Новое в инфовойнах: блеск и нищета
Большая часть наблюдаемых примеров (с «супротивной» стороны) говорит нам о нищете применяемых приемов: ложь становится чудовищно, а потому манипуляции представляются излишними. 27.02 в комментах к сообщению р.с. «Свободы» встретились утверждения по поводу приснопамятной (и уже классической по организации) Бучи: и убитых там уже 400 мирных, и все застрелены из автоматов (результаты патологоанатомической экспертизы тех трупов, что были предъявлены Зеленским соответствующему пулу журналистов, а они подтвердили смерть от осколков, явно прошли мимо аудитории, причем, похоже, и российской). Ну а дальше конкретика: парнишка вез полмешка картошки, но русский (подчеркивается, что это не был бурят или дагестанец) расстрелял его из автомата. Ну и про изнасилования: то, что автор соответствующих фейков призналась, что она их придумывала, во внимание не принимается: авось, читатель этого не слышал (главная заморочка антироссийской пропаганды сейчас: не смотрите ТВ, Соловьев и Скабеева вам врут).
В общем, «ложь должна быть чудовищна», но это никак не новость (думаю, автора вы помните). Однако об этом неинтересно. Но для отечественной (и думаю, продвинутой украинской) аудитории иногда появляются просто блестящие заходы, заслуживающие тщательного психологического, психолингвистического и даже культурологического анализа.
Рассмотрим случай «анализ музыковеда», где в роли исполнителя молодая, но весьма образованная (на первый взгляд) Анна В. Она ведет блог на весьма популярную в наши дни тему: анализ музыки. Это в принципе благодатная сферах для людей грамотных и не очень вовлеченных в политические перипетии. Это те, кто предыдущие тридцать лет смотрел по ТВ только канал «Культура», наслаждался рассказами о музыке С. Бэлзы, Жанны Дозорцевой, С. Виноградовой. Кто в ютьюбе находит Вургафтика и Казиника. Позиция по поводу актуальных событий у них может быть разной, в том числе и сочувственной по отношению к РФ. Но главное – отстраненность.
Такой тип аудитории является главной целью любой политической рекламы: свои и так за нас, убежденного противника сразу не переломишь, а вот с колеблющимися надо работать (участники избирательных кампаний это хорошо знают). А поскольку аудитория несколько отстранена от злобы дня, прямыми лозунгами ее только отпугнешь. Именно с такими из проправительственных пропагандистских каналов сейчас работает «Бункер на Лубянке», который приглашает деятелей искусств с продонбасской позицией.
Вернемся к музыковеду В. Популярной и поддержанной ютьюбом оказалась ее передача о современных песнях, «которые поддерживает правительство». Предметом анализа стали песни, прозвучавшие на концерте в поддержку операции на Украине. С самого начала Анна В. обращает внимание на песню «Я – русский», собравшей миллион просмотров (уже замалчивать не получится!), хотя и высказывает предположение, что эта популярность вызвана наличием пародии «Я узкий». Поскольку саундтрек популярен, находится объяснение: это потому что музыкальный строй его европейский, а вот прочие… Не знаю, как профессиональный музыковед сумела проигнорировать различие в музыкальном строе европейских песенных традиций. Наверное, она имела в виду современные рок-интонации, которые и впрямь выравнивают многие местные различия. Так что получается, что песня о русском поставлена во вполне космополитический ряд.
Но самое интересное – то, что пишет Анна В. обо «всех прочих песнях», которые она более или менее явно объявляет убогими по музыкальному строю. Во-первых, ее смущает, что главные транспозиции в большинстве «пророссийских песен» это аккорды построенные на тонике, субдоминанте и доминанте. Но тут уж зрители в комментах, имеющие музыкальное, пусть начальное, образование, отмечают, что эти моменты характеризуют всю европейскую музыку, как песенную, так и классическую симфоническую. Конечно, не только эти гармонии использовали великие композиторы. Да и додекафонические изыски двадцатого века лежат вне их. Но речь идет о популярной песне. Ну и чтобы намек был понятней, заявляет, что это направление принято называть «блатняком». «Не в осуждение, — добавляет она. – Просто такой стиль». Для подавляющего большинства слово «блатняк» имеет вполне определенные коннотации. – и не сказать, чтобы положительные. Чтобы их усилить, Анна настойчиво обращает внимание на то, что в песне «Брат Колька», исполнявшейся А. Скляром, слово брат в разных вариантах повторяется множество раз. Снова намек очевиден: такое обращение у нас уже лет тридцать прочно ассоциируется с криминальной средой. В общем, слушатель подсознательно ощущает: правительство поддерживает «вату», криминал и примитив.
Правда анализируемая песня на самом деле про брата – в семейном смысле. О том, как один из двух братьев-черниговцев когда-то переехал в Белгород, и теперь воюет в армии РФ, а родной брат Колька мобилизован в Украинскую армию. И «русский» брат напоминает, что черниговщина – это и его родная земля. Песню я слышала в подмосковной Малаховке, и ее слушали многие. Тема братоубийственного конфликта сейчас очень важна для российской стороны, И для украинской, полагаю тоже – недаром ее так усердно забивают поделками вроде «никогда мы не будем братьями». И как видим, в русском сегменте ютьба этим тоже занимаются.
Вроде бы не так уж и важно: подумаешь, песня, и впрямь, не особо изысканная. Так что общее ощущение «ваты и блатняка» создать не очень-то трудно. А осадочек остается….
Понятие «мягкой силы» включает в себя создание притягательности какого-то места, государства, идеи. Но вполне можно создавать и отрицательную мягкую силу – неосознанное отвращение, которое человек и объяснить-то не может. Но работает огого как! В 90е так создавалось отвращение к коммунистам, КПРФ, Зюганову. По инерции антиком-боты появляются до сих пор. Хотя общий тренд диктует прямо противоположное. Удастся ли властям выработать внятную информполитику и применять в ней не тупое вранье (этого у нас, слава Богу, все-таки стесняются), а тонкие средства, которые пока чаще всего работают на противостоящие силы?
Елена Борисова, доктор филологических наук.
Добавить комментарий