www.anti-glob.ru   Главная                      Новости                     Статьи                      Документы               Мнения

·                     

И все-таки мы верим

Я скажу тебе с последней прямотой.

О.М.

Но ты слишком долго вдыхала холодный туман,

Ты думать не можешь о чем-нибудь, кроме дождя.

Н.С.

 

Выступление С.Строева на конференции, названной «Живи, Земля! От вражды к сотрудничеству цивиизаций», по сути являвшейся антиглобалистской, должно было произвести эффект разорвавшейся бомбы. Ведь Сергей Александрович, почитаемый антиглобалистами как один из ведущих идеологов, заявил о внутренней противоречивости задач а следовательно – о несостоятельности всего проекта. Однако участники обсуждения – то ли изможденные предыдущими апокалиптическими выступлениями, то ли отрекшиеся от наименования «антиглобалисты» (хотя оно использовалось многими участниками чаще, чем предполагали устроители), отреагировали умиротворенно: «И вы-таки тоже правы!». Однако по сути претензии очень разумные и поэтому не должны быть оставлены без внимания. Но лучше отвечать на более развернутое обсуждение эти проблем в статье «Назад к глобализму» ("С.А.Строев "Черная книга" 2009).

Начнем с самого легкого – обвинений антиглобалистов в том, что они после десяти лет располагают только двумя интернет-ресурсами и группой из считанных энтузиастов. Проще всего мне принять это на свой счет: проявив определенную прыть в создании одного из ресурсов и сборе группы энтузиастов, я действительно сделала далеко не все, что делали в этой ситуации создатели появившихся за эти десять лет партий и движений. Те ездили по городам, собирали народ, создавали отделения и даже выделяли ставки для руководителей. Мы ездили преимущественно по маршруту Москва – Питер, и то нечасто. Кроме этого были на акции в Нижнем и на презентации книги в Воронеже. После чего там имеются группы наших сторонников. Была также поездка в Екатеринбург, где тоже имеется некоторая группа знающих друг друга людей. Может, съездили бы в Саратов, Самару, Пермь, Владимир… - туда, откуда к нам дотягивались голоса наших сторонников, тогда бы…

Что, было бы, как с другими возникшими в это время организациями? Так так оно и есть. Или эти партии и движения бесследно рассеялись (перечислять?), или существуют в таком же рассеянном режиме, как и мы – как конференция, так находятся люди. Если еще и дорогу оплатят…Нам хоть есть что вспомнить в плане акций: пятидневный пикет против учений «Торгау», мемориальные акции памяти С.Милошевича, пикеты за признание Приднестровья, Южной Осетии и Абхазии – за три месяца до того, как признаны были две последние. Это все делали мы – одни или с привлечением других сил. Да и не только это. Начали кампанию против ювенальной юстиции. Объединили усилия православных и левых сил против «электронного концлагеря». Мы первые пришли к американскому посольству, когда те начали войну в Ираке 2003г. Мы единственные вывесили недалеко от посольства США транспарант «Буш, вон!», когда тот приехал в 2005г.  Наверняка еще многое можно вспомнить, где "несуществующие" антиглобалисты были ведущей силой. И если об этом мало знают, благодарите СМИ, в том числе и родные капээрэфовские.  

Конечно, мы маргналы в политике. А кто сейчас не маргинал? Ведь даже практически все компартии успешно стираются с политической карты. Даже парламентская КПРФ тает на глазах. Но система, держащаяся на кадаврах вроде «Наших», не имеет будущего. Большая губка всех сотрет с доски, именуемой политическое поле.

Так что каюсь – но «строк постыдных не стираю». 

  Важнее другое. Далее в статье С.А.Строев ставит вопрос о принципиальной неразрешимости ставящихся антиглобалистами задач. Он называет в качестве основных следующие:

«Во-первых, в возрождении национальной государственности многополярности как альтернативе глобальной власти транснациональных корпораций.
Во-вторых, в смене парадигмы производства с максимизации прибыли на удовлетворение материальных и духовных потребностей человека….

В-третьих, в демократизации системы управления, в приоритете прав человека над интересами госуарственной власти и требованиями развития техносферы».

Программа антиглобалистов изложена довольно близко к их документам (в первую очередь, «Будущее. Антиглобалистский проект»), что неудивительно – Сергей Александрович является одним из его авторов. Правда, не единственным – ведь проект явился общим для очень различных сил, и кое-что надо было изменить, убрать, добавить. Так, о правах человека там ничего не говорилось. Но личная свобода и учет интересов всех граждан, конечно, признавался, а ограничивающая его «электронная слежка» отвергалась.

В проекте ничего не говорилось о политических инструментах его реализации. И дело было не только в том, что тогда развалилось бы с рудом достигнутое единство сторонников советской власти, общинного самоуправления, монархистов. В те дни (2008 год), как впрочем, и сегодня, невозможно определить, какая реальность будет стоять за любой из форм управления. Власть советов – а как их будут избирать? Монархия – но как найдут монарха?

Поэтому проект носил характер скорее реперный – выдвигались отдельные ориентиры, но не уточнялись конкретные способы их реализации, не говоря уж о сроках.

И правильно!  С.А.Строев попробовал приложить наши требования к СУЩЕСТВУЮЩЕЙ мировой системе. И получил парадоксальные результаты. «Юг» (развивающиеся страны) не должен развиваться, т.к. это усиливает техногенную нагрузку на биосферу. И число их жителей по то же причине должно резко ограничиваться. Многополярность усилит гонку вооружений и вытекающие отсюда последствия, антиглобалистами осуждаемые. В результате и вывод получился для антиглобалиста неожиданный: спасти человечество сможет только централизованная власть мировых структур. Так что даешь глобализацию.

И конкретные рекомендации, вроде ограничения рождаемости скорее уж присущи глобализаторам, чем борцам с ними.

Но все эти выводы сделаны исключительно из опоры на существующее положение, из предположения о нерушимости западной цивилизационной системы, в которой можно только вносить изменения во благо. Таковы представления  альтерглобалистов – западных левых  противников глобализма. Они настолько укоренены в этой западной системе, что все выводы мыслятся при сохранении некоторых основных ее свойств, например рынка с ограничением финансовых спекуляций, с помощью в развитии странам третьего мира. Вот тут и возникают отмеченные Строевым противоречия.

Увы, хотим мы этого или нет, но дни этой системы – хоть в таком виде, хоть в подправленном – сочтены. И русские антиглобалисты (а также деятели исламского мира, Латинской Америки, Китая, Японии – те, кто смотри на систему извне) исходят из возможности принципиально иных человеческих отношений. Которые наступят после серьезных катаклизмов, если не настоящих катастроф.

 Поэтому мы не задаемся целью развития индустриального производства в странах третьего мира. Мы думаем об эпохе, когда такое производство оказывается на втором плане по сравнению с производством знаний. А может, изменения окажутся более глубокими. Ведь недаром последние четыре года антиглобалисты на своих конференциях и круглых столах, на сайтах и форумах рассматривают проблему исчерпанности очень многих параметров запанной цивилизации, не сводящихся к монополярности и эксплуатации Юга. Вы уж нас с «альтерами» не путайте!

Другое дело, для такой перспективы напрашивается старый русский рецепт: «завернуться в простынку и не спеша ползти на кладбище – не спеша, чтобы не создавать паники». Действительно, антиглобалисты – это не общество по остановке цунами или предотвращению землетрясения. Так зачем мы тогда собрались и действуем – чем дальше, тем более энергично и массово?

Человечество уже переживало грандиозные общественные катастрофы, крушения цивилизаций. Самый очевидный пример – гибель Римской империи. Но можно вспомнить и крушение Египетской цивилизации, инков и майя. О многих мы не знаем: крушение оказалось окончательным. А в других случаях из-под обломков прорастают старые идеи, передаются сохранившиеся убеждения, представления, ценности. И вырастает новая культура, являющаяся преемницей старого.

Сейчас трагедия Западной цивилизации в том, что каток глобализации стирает ее ценности: христианство, представление о человеке, философские идеи и эстетические идеалы. А если эта выхолощенная цивилизация потребления еще и вытеснит другие, то и человечеству уготована участь стада свиней – потреблять и потребляться.

Поэтому антиглобалистское движение выступает за те ценности, которые являются вершиной человеческой мысли, выработанные в разных цивилизациях. Каждый ухватывает свой обломок и пытается сберечь его. Пока волна не прибьет к берегу. Вот тогда те, кто ступят на этот долгожданный берег включаться в различные созидательные процессы, можно будет говорить о политической системе, о воплощении через нее сохраненных идеалов. А пока – да, мы маргиналы в системе, которую все равно скоро смоет. Но впереди – большие перемены.

Пробьемся! Живи, Земля!   

Е.Г.Борисова 

Выскажите свое мнение на форуме

         Назад