешественников проблему смягчил – и увлечение пошло на спад.

Ну, а теперь об основном содержании статьи: какие движения ведут нас в будущее. Не знаю насчет двадцатипятилетнего цикла в целом, но похоже, что действительно нынешней эпохе общественных отношений, связанной с деструктурированием советского общества, приходит конец. Взамен возникают новые объединения, которые можно отнести к постмодерну – а возможно, и к его преодолению.

Что мы имеем реально? (Из того, что известно тем, кто не имеет доступа к оперативным материалам ФСБ – да и там, думаю, вряд ли что-то особенное). Первая группа - этаблированные организации: партии, профсоюзы, в том числе и независимые, но уже устоявшиеся типа «защиты». Творческие и научные сообщества – как сохранившиеся с советских времен, так и возникшие в «эпоху гласности и демократии». Они живут уже не первый цикл (т.е. больше десяти лет), пережили всякие межличностные конфликты, да и идейные тоже. Государство за ними присматривает – и хорошо, и ладно. Это не означает, что из них не вылупится что-то: наоборот, они, несомненно, будут вовлечены в генезис новых общественных структур. КПРФ, например, время от времени создает женское движение. И как только оно будет востребовано обществом, оно начнет свою жизнь. Опять же молодежные организации возникают по большей части из этих структур: и СКМ, и «Молодежное Яблоко» - это от партий, а «Наши» и прочие – от государства.

Но интереснее смотреть на создаваемое снизу. Сейчас такого немного, что можно объяснить «карнавальностью» постмодерна: и сами организации, и их действия создаются преднамеренно путем имитации традиционных «способов манифестирования» обществ. Имитируется организация: ну какая там верность делу и друзьям у «наших», хотя их лагеря вполне вписываются в технологии работы с молодежью, выработанные в коммунарском движении (знаю о нем со слов продолжателей, с которыми одиннадцать лет работала в Московской пионерской организации – уже в постсоветское время). Имитируются демонстрации, протесты, одобрения – все делается за деньги для «массовки» и за карьеру для лидеров. Поэтому все эти формы самовыражения оказываются закрыты. А что еще возможно для организации с серьезными общественными и тем более, политическими целями?

И все-таки такие сообщества возникают – иногда в продолжение имеющихся, иногда как бы на ровном месте. 

Перебирая те организации, группы и даже тусовки, возникшие уже в этом веке, приходят на ум в первую очередь различные «комитеты самозащиты» - против сноса, переселения, невозвращения вкладов и инвестиций (не путать с «обманутыми вкладчиками МММ» - этих обманули недавно!). Против ввоза или вывоза чего-нибудь неэкологичного, строительства в водоохранной зоне или уничтожения дворовых шариков и мурок (как я их понимаю!). Такие же группы создаются на предприятиях, которых приватизируют или банкротят. Все  похоже на конец восьмидесятых, когда такие группы возникали, росли – и давали иногда очень ядовитые плоды (например, Немцова, происходившего из экологического движения против Горьковской АЭС).

Однако  тогда не было организаций, способных взять на себя такую защиту. А сейчас…Значит, и сейчас нет. Ни партии, ни общественные движения от женщин до зеленых не пользуются достаточным доверием. Будем считать это вторым заходом рождения гражданского общества. Которое, как известно, возможно только в тепличных условиях «развитого капитализма», т.е. при наличии варварской эксплуатации других стран, где гражданское общество если и терпится, то только для «блезиру». Так что несмотря на усилия Института коллективного действия, альтерглобалистов, а также западных «хороших» социал-демократических фондов, все это спонсирующих, перспективы для него у нас туманны.

Впрочем, основная миссия всех наших общественных движений – кого-нибудь будить. Предыдущие разбудили «демократов» (эх, не буди лихо!). Посмотрим, что будет сейчас. По крайней мере, может, люди хоть защитят то, что защищали. Ничего, что ненадолго. Все-таки попробовали «обрести субъектность» (или попросту, не быть безгласными рабами).

Далее следует назвать организации, претендующие на более широкий размах. Это объединения вокруг национальных и религиозных ценностей (вплоть до выдуманных, как делают «ведисты» - и не спорьте со мной, я «Веды» читала в подлиннике и фальсифицированность «Велесовой книги» даю студентам доказывать на домашнее задание). Эти течения тоже ведут свое начало с восьмидесятых – на них строился план развала Союза. Помните, культурные общества «Саюдис», «Крунк» - а потом кровь, горе, беженцы. Сейчас взлет переживают русские и православные объединения и даже партии. И можно понять, почему. Иммиграция (которую для приличия именуют нелегальной, хотя и в легальном варианте возникает множество проблем) – это то, что лежит на поверхности. Впрочем, о причинах подъема русских националистов надо говорить особо. А то скатимся на жалкий уровень «Антифы». По большей части организации строятся вокруг русских мелких предпринимателей, которые задавлены сплоченными бизнесменами из разнообразных диаспор (евреи в данном случае не при чем, их и не трогают).

Для религиозных объединений почвой оказывается разложившееся культурное окружение. Тут и неверующему жить тошно. А каково видеть все это «бесовство» хоть православному, хоть мусульманину? (И католику, и протестанту, и правоверному иудею тоже). Есть и некоторые другие угрозы, отслеживаемые православными, в частности, противниками введения личных номеров (православными антиглобалистами).

Истинная вера и истинная любовь к своему народу нередко граничит с фанатизмом. И тут большой простор для всякого рода провокаторов, вербовщиков и т.п. В таких организациях очень много молодежи, обычно недостаточно образованной для споров о философских основаниях законов этих движений. Поэтому законы принимаются на веру, а желающие спорить выпроваживаются в лучшем случае матом. Впрочем, у молодых так везде, у красных, к примеру, тоже.

Из этой младой поросли может вырасти армия борцов за Новую Россию – а может, толпа полууголовных элементов. Но возникшие в нашем духовном сознании постулаты о великой Родине, национальных ценностях, вере уже никуда не исчезнут и будут составлять ценностных костяк в новом «двадцатипятилетнем цикле» (если вернуться к рецензируемой работе.

Что касается «красных», «левой молодежи», то особого всплеска (по сравнению с предыдущими пятнадцатью годами, когда я с ними постоянно общалась) я не наблюдаю. Да, приходят новые лидеры, новые бойцы (не пугайтесь, так у коммунистов называют людей, участвующих в партийной деятельности, ничего экстремистского). Хорошие ребята: Андрей К., Гена Ж., а еще раньше Сергей С., Костя А. Ну, и где они сейчас? В лучшем случае тихонько отошли в сторонку, платят партвзносы (если успели попасть в какую-нибудь из компартий) да выходят на первомайскую демонстрацию. А в худшем ввязались в карьерные бои и… Ну, да не надо о грустном! Пока эта молодежь встречается на своих тусовках, именуемых комсомольские собрания, ездит в лагеря (а то и на социальные форумы в другие страны – не за свой счет), пытается совершить что-нибудь крутое: дорогу перекрыть, флаг поднять, на заборе написать название своей организации – пусть живут полной коммунистической жизнью. Может, и они что-то приобретут, что пригодится в дальнейшем. Что же поделать, если левое движение пока никаких разумных дел предложить им не в состоянии (хотя неочевидно, что для них нет вполне реальных и необходимых задач).

А если вернуться от молодежи к «движениям вообще», то стоит отметить разного рода объединения родителей. В общем-то их можно отнести к «комитетам самозащиты», поскольку они объединились, чтобы защитить своих детей, в основном, их души. Нередко они связаны с патриотическими движениями, религиозными объединениями. И все же это вполне самостоятельное движение, имеющее некоторые корни в прошлом, но сейчас развивающееся гораздо более бурно. Чаще всего они возникают стихийно после безобразий с программами в школах. Но возникнув, обращают внимание и на внешкольные аспекты нашего существования – СМИ, здравоохранение, организацию досуга.  Иногда родительские группы – это продолжение каких-то клубов и организаций, когда их юные участники подрастают, обзаводятся семьями и продолжают активность в семейном формате.

А вообще, когда жизнь требует, возникают новые формы и идеологемы, совсем не вписывающиеся в известные рамки. Свежий пример: пиратская партия, группа борцов против прав на интеллектуальную собственность. Это левые, правые – какие? Однако партия уже стала международной. И если уж связывать ее с кем-то идеологически, то ничего не приходит в голову, кроме антиглобалистов. Их тоже можно было бы объявить движением будущего. Однако реально это сеть, точнее, несколько сетей, связывающих и серьезные организации, и энтузиастов-одиночек. Одна сеть – альтерглобалистская – пытается скоординировать социальных борцов. Это – продолжение на нашей почве движения социальных форумов, которое проводит соответствующие мероприятия, всегда производящие впечатление базара, и вавилонского столпотворения: настолько разными оказываются представленные там организации. Однако удалось не только выработать общий лозунг: «Другой мир возможен!», но и принять хартию («Хартию Порту-Аллегри»), где перечислены основные требования к нынешнему миру, которые можно было бы свести к лозунгу «Справедливость!». Сеть, называющая себя «Антиглобалистское сопротивление» (www.anti-glob.ru), связывает друг с другом левых, правых, националистов и религиозных активистов на почве борьбы с «новым мировым порядком». При еще большей пестроте имеется не только общая декларация, но и манифест, и общие программы действий.

Сеть справедливо считается сейчас перспективной формой объединения людей. Она помогает нащупать ту общность, которая пока не проявилась в виде четкой идеи, ведущей за собой массы. Так антиглобалистские идеи воплощаются в нескольких пересекающихся сетях. Однако вряд ли эти сети можно свести воедино.

Какая (точнее какие) из разнообразных сетей в конце концов редуцируются (или выкристаллизуются) в стройную и строгую организацию, определяющую движение общества, жизнь покажет. И похоже, очень скоро.

Е.Широкова

 

Получено по электронной почте

 

Выскажите ваше мнение на форуме

 

 Назад